Домой Философия «Бог хочет прийти в мир через человека. Вот в чем мистерия нашего...

«Бог хочет прийти в мир через человека. Вот в чем мистерия нашего бытия, шанс человеческого рода на сверхчеловечество». Ко дню рождения философа Мартина Бубера

12

8февраля 1878 года родился выдающийся экзистенциальный философ Мартин Бубер, теоретик сионизма, духовный лидер европейского еврейства, первый президент Академии наук Израиля (1960-1962 гг.). Он – автор сборников хасидских преданий и один из наиболее значительных мыслителей ХХ века. Мартина Бубера 10 раз номинировали на Нобелевскую премию мира и семь раз – на Нобелевскую премию по литературе.

Мартин Бубер провел свое детство во Львове, с такими же мальчиками, как и сам, посещал одну из синагог. В ранней юности он узнал об учении основателя хадизма: Бешт Исроэл Баал-Шем-Тов учил, что не чтение Торы, а искренняя привязанность к Богу способны спасти человеческую душу. Во время молитвы можно познать полное очищение души, получить наивысшее откровение, а душа может отделиться от телесной оболочки в порыве общения со Всевышним.

С годами Мартин Бубер стал детально изучать хасидские предания и разработал свое учение о взаимодействии с высшими силами, центральная идея которого – бытие как диалог.

Философ пришел к восприятию Бога как вечного «Ты», к пониманию отношений между человеком и Всевышним как «Я -Ты». Бог, вечное «Ты», постигается не рациональным путем, а через личное взаимоотношение «Я — Ты» с людьми, животными, природой и произведениями искусства.

-ads-

Одиночество — это место очищения

Библии философ отводит роль зафиксированного диалога между человеком и Богом. Законы Библии — это реакция человека на Бога, открывшегося ему в диалоге. Библия — не мертвая книга, а живая речь, в которой вечное «Ты» из прошлого становится настоящим для того, чей слух воспринимает этот язык.

Диалог же между Всевышним и народом Израиля выражен в договоре, который лежит в основе еврейского мессианизма.

По словам Бубера, Бог требует от Израиля, чтобы его народ стал святым народом, осуществив тем самым царство Божье во всех аспектах общественной жизни: социальной, экономической и международной. Он утверждает, что именно еврейский народ вложил в концепцию диалога с Богом так много духовных сил.

«Возможно ли это — свести в мир Бога? Это ли не дерзкое и высокомерное желание? Как смеет земнородный червь посягнуть на что-то, что совершается лишь милостью Божией: на долю свою в творении Его! – пишет Мартин Бубер в своем философском трактате «Путь человека по хасидскому учению». — И в этом еврейское учение тоже противостоит учениям других религий, и оно глубже всего выражено в хасидизме.

Милость Божия, как мы считаем, в том и состоит, что Бог хочет, чтобы человек стяжал Его, что Он как бы отдается в человеческие руки. Бог хочет прийти в свой мир, но хочет Он прийти в него через человека. Вот в чем мистерия нашего бытия, шанс человеческого рода на сверхчеловечество».

У каждого путешествия есть свое тайное назначение, о котором сам путешественник не имеет представления

Мартин Бубер выступал за модернизацию религии, рассматривал Иисуса не как христианин, а как еврейский мыслитель. Он считал, что Бог – это не сотворенное бытие, а некое глубокое душевно-мистическое состояние человека.

Теоретик сионизма был уверен, что Бога надо впустить – но только туда, где находишься ты сам, где живешь своей повседневной жизнью. «Если на том малом участке Творения, с которым соприкасаемся мы в нашей жизни, мы стараемся помочь самому святому в нас, нашей душевной субстанции, достичь совершенства, тогда мы возводим на этом отведенном нам месте обитель для Бога, тогда мы впускаем Бога в нее», — писал он.

Во многих своих последующих работах он развивает мысль о том, что сфера бытия человека есть не что иное, как «межчеловеческое». В основе лежит людское желание относиться к ближнему, как к самому себе, раскрываться в диалогах. Бубер занимал исключительно пацифистскую позицию, отстаивал добрососедское существование народов и призывал к мирному решению военных конфликтов.

Несмотря на это, в начале 70-х многие философские произведения Мартина Бубера были изъяты из общих фондов публичных библиотек СССР и переведены в категорию запрещенной литературы, для чтения которой было необходимо особое разрешение. Но многие его работы, переведенные в самиздате, нелегально распространялись в машинописных копиях.

Источник: Hyhley

Предыдущая статьяЗЕЛЕНСЬКОМУ ПОТРІБЕН УРЯД З ВЕЛИКОЇ ЛІТЕРИ
Следующая статьяБлокировка аккаунта

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь