Митч Абидор, перевод Евгения Бузева
ОТ РЕДАКЦИИ “ПОЛИТКОМА”. Неонацисты и ультраправые в бывшем СССР иногда любят называть себя чуть ли не продолжателями дел западных националистов и сепаратистов. Местные неонаци считают белых европеоидов-террористов из ИРА, ЭТА, ФОК чуть ли не своими соратника в борьбе против «еврейского, кавказского, африканского засилья». Но это не так. В обществе, где последнее время стало модно называть молодых людей, приветствующих друг друга “римским салютом”, патриотами нужно объяснять, что националистические освободительные движения, опиравшиеся в второй половине 20 века на реальную поддержку масс, никогда не были фашистскими. Оружие в руки в борьбе с метрополией брали люди с разбросом взглядов от либеральных до коммунистических. Ультраправые после войны никогда не были благородными борцаи за свободу народа.Можно осуждать методы сепаратистов, прибегавших к акциям террора для освобождения Страны Басков, Северной Ирландии или Квебека, но тут важна ясность. Та симпатия, которую часто вызывают борцы за национальное освобождение, не должна служить укреплению ультраправой, неонацистской мифологии. Юнец, избивающий мигранта на улице – банальный расист. Ни одно из движений за свободу не унижало себя расизмом.
Время рождения Фронта Освобождения Квебека (ФОК) неслучайно: это был период политического пробуждения и в колониях в целом, и в Квебеке в частности. В начале 1960-ых в Квебеке закончился длительный период реакции, связанный с многолетним нахождением на посту премьер-министра провинции Мориса Дюплесси. Клерикальный и антикоммунистический режим Дюплесси использовал национализм как идеологию самоизоляции и с его уходом прогрессивные силы Квебека получили простор для деятельности. Квебекский национализм, под влиянием работ аббата Лайонела Гроу, представлял собой бюргерскую ксенофобию с изрядной толикой антисемитизма. Начиная с 1960-х национально-освободительное движение в провинции начало приобретать современное историческим реалиям содержание, в лице таких групп как «Объединение за национальную независимость», «Социалистическое действие за независимость Квебека» и «Сеть Сопротивления». Конец многолетнего периода реакции вместе с тем влиянием, которое оказывала на умы национально-освободительная борьба в странах третьего мира, создали ту уникальную атмосферу, в которой только и мог появиться FLQ.
ФОК появился в 1963 году. Его основателем стал Жорж Шэтэ – бельгийский иммигрант, во время Второй мировой войны участвовавший в движении Сопротивления. Первоначально действия Фронта сводились к взрывам и поджогам государственных символов Канады, включая также взрывы почтовых ящиков в английском квартале Монреаля Вестмаунте. В апреле 1963, в результате взрыва вербовочного пункта канадской армии в Шербруке (Восточный Квебек), погиб охранник, что повлекло за собой арест 23 участников раннего ФОК. Так же ряд действий ФОК того периода, направленных на самообеспечение группы, привели к гибели еще двух человек: владельца оружейного магазина и случайного прохожего. Итогом стал арест большей части участников ФОК к концу 1963 года.
В 1966 эстафету переняла новая группа, во главе с Пьером Валери и Шарлем Гагно. Эта группа провела ряд акций солидарности с бастующими рабочими. За короткий период организация провела ряд крупных терактов. Так, от взрыва бомбы ФОК на обувной фабрике Лагранжа погиб секретарь директора фирмы; взрыв в «Домтекс» (крупнейшее в Канаде текстильное предприятие) унес жизнь участника ФОК, который не успел скрыться; широкую огласку получили также взрывы, устроенные ФОК в представительстве Канадской Либеральной партии в июне 1966. Как и в случаи с первой группой ФОК, их преемники очень быстро оказались или арестованы или загнаны в подполье. Гагно и Валери бежали в США, где ими была устроена демонстрация перед зданием ООН в поддержку квебекских политзаключенных. Однако, вскоре после этого они также были арестованы и экстрадированы в Канаду, где были приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Наиболее интересным документом того периода является автобиография Валерии «Белые ниггеры Америки», которую он написал в Нью-Йоркской тюрьме.
Вскоре был задержан и лидер еще остававшихся на свободе участников ФОК Пьер-Поль Жоффрой, под чьим руководством организация продолжала проводить регулярные акции. Он был осужден на 124 пожизненных заключения.
1970 год стал самым известным в истории ФОК, став одновременно точкой спада активности организации. 5 октября 1970 ячейка Фронта «Либерасьон», во главе с Жаком Ланкто, похитила британского дипломата Джеймса Ричарда Кросса. Требованиями похитителей стало освобождение 23 арестованных участников ФОК, 500 тыс. долларов выкупа, восстановление на работе уволенных водителей грузовиков компании «Лапальм» и самолет до Кубы или Алжира.
Пять дней спустя ячейка «Шенье», (братья Жак и Поль Розе, Франсуа Симар и Бернар Лорти), похитила министра труда и иммиграции Квебека Пьера Лапорта прямо на площадке у его дома где он играл в американский футбол.
ФОК не испытывал недостатка в поддержке народных масс. Вскоре после второго похищения трехтысячная демонстрация поддержки собралась в Монреале чтобы приветствовать адвоката ФОК Роберта Лемью, Валери и Гагно. Демонстранты скандировали: «ФОК!», «ФОК!» Три дня спустя премьер-министр Канады Пьер Трюдо ввел в провинции военное положение и ввел в Монреаль войска. Без предъявления обвинений были арестованы около 500 представителей интеллигенции и профсоюзных деятелей, которые высказывали симпатии к деятельности ФОК.
В ответ на эти меры, 17 октября, Пьер Лапорт был убит. Конкретные обстоятельства его убийства неизвестны по сей день, хотя Поль Розе никогда не отрицал свою роль в этом убийстве. Его трагическая гибель лишила ФОК значительной части симпатий у населения. Кросс оставался в плену, но место его заключения было обнаружено в декабре 1970. Его похитители смогли договориться о своем отъезде на Кубу, в обмен на живого Кросса. Похитители Лапорта были задержаны в конце декабря 1970, и их суд начался в январе 1971. Все они были признаны виновными, но были освобождены на поруки в течение нескольких лет.
Эти события стали финалом короткой, но бурной жизни ФОК, хотя сама организация еще в течение нескольких лет продолжала вялую активность. Некоторые ее участники и сегодня продолжают деятельность в левом движении Квебека. Поль Розе играет определенную роль в кружке вокруг левой газеты «l’Aut’journal», Франсуа Симар прославился своими воспоминаниями о деятельности ФОК – «Это закончилось в октябре», Валери до самой своей смерти в 1998 году участвовал в деятельности различных левацких групп, Гагно некоторое время возглавлял Марксистско-ленинскую группу «Борьба», а Ланкто, после того как вернулся с Кубы и отбыл наказание за похищение Кросса, открыл свое издательство.
Статья с сайта https://www.marxists.org