Чем является блокировка аккаунта в социальной сети? Очевидно, что у человека сужаются коммуникационные возможности. Но что именно при этом происходит?
Традиционным примером коммуникации является, например, отправка бумажных писем. Социальных сетей много и блокировка в одной из них не означает невозможность пользоваться другими социальными сетями. Таким образом, блокировка в социальной сети могла бы показаться чем-то вроде запрета человеку пользоваться одной из служб доставки бумажных писем при условии, что у него есть возможность прибегнуть к услугам других почтовых служб.
Однако, такая аналогия на самом деле некорректна. Дело в том, что социальная сеть для её участников — это не просто служба отправки сообщений, это важный компонент их жизненного мира. В социальных сетях мы проводим значительную часть нашей жизни, там мы общаемся, выражаем себя, словом — живём. Эта та же самая наша обычная жизнь, просто осуществляемая в том её сегменте, который опосредован технологиями.
В коммуникации человека с давних времён присутствует сегмент, возможный лишь благодаря наличию технологий. Изобретение колеса, телеграфа, авиатранспорта, телевидения, интернета, социальных сетей постоянно дополняло наши коммуникационные возможности, расширяя ту среду, в которой происходит коммуникация, а также добавляя новые способы её осуществления.
Странно было бы объявлять единственно настоящей только ту часть жизни, что осуществляется посредством технологий ХХ века, а ту, что осуществляется посредством технологий ХХІ века, считать не вполне настоящей. Результаты взаимодействия в социальных сетях вполне реальны. И запрет, накладываемый на использование человеком той или иной социальной сети — весьма серьёзное ограничение.
Конечно, не для всех участников социальная сеть представляет собой важную часть их жизненного мира. Спаммеры, многие политики, бизнес-аккаунты и прочие подобные участники расценивают социальную сеть лишь как службу доставки сообщений. Здесь налицо односторонняя коммуникация, а не полноценная жизнь. Однако, это исключения из правила.
Для большинства участников социальной сети блокировка аккаунта — это не запрет на использование определённого средства коммуникации, это запрет участвовать в коммуникативных ситуациях определённого типа. У участника той или иной социальной сети наработаны определённые социальные связи, окружение и роль. В сети есть люди, которым интересно то, что он публикует, есть люди, мнением которых он дорожит. У участника социальной сети наличествует определённая история взаимоотношений с другими участниками, репутация, наработанные практики общения и проявления себя.
Когда блокируют аккаунт в социальной сети, это означает, что значительный сегмент жизни владельца данного аккаунта оказывается недоступным для продолжения. Человека лишают возможности осуществлять в своей собственной жизни некоторые привычные ему действия в привычном ему окружении. Это — запрет вести привычную жизнь в определённом её аспекте.
Можно подумать, что нечто подобное происходит тогда, когда человека исключают из клуба, где он состоял ранее. У клуба есть правила, нарушителя которых вначале предупреждают о необходимости соблюдения правил, а в случае повторного нарушения — исключают. Такого человека не пускают на общие встречи, он признан тем, кто не отвечает выдвигаемым требованиям к участникам данного клуба.
Но эти практики касаются элитарных объединений или объединений представителей того или иного хобби, социальные сети же подразумевают более широкий круг участников. Исключение из клуба — это аналог исключения человека из той или иной группы в социальной сети, но не аналог блокировки аккаунта в социальной сети в целом.
Социальные сети — это продукт массового общества, их не назовёшь клубом. В случае с запретом аккаунта социальной сети мы видим исключение человека из открытого широкого общественного пространства коммуникации. На этого человека, по сути, накладываются персональные санкции, которые ведут к сегрегации его жизни от того социального взаимодействия, которое продолжает осуществляться в рамках включающей многие миллионы человек социальной среды.
Безусловно, это не обычная сегрегация, которая традиционно осуществлялась относительно групп людей по этническому или имущественному признаку. В случае социальных сетей мы видим наказание, персональное поражение в правах, которое применяется к человеку, который ранее этими правами обладал.
Ему запрещают действовать в определённых коммуникативных ситуациях, где он — участник данной широкой социальной среды с наработанным им ранее окружением, ролью и репутацией. Кто вправе накладывать подобные ограничения? Суд. В иных случаях — это попытки экстраполировать практики клуба по интересам на куда более сложную систему.
Источник: Koine
В оформлении использована гравюра Родерта Дарнтона с призывом против цензуры (XIX ст.; источник).