додому Економіка Четвертая Иламская война. Кровавая резня завершает работу цунами.

Четвертая Иламская война. Кровавая резня завершает работу цунами.

214
Зеленым на карте обозначена бывшая территория непризнанного государства Тамил-Илам

Justin Podur, zmag.org
Перевод Дмитрия Мирончука

В настоящее время (16 мая 2009) военные Шри-Ланки контролируют практически все территории, бывшие когда-то под управлением повстанцев – Тигров освобождения Тамил-Илама, или ТОТИ. Тигры потерпели очередное военное поражение. 50-100.000 тамильских граждан находятся в “зоне свободного огня” на северо-востоке страны. Гражданское население и бывшие солдаты блокированы несколькими подразделениями армии Шри-Ланки. Тысячи тамильских мирных жителей были эвакуированы в лагеря внутренних перемещенных лиц (ВПЛ), которые находятся под полным контролем правительственных сил. Окруженная зона, где оказались оставшиеся Тигры, в последние недели подверглась артиллерийским атакам Армии, что привело к тысячам смертей. 11 мая, Генеральный секретарь ООН осудил армию Шри-Ланки за использование тяжелого вооружения в зоне, а ТОТИ – за “безрассудное неуважение к безопасности гражданских лиц”. ООН предлагает следующий путь: ТОТИ отпускает гражданское население из зоны конфликта, а правительство Шри-Ланки исследует все возможные варианты разрешения конфликта без дальнейшего кровопролития, и обнародует условия, при которых уменьшаться потери среди мирного населения. ТОТИ рекомендуется быть трезвыми и взвешенными при оценке предложений правительства.

Обращение ООН к правительству Шри-Ланки свидетельствует о том, что последнее не предлагало ТОТИ ни условий ведения переговоров, ни условий сдачи. Намерения правительства четко обозначены на сайте армии. 5 мая военный представитель объявил о том, что 58, 53 и 59 дивизии приближаются к области, где предположительно скрываются ключевые члены ТОТИ и их лидер Прабхакаран. Сайт армии блещет детальным описанием преступных действий ТОТИ и везде изображает их как террористов. Жертвы в «зонах свободного огня» приписываются снова ТОТИ, как и любые другие преступления со стороны армии. В этом случае, правительство обычно винит провокаторов-Тигров, влившихся в гражданское население (что, согласно многочисленным сообщениям, имеет место, когда боевики ТОТИ мешают людям покинуть зону).

К сожалению, призыв ООН не слышат обе стороны. Военно-морские и военно-воздушных силы ТОТИ, были уничтожены. Их кадры могут надеяться на выживание, только если им позволят оставить окруженную зону вместе с гражданскими лицами, в обмен на соглашение о прекращении огня. Для них отпустить цивильных – значит подписать себе смертный приговор. Правительство, между тем, продвигается вперед в своих военных успехах. Они ищут военное, а не политическое решение. Видя перспективу победы, правительство будет сражаться до тех пор, пока лидеры ТОТИ не будут пленены и убиты. Смерть тысяч гражданских лиц только подтверждает их целеустремленность. Удерживая журналистов и гуманитарных работников вне зоны конфликта, правительство Шри-Ланки выиграло время для проведения военных действий, при полном равнодушии международной общественности к жертвами войны.

Для решения Шриланкийского конфликта в мирном, политическом, а не военном русле, существует много рецептов. Они построены на федерализме и автономии тамильских районов на северо-востоке страны. Однако проблема заключается в том, что ни правительство Шри-Ланки, ни региональные участники (Индия, Пакистан, Китай), ни США, не имеют в этом никакой заинтересованности. Все они ссылаются на преступления со стороны ТОТИ, и его отказ от переговоров в 1994 и 2002 годах. ТОТИ действительно совершали ошибки. Но уничтожение Тигров запланировано вовсе не поэтому, а потому что их присутствие на севере и северо-востоке перекрывает доступ к долгожданным территориям, перспективным для развития туризма и агробизнеса. Разрушительное цунами в 2004 году очистило территории, уничтожив тысячи рыболовецких общин на ценной прибрежной земле. В контролируемых правительством районах, эти земли были отданы корпорациям (В “Shock Doctrine” Наоми Кляйна есть глава об этом). Продвигаясь к северу, армия Шри-Ланки завершает работу цунами – переселяет тамильские общины в лагеря и уничтожает любое сопротивление, восстанавливая территориальный контроль.

Когда политическим решениям предпочитают войну против мирного населения, голоса и идеи людей не слышны. Человечность превращается в жертву, в то время как мир смотрит на вооруженных людей, прыгающих по костям. Несмотря на ничтожные шансы, ООН призывает к прекращению огня, допуску журналистов и гуманитарных организаций, и мирному урегулированию конфликта. Чтобы понять истинные причины боевых действий, необходимо навести кое-какие справки.

