Перспективы нормандского формата. Встреча на уровне глав внешнеполитических ведомств
Согласно заявления министра иностранных дел Германии Хайко Мааса, встреча нормандской четверки пройдет в видеоформате на уровне глав внешнеполитических ведомств в конце апреля.
Маас подчеркнул: стороны согласились, “что значительная часть решений парижского саммита так и не выполнена”, и поскольку обмен пленными все же состоялся, “решениям и их выполнению необходимо придать новый импульс”.
Вот только прежде чем говорить о том, что “обмен пленными все же состоялся”, нелишним было бы вспомнить, что базовое условие для составления каких бы то ни было адекватных списков и продуктивной работы по гуманитарному треку так и не выполнено – представители МККК так и не были допущены в тюрьмы на оккупированные территории, а имели возможность поговорить с удерживаемыми ОРДЛО лицами только непосредственно перед обменом. Кроме того, необходимость доступа представителей “Красного креста” на оккупированные территории была прописана как итог нормандского саммита, и это условие так и осталось невыполненным. Так что куда уместнее говорить не о неком “новом импульсе”, а о честном разговоре о срыве всех существующих договоренностей со стороны РФ.
Переговоры в ТКГ
На этой неделе состоялась очередная видеовстреча ТКГ, которая продолжалась с 20.04.2020 по 22.04.2020. По итогам переговоров боевики, по уже сложившейся традиции, опубликовали свою версию итогов работы в подгруппах.
Представители НВФ сетовали на отказ украинской стороны “согласовывать с ними законопроекты, необходимые для политического урегулирования”. Кроме того, не отступается РФ и от идеи “согласования регламента работы ТКГ и профильных групп”. Через подконтрольные ей оккупационные администрации ОРДЛО было заявлено о том, что Украина все же предложила в письменном виде свой проект, но он, ожидаемо, не удовлетворил РФ и ее НВФ – по их словам, “украинский проект противоречил сути Минских соглашений”.
Очевидно, речь идет о предложенной Украиной концепции создания рабочей группы по вопросам границы, куда, согласно заявлению представителей ОП, должны войти представители таможенных и пограничных служб Украины и России, а посредником должны выступить представители ОБСЕ. Эта группа необходима для выработки механизма восстановления контроля над участком государственной границы, который сегодня захвачен незаконными формированиями.
Не менее очевидно и то, что это совсем не желаемая РФ интерпретация регламента – ведь оккупирующая сторона рассчитывает на письменное обязательство текстовой фиксации переговоров ТКГ с последующим визированием не только сторонами переговоров, но и представителями оккупационных администраций, которые явно намерены подписывать эти “протоколы” как и подготовленные РФ черновики – называя себя “полномочными представителями ДНР и ЛНР”. А под созданием новых групп в рамках ТКГ в РФ понимают исключительно механизмы прямого диалога, где боевики будут фигурировать уже в качестве стороны переговоров, что противоречит сути ТКГ.
Вопрос о Консультативном совете не упоминался боевиками в по итогам переговоров, зато затрагивался министром реинтеграции ВОТ Алексеем Резниковым в его интервью “Донецким новостям” от 21.04.2020. Так, Резников снова утверждает, что в КС не смогут войти боевики, что является откровенной неправдой, если отталкиваться от пресловутых “протоколов Ермака” от 11 марта, где было сказано, что стороны определяют порядок назначения в КС самостоятельно ( и это касается всех, включая ОРДЛО). Резников же продолжает говорить о том, что “порядок назначения уточняется, это должна быть зеркальная процедура”.
Также Резников упомянул, что КС не стал предметом переговоров на этой неделе потому, что “не была получена информация о позиции ОБСЕ, Германии и Франции”.
