додому Економіка Деньги на страхе

Деньги на страхе

171

Денис Горбач “Бизнес” 23 марта 2009
Финансовые спекулянты с Запада неплохо зарабатывают на страхах перед дефолтом экономик Восточной Европы

Звоночек

О катастрофической ситуации в Украине и других странах Восточной Европы уже знают не только жители самих этих стран и экономические эксперты, но и обыватели во всех уголках Земного шара — благо эта тема активно муссируется мировыми СМИ уже более месяца. Основное содержание репортажей и аналитических статей — страны бывшего соцлагеря вследствие обвала финансовых пирамид находятся на грани пропасти, со дня на день грядет серия суверенных дефолтов, и если срочно не начать спасать восточных европейцев, то они потянут за собой в бездну и весь цивилизованный мир.

Перечисляются одни и те же неутешительные факты, которые действительно имеют место. Восточноевропейские страны на самом деле пережили экономический бум, обусловленный, в основном, краткосрочными западными инвестициями (в особенности много денег несли западноевропейские банки), которые теперь стремительным потоком утекают (собственно, уже почти все утекли) из региона, оставив ни с чем местных жителей с их правительствами и центральными банками. Объемы потерянных денег настолько велики, что Австрия и другие страны (Бельгия, Греция, Италия, Швеция), инвестировавшие в Восточную Европу, забили в набат, попытавшись собрать пакет помощи в EUR150 млрд для восточных окраин ЕС. Австрийцам есть за что переживать: их банки выдали в Восточной Европе кредитов на EUR230 млрд, что равняется 70% ВВП этой альпийской республики. Причем 10% этих кредитов, по оценке МВФ, “плохие”. Всего же Восточная Европа одолжила EUR1,7 трлн, из которых в этом году должна вернуть EUR400 млрд.

Еврокомиссия помогать кому-либо отказалась, заявив устами канцлера Германии Ангелы Меркель, что в такие тяжелые времена каждый должен рассчитывать на себя. Предоставить деньги вызвался только МВФ — естественно, на своих условиях, давно ставших притчей во языцех. Предполагается, что государство, чтобы получить кредит, проведет ряд непопулярных неолиберальных реформ, а сами деньги передаст банкам, которые погасят долги перед западными кредиторами. Результат — огромные государственные долги перед МВФ и пустые банки с долгами перед государством.

Кроме того, вся Восточная Европа выстроила экономики, сильно зависящие от экспорта, а объемы спроса на их продукцию, как назло, резко сократились (см. БИЗНЕС №44 от 03.11.08 г., стр.47, 48). Восточные члены ЕС, живущие за счет экспорта в еврозону, вообще неожиданно для себя натолкнулись на торговый протекционизм внутри Евросоюза. В частности, от протекционистских барьеров, воздвигаемых внутри самого ЕС, страдает автопром Польши, Чехии, Словакии и Венгрии. Но полностью отгородиться в условиях единого ЕС от “новой Европы” не получится, и “валящиеся” восточные страны потянут за собой и старую Европу, утверждают западные эксперты. Таким образом, к западным странам бумерангом могут вернуться экономические “реформы”, навязанные ими в свое время Восточной Европе: деиндустриализация, раздутый сектор услуг, жизнь в долг за счет дешевых кредитов. “Когда восточноевропейские страны были в социалистическом лагере, они были фасадом системы, самыми развитыми и преуспевающими, да еще и дотировались центром. А сейчас они самые отсталые в Евросоюзе, к тому же эксплуатируются центром”, — констатирует директор Института проблем глобализации (г.Москва; с 2002 г.) Михаил Делягин. Впрочем, следует признать, что вплоть до прошлого года Восточная Европа получала крупные дотации и от Брюсселя. Наиболее глубоко, по всеобщему мнению экспертов, в кризисе погрязли Венгрия, страны Балтии и Украина.