Шри-Ланка является страной с населением около 21 млн. человек, 74% из которых являются сингальцами. Так же там проживают около 3 млн. ланкийских и 1 млн. “индийских тамилов”, которые имеют разные истории. В доколониальное время на острове существовали отдельные тамильские и сингальские королевства, почти не имевшие военных конфликтов. Британский колониализм превратили это сложное общество в имперскую плантацию. Он обратил шриланкийских сингальцев в плантационных рабов и переместил с той же целью множество тамилов из Индии, для работы на центральных склонах страны (они сейчас называются “тамилами индийского происхождения”). После обретения независимости в 1948 году, шриланкийцы, боролись за установление независимых национальных государств. Хотя многие сингалы и тамилы боролись за экономические и политические права совместно, этническая вражда все же была. Как и в других странах Южной Азии, “коммунализм” (крайнеправая концепция религиозного и этнического разделение граждан) нанес Шри-Ланке громадный ущерб. В
1956 году Шриланкийская Партия Свободы, основанная на сингальской коммуналистской платформе, сделала официальным языком сингальский, и ввела национальные квоты на места в правительстве. Армия, преимущественно сингальская, была в первый раз отправлена с карательной миссией в северные провинции в начале 1960ых, а ее жестокость стала причиной возмущения, которое в конечном итоге послужило горючим для будущих партизанских движений тамилов.

1977 является ключевым годом по трем причинам. Во-первых, в 1977 году Тамильский Объединенный Фронт Освобождения (TULF) принял участие на выборах, с программой независимости нового государства Тамил-Илам. Они получили подавляющую поддержку в провинциях на северо-востоке острова. Во-вторых, ТОТИ появились на сцене именно в этом году. В-третьих, 1977 был годом, когда в Шри-Ланке начались структурные реформы МВФ, что резко обострило конфликт. От независимости и до 1977 года, Шри-Ланка рассматривалась, вместе с индийским штатом Керала, как несовершенная, но интересная модель общественного прогресса, даже не смотря на относительную экономическую отсталость. Значительная часть прогресса была утрачена после структурной перестройки. Так, например, земельная реформа, принятая в 1950-х годах, дала фермерам определенную защиту от кредиторов. Вследствие реструктуризации МФВ крестьяне стали уязвимее.

Вдобавок к началу приватизации финансовых, торговых, сервисных и строительных секторов экономики, правительство поучаствовало в мегапроекте – схеме Махавали – перенаправлению крупнейшей реки для орошения и выработке энергии. Земли, “открытые” по этой схеме, были отданы сингальцам (самим крестьянам, перемещенным в результате структурной перестройки МВФ), не смотря на то что это были восточные тамильские территории. Расселение около 80,000 сингальцев на востоке страны, где тамилы составляли около 40% населения, рассматривается как колонизация тамильских земель. Сами тамилы называют это “решением западного банка”.

С 1977 и по 1983, экономическая ситуация, подконтрольная МВФ, продолжала ухудшаться. Ценовой контроль и субсидии были отменены, коммунальные проблемы ухудшились, а правительство дало само себе полномочие подавлять протесты и восстания. Забастовщиков и недовольных крестьян называли «террористами». 1983-ий обычно отмечается как год начала гражданской войны.

В течении 70-ых и 80-ых начинается вооруженная борьба в сингальской общине. Возглавляет ее Jonatha Vimukthi Perumana JVP (Народный Освободительный Фронт в настоящее время одна из основных политических партий). Состоящая тогда почти полностью из сингальской молодежи, JVP несколько раз восставала (в 1971 и снова в 1987-1989) они убили некоторых крупных политических деятелей. В итоге они были разгромлены, с 10,000 убитых в 1971 и более 40,000 в 1987-1989. Помощь в этом Шри-Ланке оказала Индия. Повстанцы из JVP утверждала две вещи. Первая заключалась в том, что насилие и обнищание, давшее почву для ТОТИ, также имеют место и в обществе сингальцев, так что это не этническая проблема. Второе – государственная модель решения подобных проблем предполагает физическое устранение активистов или кооптацию их лидеров во власть.

С 1983 года гражданская война против ТОТИ прошла 4 этапа. Во время Первой Иламской Войны, в 1983-1987 годы, Индия поддержала ТОТИ, и столкновение завершилось с помощью Индийских Миротворческих Сил (IPKF). 1987-1990 индийские войска потерпели поражение. Дело закончилось борьбой с ТОТИ и переговорами с правительством об уходе индийцев с острова. В 1991 году ТОТИ убили Раджива Ганди в Тамил-Наду. В 1990-1992 году ТОТИ изгнали большую часть мусульманского населения с севера развязав резню, так что количество беженцев с севера составило около 150,000 человек. Вторая Иламская Война (1990-1995) закончилась прекращением огня и попытками мирных переговоров. Третья Война (1995-2002) была периодом величайших военных успехов для Тигров, и завершилась международным мониторингом соглашения о мире. Нынешний раунд Четвертой Войны, которая началась в 2006, привел к фактическому поражению ТОТИ.

