150 лет назад, в XIX веке, центр промышленного производства переместился из Китая в Великобританию. В последние 25 лет все вернулось на свои места: промышленное производство вернулось в развивающиеся страны. В это же время появились новые отрасли промышленности: прорыв произошел в биотехнологиях, информационных технологиях и в других направлениях.
Бурное развитие мировой промышленности и ее глобальная диверсификация пришлись на золотой век мировой экономики, который закончился в 2008 году крахом Lehmann Brothers. В Chatham House – одном из самых известных британских аналитических центров – подвели итоги развития мировой промышленности и подготовили прогноз на несколько десятков лет вперед. Эксперты также детально проанализировали состояние трех ключевых отраслей мировой промышленности – авиа- и автомобилестроения и фармацевтики – и торговли.
Четыре тенденции мировой промышленности: производство становится сложнее и перемещается в развивающиеся страны
- Доля промышленности все меньше. Доля промышленности в мировом ВВП сокращается уже несколько лет подряд. В развитых странах на сектор услуг приходится все большая доля. Но доля промышленности упала в выпуске Африки и Латинской Америки.
- В Азии доля промышленности в ВВП постоянна. Но эта стабильность иллюзорна: в Японии она снизилась, а в Китае – выросла. При этом в Индии и Южной Корее она мало изменилась.
- При этом во всех регионах мира выросла доля услуг в ВВП, что значительно усилило темпы роста. Доля сельского хозяйства сократилась.
- Доля промышленности в ВВП начала расти только после завершения глобального кризиса. Тогда в развитых странах начались дебаты о сокращении финансового сектора и новой промышленной политике.
Доля промышленности в мировом ВВП сокращается
![](https://www.interfax.by/files/2013-07/20130716-143733-503.png)
- Производство уходит в развивающиеся страны. 15 лет назад на долю развивающихся стран приходилось лишь 20% добавленной стоимости в промышленности, сегодня – уже треть. При этом промышленность в развивающихся странах продолжает расти.
- Настоящей звездой стал Китай: в 2000 году он был самым крупным производителем в трех отраслях – табачной, текстильной и производстве товаров из кожи. 10 лет спустя Китай стал лидером в производстве одежды, изделий из резины и пластика, металлургии, электрического оборудования и машин. В 2011 году он перегнал США как промышленный производитель номер один в мире.
На развивающиеся страны приходится все больше добавленной стоимости в промышленности
![](https://www.interfax.by/files/2013-07/20130716-143733-687.png)
- Промышленность становится все сложнее. Еще одна важная тенденция – вторжение промышленных технологий в новые отрасли, вроде IT. Особенно эта тенденция заметна в развитых странах, где, практически, не осталось фабрик по производству обуви или одежды.
- В развивающихся странах росли все отрасли производства: текстильная, производство металлов и оборудования, медицинской техники. Эти товары производились как для внутреннего пользования, так и на экспорт.
- Мир зависит от ТНК. На этот же период пришелся рост значения транснациональных корпораций. Во многом из-за их инвестиций в развивающие страны. С помощью этих инвестиций передается не только капитал как таковой, но и технологии, и способы ведения бизнеса. Все больше транснациональных корпораций появляются в развивающихся странах.
Рост спроса в развивающихся странах и демография меняют лицо мировой промышленности
Спрос меняет промышленность: старое и богатое население земли хочет совсем других товаров
- Рост промышленности в том или ином регионе, в первую очередь, зависит от внутреннего спроса. К 2020 году, согласно оценке ООН, наиболее быстро будет расти население наименее развитых стран мира.
- Также на потребление повлияет процесс старения населения: это происходит повсеместно, но с разной скоростью и с разного старта. Кроме того, на потребление влияют сокращение размера домохозяйств и урбанизация.
- Рост доходов на душу населения в развивающихся странах будет быстрее, чем в развитых. К 2020 году именно на развивающиеся придется 3/4 роста покупательской способности в мире. Доля Китая и Индии в этом росте составит 43%.
Потребление в мире будет расти за счет развивающихся стран
![](https://www.interfax.by/files/2013-07/20130716-143733-433.png)
- Эластичность спроса по доходам также меняется в зависимости от сектора и уровня развития страны: когда уровень доходов низкий, их рост приводит к росту потребления товаров первой необходимости – еды, одежды и других. По мере роста доходов все чаще покупаются более дорогие товары вроде бытовой техники. Именно поэтому их производство растет.