Впрочем, страдает не только бедная Восточная Европа. Например, 4 марта американский миллионер Уоррен Баффет, считающийся одним из самых опытных инвесторов США, устроил панику на европейских рынках. Он заявил, что за прошлый год потерял $11,5 млрд, и весьма нелестно отозвался о состоянии экономики США, которая “находится в разрухе и, возможно, будет в таком состоянии и в дальнейшем”. Напуганные подобными откровениями ведущего инвестора участники европейского рынка обрушили индексы на главных биржах Евросоюза на 4-5%.
щелчок

На самом же деле в некоторых отношениях ситуация вовсе не настолько критична, как об этом пишут. Так, упомянутые EUR23 млрд проблемных кредитов австрийских банков меркнут перед многими триллионами (!!! — Ред.) “плохих” активов на счетах западных финансовых учреждений. Согласно такой логике, главная угроза всему миру — это экономика Западной, а вовсе не Восточной Европы. В целом, на балансах восточноевропейских банков значительно меньше “токсичных” активов, чем на балансах финучреждений Западной Европы. Более того, средняя задолженность жителя Восточной Европы по ипотеке намного меньше, чем жителей, например, Великобритании. Преждевременными выглядят предсказания “парада дефолтов”: хорошо известно, что у стран Восточной Европы (и у Украины в том числе) объемы государственных задолженностей меньше, чем в среднем по ЕС (и вообще смешны по сравнению с госдолгом США). Тем не менее во второй половине февраля панические статьи в британской прессе (в частности, во влиятельных “Telegraph”, “Financial Times”, “Economist”) дали старт целому потоку мрачных пророчеств о конце света, который вот-вот начнется в Восточной Европе и охватит весь мир. “Вероятно, это стало одной из наиболее освещаемых историй”, — говорит нью-йоркский инвестиционный менеджер Амер Бисат.

Набат
Однако громкие призывы помочь Восточной Европе и живописания грозящих ей страданий вольно или невольно дают другой результат. Сгущая краски, авторы подобных воззваний объективно действуют на руку международным финансовым спекулянтам, играющим против восточноевропейских экономик на международных биржах. По прошествии месяца оказалось, что стенания по поводу восточноевропейских бедствий не тронули сердец евробюрократов, которые отказались от идеи скоординированной антикризисной политики и предоставили восточным товарищам выкарабкиваться самостоятельно. Но вот крупнейшие рейтинговые агентства Moody’s, Standard&Poor’s и Fitch немедленно снизили рейтинги восточноевропейских стран. Это подогрело панику, на которой смогли заработать и некоторые хедж-фонды и инвестиционные банки, чьи биржевые ставки против экономик Польши, Венгрии, Румынии, России, Украины, Казахстана и стран Балтии начали приносить прибыль.

19 февраля американская деловая пресса (в частности, “Wall Street Journal”) опубликовала список финучреждений, извлекших наибольшую выгоду из этой информационной кампании. Так, Goldman Sachs еще в декабре 2008 г. начал игру на понижение курсов польского злотого, чешской кроны и турецкой лиры к евро. В феврале 2009 г. банк закрыл позицию с прибылью 8%.

Лондонский хедж-фонд North Asset Management, удачно ставя против польской, венгерской и чешской валют, получил в 2008 г. 7% прибыли. Еще один лондонский хедж-фонд — Pivot Capital Management — в середине 2007 г. предупредил, что Венгрия и страны Балтии близки к валютному кризису по типу азиатского (1998 г.), и посоветовал покупать кредитно-дефолтные свопы (CDS, страховки на случай объявления дефолта; см. БИЗНЕС №5 от 02.02.09 г., стр.28-30) этих государств, пока они дешевы. В результате игры фонда против Латвии стоимость латвийских CDS подскочила: годовой взнос в оплату пятилетнего страхового полиса, защищающего EUR10 млн, вырос за год с EUR127 тыс. до EUR800 тыс., а в середине февраля достиг EUR928 тыс. Основные фонды Pivot Capital Management за это же время выросли на 52%. “Крушение по таиландскому сценарию может оказаться заразным и вызвать эффект домино”, — стращал инвесторов в феврале нью-йоркский хедж-фонд Atlas Capital Management, специализирующийся на восточноевропейских рынках. Корпорация прогнозирует на 2009 г. “несколько катастроф” в регионе.

