Бензиновый «рай»
Объединенные Арабские Эмираты одно из самых маленьких по территории и самых развитых государств Ближнего Востока, которое во многом обязано своим величием богатыми запасам нефти. И тем не менее цены на бензин в этой стране самые высокие в арабском мире, а с АЗС с незавидной регулярностью исчезает топливо…
Проблема высоких цен на топливо в Украине актуальна уже не первый год. Заместитель главного редактора журнала «Современная АЗС» побывал в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ, Эмираты), одной из самых богатых и развитых арабских стран, на которую приходится десятая часть мировых запасов нефти. И убедился, что проблемы с топливом там, как и у нас. Общественность выступает против повышения стоимости горючего, а правительство, хоть и постепенно, но цены все же поднимает. Как и на отечественном рынке нефтепродуктов, пистолеты на местных станциях необъяснимым образом пересыхают, а операторы борются с мошенничеством. Но обо всем по порядку.
Немного об эмиратах
ОАЭ – федеративное государство, состоящее из семи эмиратов, каждый из которых представляет собой карликовое государство с абсолютной монархией. Расположена страна в юго-западной Азии, в восточной части Аравийского полуострова. Площадь – 83 600 км?. Население – 4,8 млн чел., подавляющее большинство из которых (до 70%) – рабочие из Южной и Юго-Восточной Азии. Коренное население в основном представлено мусульманами-суннитам и составляет порядка 11%. В столице, городе Абу-Даби, проживает более 2,5 млн чел.
Особенность географии ОАЭ заключается в том, что большую часть территории страны занимает пустыня (Руб-эль-Хали) – самая большая в мире область, покрытая песком.
Специалисты оценивают разведанные запасы нефти ОАЭ в 98 млрд барр., то есть примерно 1/10 мировых запасов. Но если в 1980 г. экспорт нефти составлял значительную часть ВВП, около 73%, то с 2010 г. этот показатель не превышает 10%.
Эмираты повысили свою экономическую стабильность во многом за счет добычи нефти и развития нефтяной промышленности. Но грамотный подход к распределению заработанных средств позволил достичь стабильной экономической ситуации в стране, привлекая иностранные инвестиции. Помимо нефтепродуктовой отрасли сегодня здесь развиваются и другие секторы экономики, особенно внешняя торговля, строительство, туризм и сельское хозяйство.
Национальная валюта – дихрам – стабильна по причине привязки к доллару и не меняется с 1982 г., составляет 3,67 дирхама за 1 долл. США. В ОАЭ отсутствует бюрократия, вопросы организационного характера решаются очень быстро, а государственные чиновники в совершенстве общаются на английском языке.
ОАЭ относятся к странам с высоким уровнем дохода на душу населения, в рейтинге государств и территорий по размеру валового национального дохода на душу населения по итогам 2011 г., по данным Всемирного банка (The World Bank), Эмираты почти с 41 тыс. долл. на человека заняли 26 место в мире.
На сегодняшний день это вне всякого сомнения отличный плацдарм для открытия и ведения бизнеса. Высокий уровень доверия к стране, респектабельность и уровень экономики привлекают сюда инвесторов, предпринимателей и бизнесменов со всего мира. И это несмотря на строгие арабские законы и обычаи.
Нефтяная промышленность
По информации компании BP на начало 2011 г., доказанные запасы нефти ОАЭ составляли 13 млрд т. По данному показателю страна занимала шестое место в мире. До 2006 г. Эмиратам удавалось поддерживать стабильный рост нефтедобычи. За 2006–2010 гг. добыча нефти снизилась на 11,8%, составив в 2010 г. 111,7 млн т. Но в 2012 г. было добыто 123,2 млн т в год, а к 2018 г. правительство планирует нарастить добычу до 175 млн т нефти в год.
Большая часть добываемого нефтяного сырья в ОАЭ относится к категории легкой нефти с преимущественно низким содержанием серы.
Более 90% добычи нефти в ОАЭ обеспечивают три СП с участием государственной компании ADNOC – ZADCO, ADMA-OPCO и ADCO.
На территории Эмиратов в эксплуатации находятся пять НПЗ суммарной мощностью первичной переработки 24,1 млн т нефтяного сырья в год.