- В мире стремительно растет средний класс: в ближайшие восемь лет в странах вырастут группы населения с доходами $5-10 тыс. и $10-20 тыс. – к 2020 году их будет на 650 млн больше. 2/3 этого роста придется на Индию и Китай. Новый средний класс будет активно тратить. Это приведет к росту спроса на автомобили и самолеты, ведь люди будут чаще путешествовать.
- В развитых странах после кризиса население будет тратить неохотно. Но все же ему придется увеличить расходы на здравоохранение из-за старения населения.
Мировой средний класс растет
![](https://www.interfax.by/files/2013-07/20130716-143733-991.png)
- Изменят мировую промышленность и новые вкусы потребителей: жители развивающихся стран перенимают западные ценности. Мировые бренды формируют спрос на новые товар. Примеры уже можно найти в Китае: там стремительно растет потребление кофе и шоколада. В развивающихся странах все большее значение имеют бренды и мода.
Предложение: все зависит от рынка труда
- Главный фактор на рынке труда – это наличие рабочей силы. В этом смысле выиграют развивающиеся страны: именно в них в ближайшие годы будет расти возрастная группа 15-59 лет. Всего в мире эта возрастная группа пополнится на 450 млн человек, 120 млн из которых будет жить в Индии. В Китае их доля не изменится.
- Это уже бьет по конкурентоспособности Китая: зарплаты на побережье растут быстрее производительности труда. С 2005 по 2010 года средняя зарплата в Китае росла на 19% в год против 5% в США.
- Это связано не только с нехваткой рабочей силы, но и с изменением экономической модели Китая: экономика двигается в сторону потребления и производства более сложной продукции. В итоге, промышленность перемешается вглубь страны и в другие бедные страны, например, Вьетнам, Индию, Бангладеш и Индонезию.
В Китае зарплаты растут слишком быстро
![](https://www.interfax.by/files/2013-07/20130716-143733-566.png)
- В развитых странах с этим еще какое-то время будут проблемы: банки и компании боятся вкладывать деньги, а у правительств их нет. А вот в развивающемся мире достаточно сбережений для инвестиций.
- Кроме того, на будущее промышленности влияет технический прогресс: инновации активно происходят в компьютерной сфере, биотехнологиях, генной инженерии. 3d-принтеры обещают изменить лицо мировой промышленности. Все это может привести к появлению новых отраслей.
Многое зависит от политики, которую проводят правительства, например, в сфере управления обменными курсами, стимулирования экспорта, субсидий для инвестиций и других областях.
Яркий пример такой политики – это последний кризис. Тогда правительства потратили миллиарды долларов на поддержку банков и финансовой системы. В США правительство помогло автомобильным компаниям.
Авиастроение: пока на рынке господствуют США и Европа, но их влияние падает
- Лидерами в секторе являются Европа и США. Их главенству угрожают, главным образом, Канада и Бразилия, которые также начали развивать свое авиастроение.
- Некоторые страны уже строят аналогичные планы. Среди них Южная Африка и Индонезия, которые уже предприняли несколько попыток увеличить долю на рынке, но пока безрезультатно.
- Свои планы по экспансии есть у Японии, Китая, Индии и России. Преуспел в их реализации Китай, активно заключающий контакты с европейскими и американскими компаниями, которые в обмен на технологии получают доступ на рынок внутренних авиаперевозок.
- Американским и европейским компаниям волей-неволей придется переносить производственные мощности в Азию, чтобы сохранить преимущества и быть ближе к рынку сбыта.
- Снижение конкурентоспособности в авиастроение больно ударит по экономике Европы и США. Авиасектор – один из немногих, торговый баланс США по которым положительный. В 2011 году он принес стране профицит в $55 млрд. Профицит ЕС по торговому счету по этому сектору составляет $34 млрд. Сектор обеспечивает обеим экономикам стабильную занятость.
Спрос на самолеты будет расти
![](https://www.interfax.by/files/2013-07/20130716-143734-436.png)
Автомобилестроение: рост обеспечат развивающиеся страны
Автомобильной промышленности принадлежит ключевая роль в технологическом, социальном и политическом развитие планеты в XX веке. В мире в создание автомобилей вовлечено 90 миллионов человек – 5% всей мировой рабочей силы.
Если автомобилестроение было бы отдельной страной, то она входила бы в десятку самых крупных экономик мира. Каждое дополнительное созданное рабочее место в автомобилестроение приводит к созданию пяти дополнительных рабочих мест в смежных секторах.
- В мире автомобили производят 40 стран. Однако создавать новые модели могут далеко не все.