Крупные игроки задают тон, и тенденция многократно усиливается ставками сотен тысяч индивидуальных биржевых игроков. В результате растет стоимость CDS для той же Украины, рейтинговые агентства еще больше понижают суверенные котировки страны, долгосрочные инвесторы в ужасе бегут домой, прихватив капиталы, и страна приближается к суверенному дефолту уже в реальности, а не только в досужих пересудах. БИЗНЕС уже анализировал перспективы дефолта Украины, проводя параллели с азиатским и аргентинским экономическими кризисами (см. №3 от 19.01.09 г., стр.22-24). Похоже, что кризис 1998 г. действительно модельный для Украины и остальных стран региона в нынешней ситуации, а это должно предостеречь нас в отношении финансовых спекулянтов. “Во время всех последних кризисов наблюдалось стадное поведение, ухудшавшее общее положение. А в Юго-Восточной Азии вообще кризис был начат только из-за паники инвесторов, хотя общие макроэкономические показатели были хорошие, не в пример сегодняшней Украине”, — напомнил БИЗНЕСу главный научный сотрудник Института экономического прогнозирования НАНУ Владимир Сиденко.

Впрочем, как правило, спекулянты лишь добивают уже упавшие экономики. “Сначала действуют объективные причины, экономика подкашивается, а потом приходят спекулянты и лишь усугубляют ситуацию своими действиями, — цитирует нобелевского лауреата Пола Кругмана г-н Делягин: — В России, например, все обходится и без иностранцев, хватает и своих спекулянтов. Думаю, у нас меньше времени осталось, чем у Чехии: в феврале сокращение валовых резервов затормозилось, но в апреле оно возобновится и к концу года наберет размах. А в конце 2010 г. нас ожидает неконтролируемая девальвация”.

Трембита
По словам президента Украинского центра развития внешнеэкономических отношений (г.Киев; с 2001 г.) Анатолия Пинчука, финансовые спекуляции делятся на два типа. Примером “чистых” спекуляций могут служить манипуляции финансиста Джорджа Сороса с фунтом стерлингов. При втором типе игроки заходят на внутренний рынок, раздувают рынок, например, недвижимости и уходят с капиталами. “Для этого, как правило, нужно создать финансовый пул, иметь структуры на территории данной страны, располагать инсайдерской информацией и запускать дезинформацию. Так Украину международные спекулянты отыграли в 2007-2008 гг., “надув” рынок недвижимости и земли”, — объяснил БИЗНЕСу
г-н Пинчук. Сейчас, по его словам, спекулянты будут играть с суверенными долговыми обязательствами Украины. “Их продают за нормальную цену и раздувают вокруг страны истерию. Когда цена падает, спекулянты покупают обязательства по дешевке, зная, что дефолта не будет”, — говорит эксперт. Возможен и другой тип игры, губительный для “подопытной страны”, когда задешево покупаются CDS. После чего паника нагнетается настолько, что дефолт действительно становится неизбежен (если напуганные контрагенты откажут предоставить стране заимствования, запланированные еще давно) — и свопы на ура расходятся по взвинченным ценам.

