Интервью Алексея Резникова N1. Новые апелляции к “хорватскому опыту”
Во время рабочей поездки в Хорватию министр реинтеграции Алексей Резников дал интервью телеканалу N1, которое было опубликовано 15.10.2020.
Во время этой беседы вице-премьер-министр Украины заявил о том, что намерен воспользоваться некоторыми элементами хорватского опыта. А именно – переходным периодом для реинтеграции территорий. Резников упомянул, что одной из задач своего ведомства видит подготовку закона, который бы регламентировал такой период. Помимо этого, министр реинтеграции затронул тему правосудия переходного периода, апеллируя к опыту Хорватии, где речь шла даже не об амнистии, а о прощении тех, кто взял в руки оружие, но не совершил военных преступлений. Резников отметил, что главная задача в переходный период и в ходе реинтеграции – установление доверия между людьми.
Интервьюером было подчеркнуто, что этого доверия в Хорватии так и не удалось достичь даже спустя 25 лет после завершения процесса мирной реинтеграции. Украинский министр не стал комментировать это утверждение напрямую, сказав лишь о том, что он намерен заранее подготовить представителей местной власти для ныне оккупированных городов, которые смогут начать свою работу сразу после освобождения этих территорий.
В целом, это интервью больше напоминало попытку сопоставить две несопоставимых изначально войны. И каждый из примеров, приведенных собеседниками, доказывал, что:
– хорватский опыт никогда не был настолько успешным, как его пытается представить команда, непосредственно занимавшаяся мирной реинтеграцией хорватского Подунавья. Об этом открыто говорилось и в данном интервью, но глава украинского Министерства реинтеграции не захотел комментировать откровенно критические утверждения;
– сербо-хорватская и российско-украинская война имеют в своей основе разные причины и предпосылки. В Украине не идет и никогда не шла речь о межэтническом конфликте, и именно поэтому большинство попыток перенесения хорватского опыта на нашу почву не имеет смысла. Ивана Драгичевич, интервьюер и главный международный корреспондент N1, попыталась говорить о том, что люди, проживающие на оккупированных территориях, могут захотеть “сохранить свою русскую идентичность”, но вряд ли сегодня можно говорить о какой-то сложившейся русской идентичности проживающих в ОРДЛО, и о том, что стороной противостояния является какое-то отдельно взятое национальное меньшинство.
Стороной конфликта является РФ, ее регулярные силы, иностранные наемники и подконтрольные РФ структуры из местного населения, которые не состоят полностью из этнических русских. Национальность в целом не является определяющим фактором, и, отвечая на этот вопрос, Алексей Резников затрагивает тему незаконной паспортизации на оккупированных территориях, но тут же пытается говорить о том, что “Украина как Хорватия будет защищать права национальных меньшинств”.
Хотя на деле, опыт Украины и опыт Хорватии отличается в этой составляющей кардинально: у нас речь идет о насильственной выдаче российских документов гражданам Украины, а не о компактно проживающем на этих территориях еще до конфликта национальном меньшинстве и\или иностранных гражданах;
– хорватский опыт в принципе нереально повторить в Украине, так как мирной реинтеграции Вуковара предшествовала череда успешных военных операций, благодаря которым была освобождена часть Сербской Краины, не имевшая соприкосновения с границами СРЮ. При этом, Резников отмечает, что на момент начала процесса мирной реинтеграции хорватского Подунавья, сами хорваты не поддерживали эту модель.
“Стокгольмские соглашения”
Тема использования отдельных элементов хорватского опыта была развита Алексеем Резниковым в интервью уже украинскому изданию “Зеркало недели”. Говоря об опыте Хорватии, Резников подчеркивал, что все его хорватские собеседники говорили о незавершенности процессов по реинтеграции даже спустя 25 лет – в том, что касается самого примирения, ментальных различий. Но в то же время, министром реинтеграции был упомянут опыт совместных патрулей, состоявших из представителей местных сербов, хорватов и миротворцев ООН.
Резников отметил, что для восстановления доверия нам так или иначе понадобится некий посредник – будь то ОБСЕ или ООН, и добавил, что у него состоялись встречи с представителями стран, которые будут возглавлять ОБСЕ в следующие два года – Швеции и Польши. Отсюда и идея с появлением Стокгольмских соглашений, которые, по замыслу министра реинтеграции, должны заменить Минские.
В этом интервью также затрагивалась тема амнистии, но тезисы министра противоречили друг другу: сначала был упомянут хорватский вариант, и уже ставшая традиционной украинская мантра о том, что “амнистируют только тех, кто просто стоял на КПП, но никого не убил”, а потом говорилось о намерении проводить проверки по каждому конкретному случаю.
Противоречие состоит в том, что в Хорватии задействовался механизм прощения, не предполагавший даже судов, о чем открыто говорила политический координатор реинтеграции хорватского Подунавья Весна Шкаре-Ожболт во время своих визитов в Украину. А проверки по каждому конкретному случаю, упомянутые Резниковым – это совершенно правильная и трезвая идея, равно как и его замечание о том, что необходимо понять, кто будет заниматься такого рода деятельностью.
Очевидно, что, несмотря на все попытки говорить о хорватском опыте как о модели или уроке для нас, глава Минреинтеграции сам проговаривает, насколько существенны различия между хорватской и украинской ситуацией.
Заигрывания с темой “хорватского опыта для Украины” были одним из любимых занятий МинВОТ и при предыдущей власти. Видимо, действующая команда, работающая над урегулированием, решила перебрать все старые идеи, чтобы практически убедиться, что Украина – не Хорватия, двух одинаковых войн не может быть в принципе, а миротворцы и любые другие посредники – не панацея.
Ситуация с антибиотиками на оккупированных территориях
Оккупационные администрации ОРДЛО не справляются со своими гуманитарными обязательствами по отношению к населению. Местные жители все чаще и чаще пишут в соцсетях о том, что в аптеках так называемых “ЛДНР” нет никаких антибиотиков.
Эту информацию подтверждает и Омбудсмен Людмила Денисова: по ее словам, в ОРДЛО в сжатые сроки раскупили четырехмесячный запас противовирусных препаратов и антибиотиков.
Привлечение религиозных деятелей к ТКГ
Владимир Зеленский предложил привлечь к работе гуманитарной подгруппы ТКГ представителей религиозных организаций. На сайте ОП появилось сообщение с отчетом о встрече президента с представителями Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций, где говорилось следующее:
“Владимир Зеленский также поблагодарил представителей религиозных организаций за участие в заседании Трехсторонней контактной группы (ТКГ) и высказался за их приобщение к работе ТКГ в сфере гуманитарных вопросов, в частности взаимного освобождения удерживаемых лиц, доступа Международного комитета Красного Креста к местам содержания на временно оккупированных территориях и т. п.”
Задействование религиозных организаций в переговорах об освобождении заложников будет означать в первую очередь обретение УПЦ(МП) дополнительного веса, ведь очевидно, что РФ согласится разве что на такого “посредника”.
Источник: hvylya.net