- Развивающиеся страны все быстрее становятся главными производителями. Причем сложно объяснить, почему это происходит: влияет и рост спроса на автомобили, и дешевизна их производства.
- В 2006-2008 годах в мире производили рекордное количество автомобилей – 70 млн штук в год. В 2009 году, после кризиса их производство упало до 62 млн штук – примерно столько же производилось в 2003-2004 годах. Но уже в 2012 году был побит новый рекорд – 84 млн.
- За последнее десятилетие отрасль росла на 3% в год. При этом доля США и Японии, на которые приходилось 38% мирового производства автомобилей в 2001 году, снизилась до 21% в 2011 году.
- В 2009 году Китай обошел Японию по производству автомобилей, а уже через год он производил в два раза больше, чем сосед.
- В 2009 году развивающиеся страны производили больше автомобилей, чем тройка – Япония, Северная Америка и Западная Европа. С 2001 по 2011 годы доля развивающихся стран в производстве автомобилей выросла с 27% до 57%. Доля стран БРИК за тот же период выросла с 11% до 34%.
- К 2020 году в мире будет производится 100 млн автомобилей. Продажи будут расти на 2,5-3,5% в год. Главный вклад в рост внесет Азия.
Развитые страны проигрывают битву за автомобилестроение
![](https://www.interfax.by/files/2013-07/20130716-143734-872.png)
Фармацевтика: вперед к новым бизнес-моделям
В последние десятилетия прошлого века в фармацевтике произошла настоящая революция: стало легче открывать новые лекарства, общественный спрос на продукты здравоохранения вырос, а многие страны начали инвестировать в системы здравоохранения. Однако в последние годы в этой модели начали появляться серьезные проблемы.
- Лекарства-“блокбастеры”, на которых зарабатывали многие компании, оказались не по карману многим системам здравоохранения и больным людям. Появились вопросы, почему лекарства так дорого стоят.
- Фармацевтические компании пытались оправдать это высоким качеством продукции. Но для клиентов важна цена.
- При этом растет производство дженериков: когда патенты заканчиваются, появляется множество копий лекарства. Это сокращает прибыль брендов.
- Компаниям становится невыгодно вкладывать в новые продукты: разработать их сложно, а требования к качеству и безопасности растут.
- В итоге, снижается прибыль компаний, а в секторе начинается консолидация. Фармацевтическую отрасль ждет серьезная трансформация.
- Тем не менее, в ближайшие годы сектор будет расти быстрее, чем мировая экономика. Во многом за счета азиатских стран, где рост среднего класса увеличит спрос на лекарства.
Получить одобрение на производство лекарства все сложнее
![](https://www.interfax.by/files/2013-07/20130716-143734-813.png)
Рост сектора серьезно замедлился
![](https://www.interfax.by/files/2013-07/20130716-143734-351.png)
Торговля: будущее за крупными торговыми центрами
Розничная торговля также полностью изменится: в развитых странах продажи падают в результате экономического кризиса, а в развивающихся структура продаж меняется благодаря росту доходов и урбанизации.
- Розничные продажи могут принять множество разновидностей – от продаж в Интернете или в современных торговых центрах до базаров.
- В развивающихся странах все большей популярностью пользуются современные торговые центры, а в развитых странах – магазины шаговой доступности.
- Развитие отрасли зависит от уровня жизни в развивающихся странах, особенно в Китае и Азии.
- В 2008 году на долю Северной Америки и Европы в розничной торговли приходилось 53%, но к 2014 году их доля снизится до 43%. Их доля будет лишь немногим выше доли Азиатско-Тихоокеанского региона.
- По мере того, как жители развивающихся стран богатеют, их потребительские привычки будут походить на потребительские привычки жителей развитых стран. Богатые домохозяйства все чаще будут тратиться на различные товары роскоши и развлечений. Расходы на продукты питания будут расти медленнее.
- Помимо роста доходов на потреблении скажется также старение населения и повышение уровня образования.
- В будущем будет расти рыночная доля супер- и гипермаркетов. Некоторые сферы розничной торговли, например, потребление аудио и видеопродукции переместится в Интернет.
- В целом магазины в развивающихся странах быстро позаимствуют опыт и практики у конкурентов из развитых стран. Многие торговые сети из развивающихся стран попробуют проводить экспансию. Но глобальная экспансия ритейлеров пока затруднительна.
Розничная торговля будет расти за счет развивающихся стран
![](https://www.interfax.by/files/2013-07/20130716-143734-754.png)
Источник: www.finmarket.ru