гармония
Можно ли предотвратить такие сценарии? “Все, чем располагает государство, несоизмеримо с ресурсами международных корпораций, занимающихся спекуляциями”, — сетует Владимир Сиденко. “Желающие выступить против спекулянтов не имеют достаточного количества денег”, — согласен с ним директор Центра исследований европейской политики (г.Брюссель; с 1983 г.; 30 чел.) Даниэль Грос. По большому счету, приходится просто проводить по мере возможностей разъяснительную работу среди “серьезных”, долгосрочных инвесторов и уговаривать их не делать резких движений. “В долгосрочной перспективе им самим будет невыгодно что-то предпринимать и выводить средства”, — говорит г-н Сиденко. Впрочем, государственные мужи, которым следовало бы заняться такими увещеваниями, озабочены другим: по словам эксперта, заявления украинских политиков тоже сыграли немалую роль в раздувании мировой паники вокруг Украины.
Многие центральные банки пытаются бороться с финансовыми спекуляциями, поднимая учетную ставку, которая подтягивает за собой процентные ставки в стране. Это делает валютные операции более дорогими для спекулянтов. Так поступило, например, венгерское правительство в октябре прошлого года, но оно вмешалось слишком поздно, и форинт продолжил падение. О поддержании процентных ставок на высоком уровне говорилось, кстати, и в совместном меморандуме украинского правительства и МВФ (см. БИЗНЕС №44 от 03.11.08 г., стр.47, 48). Но в украинской ситуации этот метод сродни наложению жгута на шею пациенту: в то время как весь мир опускает ставки практически до нуля, пытаясь оживить деловую и потребительскую активность, Украина, где и до этого ставки были высокими, собирается и дальше душить ими экономику, и в дополнение ко всему Национальный банк всеми силами добивается сжатия денежной массы, поскольку очень боится инфляции (подробнее см. стр.12, 13. — Ред.).
Однозначных рецептов, как бороться с международными финансовыми спекулянтами, нет. Более того, сами спекулянты утверждают, что их влияние преувеличено — они лишь следят за тенденциями рынка.
Впрочем, еще в 1970-е годы вынашивались планы, как приструнить чрезмерно ретивых биржевых спекулянтов. Нобелевский лауреат по экономике Джеймс Тобин в 1971 г. (в ответ на “отвязывание” доллара США от золотого обеспечения администрацией Ричарда Никсона) предложил для обеспечения стабильности новой международной финансовой системы ввести 1%-ный налог на краткосрочные валютные операции. Инициатива не была реализована, о ней вспомнили лишь во время “азиатского кризиса” 1998 г. Идею подняло на щит антиглобалистское движение, ее поддержал другой экономист-нобеляр — Джозеф Стиглиц. Ломались копья по поводу того, кто будет взимать налог — многие считают, что это должна быть какая-нибудь международная структура, а не национальные государства. Велись дискуссии относительно налоговой ставки — было решено снизить ее до 0,1-0,25%. Но даже этого хватило бы, чтобы, с одной стороны, ограничить объем финансовых пузырей и умерить аппетиты спекулянтов, с другой — профинансировать масштабные социальные проекты. Но на практике “налог Тобина” пока введен только на региональном уровне в Латинской Америке стараниями венесуэльского и аргентинского президентов. На европейском континенте ближе всего к реализации этой инициативы находится Бельгия, принявшая закон, согласно которому местный вариант “налога Тобина” будет введен в стране, как только такой же закон примут все остальные страны еврозоны. Даниэль Грос считает невозможным введение “налога Тобина” в нынешних условиях. “Прежде всего, непонятно, кто его будет вводить и на каких территориях он будет действовать? На территории Евросоюза, в Украине, при пересечении границы?” — недоумевает он. В то же время эксперт уверен, что Украина и без этого инструмента может самостоятельно контролировать внутренний и внешний потоки капиталов. “Я не понимаю, почему ваши Нацбанк и правительство не контролировали приток капиталов в страну, когда он происходил. Но по крайней мере сейчас вы можете ввести необходимые нормы и контролировать все операции по выведению капиталов”, — заявил он БИЗНЕСу. Приблизительно о том же говорит и Владимир Сиденко: “Государство может предупреждать спекулятивные атаки, ограничивая вливание краткосрочных капиталов и позволяя делать только прямые долгосрочные инвестиции. Например, именно так поступает Китай”.
Все это рецепты, скорее, для предотвращения подобных ошибок во время последующих кризисов. Сейчас же, по мнению г-на Сиденко, украинское правительство должно разрешить все спорные вопросы с МВФ и начать переговоры с иностранными корпорациями о реструктуризации корпоративных долгов украинских банков и нефинансовых учреждений. И, само собой, стоило бы научиться отбивать информационные атаки, отличая их от взвешенной аналитики. Иначе финансовые воротилы и в дальнейшем будут провоцировать в стране кризисы и пользоваться их последствиями, тогда как очередное правительство беспомощно будет пытаться “не открывать кризису двери”.

https://www.business.ua/i843/a24881

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я