Как становится ясно из всего вышесказанного, в ОП и Минреинтеграции продолжают говорить о Консультативном совете, но понимая под ним что-то отстоящее очень далеко от тех проектов, которые подписал глава ОП Андрей Ермак. Пока ситуация выглядит как попытка переинтерпретировать подписанное Ермаком, но эта попытка обречена быть провальной, так как все “маневры” украинской стороны на этом направлении – предельно прозрачны и неаккуратны.
Единственной страховкой от создания этой “переговорной платформы” в рамках политподгруппы ТКГ остается позиция Германии и ОБСЕ.
Во время переговоров в ТКГ была затронута и тема отвода сил и средств на новых участках. РФ через боевиков продолжает говорить о том, что отводы необходимы, чтобы снизить количество обстрелов. Нечто подобное говорит и официальная украинская сторона – на сайте ОП было сказано, что при определении новых точек отвода в первую очередь должен учитываться гуманитарный аспект и безопасность местных жителей.
Проблема состоит лишь в том, что от отводов на отдельных участках, жителям н. п., попадающим в зоны отвода, не становится жить ни спокойнее, ни безопаснее. Ведь обстрелы по окраинам участков разведения и даже по самой их территории фиксируются регулярно. Такая ситуация является вполне закономерной, если учесть, что на пилотных участках отвод проходил с нарушениями требований Рамочного решения ТКГ от 20.09.2016, т. е. не был ни синхронным, ни зеркальным.
При этом боевики продолжают сетовать, что в переговорах не принимает участие Леонид Кучма, и заявили, что дата новой встречи в рамках данного формата будет определена позже.
Телефонный разговор Меркель и Путина
На сайте Администрации президента РФ появилось сообщение о разговоре между канцлером Германии Ангелой Меркель и Владимиром Путиным.
Было подчеркнуто, что беседа состоялась по инициативе ФРГ, но ей, тем не менее, была дана абсолютно российская интерпретация:
“Акцентирована необходимость последовательной реализации минского “Комплекса мер” и решений, принятых на саммитах в “нормандском” формате. Отмечено, в частности, что украинские власти должны выполнять обязательства по политическим аспектам урегулирования, включая законодательное закрепление особого статуса Донбасса”.
Если говорить о “последовательной реализации минского Комплекса мер”, то окажется, что необходимо вести речь о всеобъемлющем прекращении огня, отводе российских войск от Дебальцева, и верификации этого процесса со стороны ОБСЕ, а не о политической составляющей урегулирования до достижения прогресса с безопасностью. Но руководство РФ, как и всегда, не проявляет ни малейшей заинтересованности в логическом подходе к документам, а говорит лишь о том, что хотело бы слышать.
Решение относительно пошлин на паспорта РФ для жителей ОРДЛО
Проект об отмене госпошлин на паспорта РФ для жителей ОРДЛО, о котором стало известно на прошлой неделе, был поддержан Госдумой в первом чтении и в целом.
Но, как уже было неоднократно сказано, эта “гуманитарная мера” так или иначе является симулякром. Сегодня у жителей ОРДЛО нет возможности получать российские паспорта, т.к. “паспортные туры” в Ростовскую область приостановлены “указами” оккупационных администраций “до особого распоряжения”.
Первый “официальный” случай смерти от коронавируса в ОРДЛО
22.04.2020 руководство так называемой “ДНР” отрапортовало о “первом зарегистрированном летальном случае коронавируса в республике”. В ОРЛО оккупационная администрация сообщала о смерти больного коронавирусом пациента, но утверждала, что “смерть наступила вследствие сопутствующей сердечно-сосудистой патологии”.
Необходимо подчеркнуть: все то, что происходит на оккупированных территориях, является зоной ответственности оккупирующей стороны, которая, очевидно, не в состоянии оказать необходимую медицинскую помощь местному населению.
Кроме того, доступ СММ ОБСЕ к оккупированным территориям по-прежнему ограничивается боевиками, а это значит, что полной и объективной картины происходящего на оккупированных территориях по-прежнему нет.
ИСТОЧНИК: hvylya.net