Президентские выборы – искусство быть кандидатом и президентом. Эммануэль Макрон готовится к тому, чтобы повторно выдвинуть свою кандидатуру. Как и пяти его предшественникам, действующему президенту нужно найти правильный способ объявить о своём решении.
Президентские выборы – искусство быть кандидатом и президентом. Ещё недавно было слишком рано. Но потом может стать слишком поздно. Так когда же?
С тех пор как президентов стали выбирать путём прямого всеобщего голосования, все главы Республики повторно выдвигали свою кандидатуру. По крайней мере, когда у них была такая возможность.
В 1969 году Шарль де Голль в конце своей карьеры подал в отставку. В 1974 году неожиданно умер Жорж Помпиду. И лишь один президент не смог выдвинуть свою кандидатуру по политическим причинам – Франсуа Олланд. Но перед всеми президентами вставала дилемма – как это сделать наилучшим образом. Основная загвоздка заключается в том, что необходимо создать впечатление, что вы уже не совсем президент, но кандидат.
Не избежал этой участи и Эммануэль Макрон.
Иллюзия интриги
Выдвижение кандидатуры действующего президента Франции – секрет Полишинеля. 15 декабря на телеканале TF1 во время двухчасовой передачи «Куда идёт Франция?» (Où va la France ?) Эммануэль Макрон защищал итоги своего президентства. Но, поддерживая видимость интриги, фактически представил свою предвыборную программу.
Два часа эфирного времени для президента в самом разгаре избирательной кампании вызвали общественное негодование. Валери Пекресс обратилась в Высший совет по телевидению и радиовещанию (CSA), потребовав восстановления «равенства доступа кандидатов к эфиру и честным демократическим правилам». К ней присоединились Янник Жадо и Фабьен Руссель. Кандидаты высказались, что это «ненормально, что один из кандидатов может получить два неучтённых часа телеэфира».
Президенту пришлось оправдываться и не особо убедительно настаивать на том, что он, как и его предшественники, находится «на работе», «при исполнении (…) до последней четверти часа». На самом деле, в подобных оправданиях нет ничего нового. Желание создать образ самоотверженно исполняющего свои обязанности президента приводит к тому, что официальное заявление о выдвижении своей кандидатуры делается как можно позже.
Как это делал де Голль
Уже в 1965 году на первых всеобщих выборах главы государства уверенный в своей победе Шарль де Голль не мешает другим кандидатам проводить избирательную кампанию. Он заявляет о намерении участвовать в выборах только за месяц до истечения срока своих полномочий во время телевизионного выступления.
Верный своим представлениям о личной власти, он говорит себе о том, что «должен быть готовым к тому, чтобы продолжать свою миссию». Как ранее, двадцать пять лет назад, когда «посчитал, что должен взять на себя обязанность выполнять её, когда Франция катилась в пропасть».
И как позднее, через семь лет, чтобы «возглавить страну, чтобы спасти её от гражданской войны». Оппоненты критикуют такую позицию, как и знаменитую фразу «Я или хаос». На выборах де Голль не получил большинства голосов и избрался лишь во втором туре.
Случай представился только спустя шестнадцать лет, в условиях противостояния левых и правых. Валери Жискар д’Эстен тоже не сразу выдвинул свою кандидатуру. Отчасти из-за подорванной репутации в связи с делом с бриллиантами Бокасса. Но, главное, из-за беспощадной войны с правыми во главе с Жаком Шираком, и появлении объединившихся левых. Жискар д’Эстен сделал заявление 2 марта, менее чем за два месяца до первого тура 26 апреля.
Взвешенное заявление Миттерана
Как и Эммануэль Макрон, он настаивал, что будет выполнять «свои обязанности до конца, так как это его долг»:
«Я не стану президентом-кандидатом. Я буду гражданином кандидатом».
Гражданин Жискар проиграет 10 мая Франсуа Миттерану, который снова победит его через семь лет. Правда при несколько иных обстоятельствах – выделились два кандидата. А именно Жак Ширак, премьер-министр с 1986 года, и уходящий президент.
В новостном выпуске на телеканале Antenne 2 Ширак сделал заявление. 22 марта 1988 года, то есть за месяц до первого тура, на соответствующий вопрос Анри Санье он просто ответил «да». У него была продуманная стратегия коммуникации, после двух лет вынужденной совместной работы с Шираком, вымотанного за время работы на посту главы правительства, о чём любил напоминать ему Миттеран.
Непостижимо, но факт – он удачно выставил свою кандидатуру. И переизбрался 8 мая.
Находчивый Жак
2002 год: на этот раз в подобной ситуации оказывается Ширак. Но политический ландшафт снова изменился. Так избранный в 1995 году, глава государства почти везде проиграл.
С 1997 года, когда он распустил Ассамблею, политик оказался на пять лет с премьер-министром от объединённых левых Лионелем Жоспеном. Непопулярный, под шквалом критики со стороны Мишель Аллио-Мари, представительницы его же лагеря, Жак Ширак сделал ставку на проблему безопасности. В этом ему помогли ряд СМИ, а также отсутствие единства среди левых. И поскольку он не президент, ему было выгодно как можно раньше выдвинуть свою кандидатуру. Что он и сделал 11 февраля, более чем за два месяца до первого тура, назначенного на 21 апреля.
Заявление Жак Ширак облёк в довольно остроумную форму. Во время поездки в Авиньон он, делая вид, что спонтанно отвечает своей единомышленнице мэру Мари-Жозе Руа, произносит следующее:
«Дорогая Мари-Жозе Руа, вы мне задали прямой и недвусмысленный вопрос. Что ж, я отвечу на него так же: да, я кандидат».
«Незакомплексованный» Саркози
Через десять лет Николя Саркози для объявления о своём участии в выборах использовал вечерний восьмичасовой выпуск новостей. Первый срок Николя Саркози отличился изобилием словесной и идеологической жёсткости. Несмотря на непопулярность, сдобренную многочисленными скандалами, «незакомплексованный» кандидат от правых тоже захотел поиграть в президента. Смешение жанров, а также неучтённая в расходах на кампанию встреча «президента» с избирателями будут стоить ему расследования прокуратуры. 15 февраля, за два месяца и одну неделю до выборов, он объявил в эфире телеканала TF1:
«Не спросить доверия французов было бы равнозначно оставлению поста».
Впрочем, граждане попросят освободить место для другого избранника. Но Саркози, в отличие от Франсуа Олланда, имел хотя бы возможность поучаствовать в гонке.
Автор: Бенджамин Кёниг
Источник: L`Humanite