Успех шриланкийской армии в этом раунде объясняется несколькими причинами: во-первых, наиболее важным фактором стала потеря легитимности ТОТИ и навешенный на них ярлык террористической группировки; подобная классификация лишает ТОТИ основных источников финансирования и поддержки. Ко всему, правительству Шри-Ланки удалось уничтожить флот Тигров, потопив основные корабли. Во-вторых, в марте 2004 года восточный командор ТОТИ, Vinayagamoorthy Muralitharan (полковник Каруна), откололся от лидера ТОТИ Vellupillai Prabakharan и основной группы. В середине апреля, силы Прабакарана атаковали людей Каруны, которые в итоге бежали и были взяты под опеку правительства. Каруна организовал Народную Освободительную партию Тигров Тамил-Илама (TEPLT). Это предательство стоило ТОТИ 5-6 тысяч солдат, и, в конечном счете, восточных провинций. В-третьих, другие региональные участники, как-то Индия, Китай и Пакистан, обрели более тесные связи с правительством Шри-Ланки, нежели раньше. Четвертая причина – в рамках «борьбы с террором», Шриланкийская война приобрела поддержку США. Объем помощи Шри-Ланке от Штатов пока неизвестен, но Вашингтон признал, что консультировал правительственную морскую пехоту за месяцы до начала военной операции. Тимоти Джей Китинг, главный адмирал тихоокеанского командования США, выступая 14 мая в Индии, заявил прессе следующее.

“Мы направили в Шри-Ланку команду военной поддержки для работы с нашим посольством и наблюдением за положением в стране, около трех месяцев назад, в соответствии с распоряжением Бригадного Генерала Корпусов Морской Пехоты Соединенных Штатов. Мы подготовили целый ряд боевых вариантов, которые были и остаются доступными в кризисных ситуациях”.

Пятой причиной стал природный катаклизм, происшедший в 2004 году, повлекший за собой невыгодную для Тигров политизацию структурной перестройки экономики. 30.000 человек погибло, около миллиона остались без крыши над головой, и две трети от рыболовного промысла были уничтожены. Наибольший процент пострадавших людей пришелся на тамилов и мусульман. Одим из наиболее тяжелых ударов получил район Муллативу, место последних боевых событий. Американские и Индийские войска были вовлечены в участие по устранению последствий ЧП, но ТОТИ увидели в них, прежде всего интервентов.

В дополнение ко всем преступлениям, ТОТИ совершили еще несколько стратегических ошибок, которые усугубили каждую из вышеперечисленных проблем. Во-первых, они отрицали плюрализм в тамильской политической жизни. Они объявили себя единственными представителями интересов шриланкийских тамилов. С неугодными ТОТИ расправлялись. Далее, они предпочитали силу дипломатии, что оттолкнуло от них людей.

Они не взывали к борьбе против общего врага и не пытались объединиться с другими угнетенными народами – сингальцами, и, прежде всего, мусульманами. А изгнание мусульман северных регионов в 1990-ых стало, пожалуй, наихудшим примером отношений ТОТИ к другим народам. Их промахи и преступления сами по себе – лишь следствия войны, в итоге сделавшие Тигров изолированными политически уязвимыми.

Коммунализм, как повстанческое движение, подпитывается памятью зверств, которые имеют место и сегодня. Есть все необходимое для того, чтобы положить конец трагедии еще ужаснее, чем смерть тысяч (по оценкам ООН – 6500 убитых) и депортации десятков тысяч.

Если лидеры ТОТИ будут захвачены живыми (они носят с собой капсулы с цианидом на шее, чтобы избежать плена и пыток) то будут привлечены к «правосудию победителя», конечно без проходящих параллельно судов о военных преступлениях со стороны государства. Зверства в «зонах свободного огня» вряд ли будут легко забыты. Население Тамила, особенно находящегося в лагерях ВПЛ и «зонах свободного огня», находится в худшем положении, чем когда-либо еще и которое только ухудшится без дипломатических действий государства. Прекращение огня и политическая плоскость решения конфликта может стать достоинством страны, шансом для начала решения проблемы насилия и жертв шриланкийцев и тамилов в частности.

Кровавая резня завершает работу цунами. Она очищает земли, уничижает людей и сдает страну в руки иностранным и ланкийским грабителям.

Оригинал статьи:

https://www.zmag.org/znet/viewArticle/21482

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я