НПЗ |
Управляющая компания |
Мощность первичной переработки (млн т в год) |
Ruwais |
Takreer |
6,0 |
Umm Al-Nar |
Takreer |
4,3 |
Fujairah |
Vitol |
4,0 |
Jebel Ali |
Emirates National Oil Co. |
6,0 |
Hamriyah |
Sharjah Oil Refining Co. |
3,8 |
ИТОГО | 24,1 |
Производство нефтепродуктов в ОАЭ в составляет более 20 млн т в год. В структуре производства доля дизельного топлива – свыше 20%, автомобильного бензина – более 10%, СУГ около 3%. Большая часть производимых в стране нефтепродуктов в дальнейшем поставляется на экспорт. Потребление нефтепродуктов в Эмиратах составляет свыше 10 млн т в год. В структуре потребления доля дизтоплива составляет 39%, автомобильного бензина – 22%, СУГ – 1%.
По данным местного Агентства лицензирования транспортных средств (RTA’s Licensing Agency), в 2012 г. в стране было зарегистрировано более 1,4 млн автомобилей. Ежегодно число авто на дорогах эмиратов растет на 10%. Причем до 70% продаваемых автомобилей сделаны в Японии, а обновление автомобильного парка ОАЭ происходит каждые 2–3 года.
Потребление нефтепродуктов с 2002 г., по официальным данным, выросло в стране почти втрое.
Цены
Стоимость бензина в ОАЭ раза в три ниже, чем в Украине, а вот дизельное топливо сегодня в районе доллара за литр. Цены на заправках различных компаний практически не отличаются, так как их устанавливает федеральное правительство. И хотя в Интернете пишут, что на эмиратских автозаправках единицей измерения является галлон (около 3,785 л), САЗС таких видеть не довелось. Все АЗС отпускают топливо в литрах. Стоимость одного литра составляет:
• Regular A (95) – 1,71 дирхама (0,47 долл.);
• Premium A (98) – 1,73 дирхама (0,47 долл.);
• Ultima А (без свинца – 99) – 1,83 дирхама (0,5 долл.);
• ДТ – 3,7 дирхама (1 долл.).
(Цены в различных эмиратах могут отличаться в приделах +-0,1–0,2 дирхама).
По словам министра энергетики ОАЭ Мухаммеда бен Даен Аль-Хамили, розничная торговля бензином терпит убытки с 2003 г. и субсидируется государством более чем на 60%. По данным местных СМИ, топливные компании второй по размеру экономики богатого нефтью Персидского залива несут огромные убытки от реализации бензина частично по причине замороженных цен, но также и по причине их дисбаланса в разных эмиратах. Совокупные потери четырех государственных компаний, работающих в сфере розничной торговли топливом: дубайских Emirates National Oil Co (ENOC), Emirates Petroleum Products Co (EPPCO); федеральной Emarat и принадлежащей Абу-Даби Abu Dhabi National Oil Co (ADNOC) в 2011 г. оценивались в 3,27 млрд долл.
В 2008 г. в эмиратах хотели отказаться от субсидирования цен на автомобильный бензин. Но планы повышения стоимости горючего были отменены из-за событий, названных арабской весной, и обращений общественности. Которая, кстати, требовала сделать бензин для граждан ОАЭ таким же дешевым, как и в соседних странах. Шесть членов комиссии, назначенной Федеральным национальным советом ОАЭ, для исследования причины высоких цен на топливо, установили, что стоимость бензина в эмиратах выше, чем в других государствах Персидского залива. Комиссия в своем докладе утверждала, что цены на бензин в одной из крупнейших в мире по запасам нефти стран являются самыми высокими в арабском мире, уступая лишь Сирии и Тунису. Но аналитики и чиновники выступили против снижения стоимости, утверждая, что использование топлива на душу населения в ОАЭ и так уже является одним из самых высоких в мире, а удешевление бензина только будет способствовать большей расточительности.
