Киев, 12 ноября 2015 года (ПолитКом, Николай ВОРОБЬЕВ). В современном глобальном мире мне мало верится в субъектность отдельных государств. Даже такие сверхдержавы, как США, Китай, Германия должны находить консенсус по ключевым очень спорным вопросам, как например, санкции против РФ, согласования совместных действий против ИГИЛ, частичное снятие ограничений с Ирана в обмен на сокращение ядерной программы, торговое соглашение в рамках TPP, которые объединят рынки 50 стран Азии и многие другие глобальные вопросы.
Другими словами, современная геополитика – это, в первую очередь, командная игра и искусство компромиссов между ключевыми игроками, у которых часто полярные взгляды на события и то, как на них реагировать. Многие спорные вопросы регулируются нормами международного права и/или межгосударственными Организациями, как надправительственные институты, членами которых являются все сильные экономики мира: ООН, НАТО, ОБСЕ, ОПЕК и прочие.
Но, несмотря на это, самые принципиальные и спорные решения принимаются за закрытыми дверьми даже без участия не только прессы, но и топовых политиков. Многие вещи по-прежнему будут скрыты от глаз простого обывателя, и о них можно будет только догадываться, анализируя информацию на поверхности.
Учитывая этот факт, склонен предполагать, что у Запада есть некий План по поводу Украины и всего региона. Это никакая не конспирология, поскольку о планах можно догадаться по информации, которая уже имеется «на столе».
В данном случае Украине очень повезло, поскольку Запад хочет примерно того же, что и большинство украинских граждан. Это честные и прозрачные выборы, очистка от коррупции, деолигархизация страны, повышение социальных стандартов, сильная армия и обороноспособность, постепенное продвижение Украины в сторону ЕС, правда, пока без каких либо гарантий членства в Евросоюзе и НАТО.
Откуда у меня такие выводы? Опять же, все лежит на поверхности. Если бы Запад хотел сдать Украину в сферу интересов РФ, давно бы сдали еще в начале. Если бы Евросоюз хотел отвернуться, давно бы сняли санкции с России сразу после прекращения огня на Донбассе, зачислив это как выполнение Кремлем «Минских соглашений». Также не появился бы пакет о «безвизовом» режиме для Украины, за который до сих пор так ревностно дерутся некоторые нардепы в Раде, туда же финансовая помощь МВФ, Мирового банка, прочих частных и государственных фондов в ряде стран.
Если бы Украину хотели оставить на «попечительство» Кремля, сюда бы каждую неделю не ездили Конгрессмены США, делегации Евросоюза и прочие высокопоставленные чины, которым, уж поверьте, кроме Украины проблем с головой!
В этом случае Украине и ее руководству очень повезло. Поскольку Запад склонен помогать стране развиваться. Другая ситуация в Сирии, РФ, Палестине, большинство граждан которых готовы сжигать флаги ЕС и США, поскольку на них свалилась вся финансовая и политическая мощь Запада. Не открою секрет, если скажу, что в Вашингтоне и Брюсселе сидят не только «белые» и «пушистые». С этих же высоких кабинетов поступали приказы о бомбардировках Ирака, Афганистана, бывшей Югославии, Ливии, во время которых погибли тысячи граждан, не обязательно с оружием в руках. Но такие правила игры “realpolitik” и с этим ничего не поделаешь. Пока будут существовать государственные институты, разного рода альянсы, до тех пор будут продолжаться войны.
Без преувеличения могу сказать, что сегодня над разрешением кризиса в Украине (всем регионе) «ломают головы» самые продвинутые умы в мировых научных центрах, политических и финансовых кругах. Как сделать так, чтобы Украина стала если не частью ЕС, то хотя бы процветающей и страной со стабильной экономикой, с которой можно наладить надежное сотрудничество в будущем?
По данному вопросу имеется консенсус и эта политика Запада реализуется у нас на глазах!
Что меня волнует, так это невежество многих украинских политиков, которые не понимают глобальных правил и командной игры. На словах лидеры фракций могут заверять коллег из Вашингтона и Брюсселя о приверженности западным ценностям и готовности двигаться в их фарватере. Но на деле могут проваливать архиважные законопроекты, руководствуясь местечковыми интересами и «хуторским» способом мышления. Таким образом, проваливая всю выстроенную за них схему!
Другое дело, если бы они сами могли что-то предложить Западу, опираясь на собственный опыт, знания, образование. Но увы, в основном, далее попрошайничества дела не доходят. Безусловно, в стране имеется множество полезных инициатив, которые находят свое воплощение в жизни. Но все они меркнут на фоне неэффективного государственного аппарата, коррупции, кулуарных «договорняков» с поправкой на личные интересы.
Возможно, сейчас выскажу крамольную вещь, но когда Виктория Нуланд сидела в ложе ВР и продавливала принятие поправок в Конституцию в рамках «Минских договоренностей», я был рад этому. Поскольку, если помощник Госсекретаря США по вопросам Евразии приехала в этот Богом забытый край, в этом был смысл и стратегия. Поскольку уверенно могу говорить, что Штаты никогда и ничего не делают просто так, особенно во внешней политики. Сорри, но к Нуланд и ее профессионализму у меня доверия в сто крат больше, чем ко всем нардепам вместе взятым, включая АП.
И если сейчас политики валят «безвизовый режим» из-за, по сути, мелочных поправок к Трудовому кодексу, тогда насколько можно им доверяться в более серьезных вопросах? Например, если Запад согласится разместить в Украине противоракетные системы обороны (ПРО), кто готов взять на себя ответственность по реализации столь глобального проекта? С позиции Запада: как мы им можем представить “action plan” по вступлению в НАТО, если они даже в мелочных законопроектах едва достигают компромисса?
Иными словами, Запад заинтересован в развитии демократии, и не только в Украине. Другой вопрос в том, что многие политики просто-напросто злоупотребляют этим термином, протягивая под ним собственные «хуторские» интересы на пару «лямов». Что, в результате, может и вовсе поломать планы международных игроков в регионе.
Я часто апеллирую к западным политикам, что у них нет прямых рычагов влияния на украинских коллег, кроме убеждений выполнить требования МВФ с тем, чтобы через 10-15 лет страна ощутила реальные улучшения и возможно, стала полноценным членом ЕС и НАТО. Здесь эти аргументы не работают. Все эти доводы упираются в местечковые интересы и недальновидность местных визави.
Сколько хватит терпения и ресурсов у Запада, я не берусь судить. Знаю лишь одно, когда в политике не можешь договориться/рассчитывать на своего партнера и никакие доводы не срабатывают, тогда идут к более «договорчивым» и надежным, пускай даже к тем, у кого проблемы с демократией и правами человека. Это правила “realpolitik” и с этим ничего не поделаешь.