Но все же общественность заставила чиновников сохранить социальные льготы, несмотря на то, что в данном случае крупнейшим получателем субсидий, опустошающих государственную казну, оказались иностранцы, которые составляют большинство населения ОАЭ. Хотя правительство все-таки приступило к постепенному сокращению субсидий на топливо, в начале 2010 г. горючее в Эмиратах подорожало на 25% и продолжает дорожать. А на ДТ субсидии и вовсе были отменены, на сегодняшний день дизель в стране реализуется на АЗС по рыночной стоимости и зависит от мировых цен на нефть. Цена ДТ с 2008 г. (с 0,24 долл./л) выросла в 4 раза. Но, как сообщают местные СМИ, с июня пересмотрена стоимость дизельного топлива на автозаправочных станциях Enoc и Eppco. С 1 июня цена дизеля составляет 3,50 дирхама за литр (0,95 долл.). В Emirates National Oil Company отмечают, что пересмотр стоимости дизельного топлива произведен в соответствии с динамикой снижения мировых цен на нефть и нефтепродукты.
«Кино не будет – электричество закончилось» или Кризис по-Эмиратски
В мае сего года в эмирате Шарджа разразился очередной кризис, связанный с отсутствием топлива на АЗС ADNOC. Причины дефицита, по информации местных изданий, связаны с перебоями в поставках топлива. При этом в расположенных по соседству эмиратах Дубае и Аджмане все АЗС работали в обычном режиме, сообщают СМИ.
Первый топливный кризис в ОАЭ случился в 2010 г. Сначала резервуары опустели на АЗС EMARAT и ADNOC в эмирате Шарджа, там автовладельцы в течение недели были вынуждены выстраиваться в очереди. Постепенно кризис распространился и на соседние эмираты и сети ENOC и EPPCO. Операторов тогда лихорадило почти год.
Причиной нехватки бензина на автозаправочных станциях компаний, работающих в стране-члене ОПЕК, которая производит около 2,5 млн барр. сырой нефти в день, стало то, что практически вся добыча в ОАЭ сосредоточена в Абу-Даби, а поставка сырья в соседние эмираты является убыточной для госкомпаний.
Эмиратские АЗС
Сети АЗС, как и нефть, и нефтепродукты в эмиратах принадлежат государственным компаниям. В стране действует 4 сети:
• Adnoc (Abu Dhabi National Oil Company) – более 170 АЗС;
• Emarat (управляется одноименной федеральной компаний Emarat) – 148 АЗС;
• ENOC (Emirates National Oil Company) и EPPCO (Emirates Petroleum Products Co) – более 140 АЗС. ENOC и EPPCO по сути являются одной сетью, работающей под двумя брендами.
Общая численность автозаправочных станция около 460 объектов.
Станции можно разделить на два вида: городские и трассовые. Городские АЗС в эмиратах это, как правило, небольшие заправки с 1–2 двумя ТРК и маленьким магазинчиком. Сопутствующий сервис ограничен водой, воздухом и туалетом. Трассовые станции, которые располагаются, в том числе и в городской черте, но преимущественно на крупных магистралях, помимо магазина обязательно включают: фастфуд (не редко сразу несколько), автомойку, СТО, «вода-воздух» и т.д.
Первое, что бросается в глаза, подъезжая к эмиратским АЗС, – это стела. Но вместо цен на топливо на ней перечислены бренды и дополнительные услуги, оказываемые на станции. Это связано с тем, что, как уже отмечалось выше, стоимость горючего установлена государством и практически одинакова на всех станциях. И, в отличие от наших соотечественников, в эмиратах о стоимости топлива поведать вам сможет, наверное, лишь заправщик. Автомобилисты в лучшем случае назовут стоимость полного бака своего автомобиля, но о литре имеют лишь приблизительное представление. И это при том, что пешком по стране передвигаться не то что не принято, просто опасно для жизни, особенно жарким летним днем, когда температура даже в тени подымается выше 50 градусов.
Заправить машину в ОАЭ можно, не выходя из салона, – это сделает оператор бензоколонки. При необходимости он также вымоет лобовое и заднее стекла, такая услуга входит в его обязанности и не оплачивается, но чаевые не возбраняются. Все рабочие АЗС, как правило, индусы или филиппинцы. Всегда вежливые, улыбчивые и готовые в любой момент прийти вам на помощь.
Что касается магазинов при АЗС, цены там чуть выше обычного, а ассортимент универсальный для подобных заведений по всему миру. А вот о фастфудах на станциях нужно упомянуть обязательно. МакДональдз (McDonald’s), KFC, Subway и тьма тьмущая различных бургеров, на 10–20 посадочных мест, со всегда улыбающимися продавцами и официантами, сносно знающими английский, с полноценным меню на любой вкус и приемлемой стоимостью, часто мирно соседствующих на одной станции. В кафе всегда чисто, прохладно, уютно и никаких посторонних неприятных запахов.
Основной и, наверное, самый большой минус местных АЗС – невозможность рассчитаться кредитной картой. На заправках принимаются только наличные. Использование кредитных карт на АЗС в Эмиратах было приостановлено лет пять назад из-за высоких затрат на бензин (комиссионные), которые несли местные нефтяные компании. Хотя в прошлом году чиновники заявляли, что вскоре на заправках ОАЭ снова можно будет покупать горючее по кредиткам. По словам Мухаммада Аль Шеххи, заместителя министра экономики страны, Верховный комитет по защите прав потребителей ОАЭ одобрил просьбу нефтяных компаний о возобновлении приема платежей по кредитным картам при условии взимания 2 дирхам (0,55 долл.) в качестве комиссионных от стоимости каждой сделки, но до начала июня 2013 г. данный сервис на местных АЗС так и не заработал.
Поэтому расчет за топливо только за наличные или через топливные карты, пост оплата, причем в чеке обязательно указывается номер автомобиля, довольно часто он просто вписывается заправщиком обычной шариковой ручкой.
Еще одной особенностью оплаты является возможность рассчитаться долларами, курс, кстати, везде одинаковый и оплата производится без комиссионных. А наличие на всех АЗС банкомата практически нивелирует недостаток отсутствия карточек.
Так как стоимость и качество топлива на всех АЗС страны одинакова, разницы, где и на какой АЗС заправиться практически нет. Все зависит от того, где загорится индикатор, и вам нужно лишь заправить автомобиль или еще и перекусить, помыть машину или поменять масло.
Правда, в этом году снова появилась информация о попытке запустить в стране автоматические АЗС (ААЗС).
Автоматизация
В конце апреля розничная топливная сеть ENOC заявила, что для снижения затрат будет проводить в своей сети и на фирменных сервисных станциях EPPCO эксперимент по введению безналичного способа оплаты и самообслуживания. На начальном этапе самообслуживание будет осуществляться только в ночные часы, а именно с полуночи до шести утра. «Мы рассматриваем возможность проведения самообслуживания в качестве новой для клиентов инициативы, чтобы они смогли ознакомиться с концепцией… Концепция самообслуживания популярна в большинстве стран, и мы смотрим на привлечение лучших мировых практик к нашей сети в целях дальнейшего укрепления операционной эффективности», – отметил Бурхан аль Хашеми, управляющий директор розничной торговли компании ENOC.
Хотя первая попытка ввести самообслуживание на автозаправочных станциях была предпринята в ОАЭ еще четыре года назад, но не увенчалась успехом. В 2012 г. операторы снова вернулись к идее холодной АЗС, даже был реализован двухмесячный пилотный проект по самообслуживанию на одной из станций, но и тогда в результате отрицательных отзывов клиентов компании отказались от такого намерения и решили сначала инвестировать в новые технологии, чтобы сделать самостоятельную заправку и оплату удобными. Поэтому в нынешнем году в сети ENOC запустили пилотный проект по авторизированной системе оплаты. В настоящее время новая интеллектуальная система отпуска топлива уже опробуется в Дубае на одной из заправок сети. Принцип ее работы заключается в следующем: как только автомобиль попадает в слот парковки АЗС, сенсор автоматически считывает его марку, номер и другие детали, после чего водитель получает возможность использовать для оплаты смарт-карту. Умная система, как считают в компании, позволит положить конец махинациям при заправке транспортных средств по топливным картам компаний, когда в них указывается сумма вдвое меньшая реальной, а разница делится между водителем и сотрудником АЗС.
***
Кстати, несмотря на то, что ОАЭ – самая безопасная арабская страна, в 2011 г. она заняла 33 место в рейтинге безопасных государств из 153. И находятся на второй позиции среди стран с самым низким показателем количества убийств на сто тысяч человек населения. Скандалы, связанные с мошенничеством на АЗС, как правило, с топливными картами, явление, судя по информации в местных СМИ, довольно распространенное.
Сергей ФИЛЕНКО, «Современная АЗС»