Начавшиеся в августе торговые конфликты с Россией привели к падению экспорта из Украины в эту страну на 13,4% до $11,4 млрд (за 9 мес. года). В целом же экономические потери Киева от «летне-осеннего» противостояния с Кремлем оцениваются не менее чем в $5 млрд. Экономисты отмечают, что прежде всего пострадало машиностроение (вагоны, насосно-компрессорное оборудование и др.) и пищепром. Так, в индустриальных регионах страны останавливаются целые заводы, люди вынуждены идти в неоплачиваемые отпуска или даже увольняться.
Действительно, по состоянию на 2012 г. РФ заняла 25,6% в структуре отечественного экспорта в стоимостном выражении. По словам аналитиков, как бы мы ни хотели сближаться и интегрироваться с Европой – таким значимым фактором внешней торговли пренебрегать нельзя. Да, экспортные направления диверсифицируются, в т.ч. при поддержке государства – например, в Африку в прошлом году продано на 68,6% больше украинской продукции (на $5,6 млрд), а в обе Америки – на 2,2% больше (на $2,6 млрд; также см. статью «Развитие экспорта: Украина шагает по планете»). Но это постепенный процесс, тогда как торговые санкции Москвы сказались быстро и ощутимо. Это торговое направление остается важным для страны, особенно для товаров с высокой добавленной стоимостью, таких как машины и оборудование. Так, в 2012 г. по машиностроительной товарной группе XVI УКТ ВЭД поставки на российский рынок составили 48,8% в общей структуре (на $3,4 млрд), т.е. почти половину. А по группе XVII (транспортные средства) этот показатель и вовсе составил 56%.
В то же время за 9 мес. этого года из-за торговых конфликтов продажи наших локомотивов «федералам» сократились на 29,6% (до $1408 млн), авиации – на 55,7% (до $38 млн), а автомашин – и вовсе на 62,2% (до $138 млн). Это ощутимо бьет по национальной экономике, в которой и так неоднозначная ситуация. А это еще «цветочки» по сравнению с тем, что возможно при максимальном развертывании санкций россиянами, акцентирует эксперт по экономической политике Виталий Кулик. В свою очередь, член мониторинговой группы миссии Европарламента в Украине, экс-президент Польши Александр Квасьневский подтверждает, что решение Киева о евроинтеграционной паузе принято с учетом беспрецедентного давления России, которая использовала и использует целый арсенал своих возможностей. «Из-за этого возникли проблемы в таких базовых отраслях, как металлургия, машиностроение. Экономика страны несет огромные потери; на многих предприятиях люди прекратили работу, им не платят денег. Украина оказалась над пропастью, и в этой ситуации правительство приняло краткосрочное решение, временное».
Что получим?
На таком фоне вполне логично сначала все-таки разобраться с «северо-восточной» проблематикой, а потом продолжать движение в Европу. Специалисты подчеркивают, что властям и Президенту уже удалось добиться от России значительных бонусов. Так, она уже начала выделять Киеву кредит в размере $10 млрд – в отличие от случая с Евросоюзом, где речь шла от силы о $2 млрд макрофинансовой помощи, и то «потом». Что же касается острого для страны газового вопроса, то цена импортного газа может быть снижена с нынешних более чем $400 до $200-250 за 1000 м3, подтверждает независимый аналитик по ТЭК Валентин Землянский. По его оценке, «также Кремль может дать гарантии газового транзита, причем в максимальном объеме в 110 млрд м3. Больше скажу: все это может быть закреплено в пересмотренном (наконец) газовом контракте, который может появиться еще до конца года. А за это Кабмин боролся все последние годы».
Кроме того, продолжает он, РФ может простить виртуальный долг за недобор газа в 2012-13 гг., а это порядка $17 млрд. И таки найти около $5 млрд на модернизацию отечественной газотранспортной системы. Наконец, Москва может пересмотреть вывозные пошлины на нефть, удешевив ее для украинских потребителей. «При сегодняшней стоимости российской нефти ее переработка у нас практически нерентабельна, но это может измениться. Тем более что готовится запуск Лисичанского НПЗ, и сделать нефть дешевле было бы вполне логичным. К тому же «Роснефть», как владелец, может взять на себя обязательства по модернизации этого НПЗ, а это – дополнительные инвестиции», – говорит эксперт.
Если говорить о других отраслях, то наша европауза способна вдохнуть жизнь в совместные с «федералами» авиационные и судостроительные проекты, допускает Кулик. Это и производство самолетов «Ан», и поставки вертолетных двигателей, и новые СП на верфях Украины, о чем идет речь не первый год. Да, россияне затягивали реализацию этих проектов, но теперь руководством России может быть поставлена задача максимально активизировать работу. По этому поводу советник президента компании «Мотор Сич» Иван Божков заверяет, что новая ситуация выгодна отечественным машиностроителям: «Все же их главный рынок сбыта – это СНГ, это Восток, развивающиеся страны. Европа не закупает нашу продукцию, хотя мы предлагали практически всем странам. Причем недавно поляки в частной беседе мне сказали: у вас немало конкурентоспособной техники, но в Европе она не нужна, ей бы свою куда-то девать. Вот в этой фразе во многом выражены реальные и понятные интересы тамошнего бизнеса».
Никуда не денутся и переговоры с МВФ. Фонд уже давно заявил, что их ход не зависит от подписания Ассоциации с ЕС, хотя на мировой арене эти структуры, конечно, во многом связаны. Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко уточняет: «То, что мы слышали от Брюсселя касаемо осложнений с МВФ, – это наивно. Европейцы, видимо, просто заблуждаются в своем видении стратегии Фонда по отношению к другим странам. Если Соглашение об ассоциации с Европой пока что не будет подписано, повестка переговоров с МВФ не поменяется ни на йоту. Киев просто должен активнее действовать в переговорах».
Все продолжается
И это действительно пауза, а не смена курса или нечто подобное, согласны специалисты. Напомним, вскоре после обнародования «приостановочного» решения Кабмина премьер Николай Азаров подчеркнул, что оно продиктовано исключительно экономическими причинами и носит тактический характер. По словам премьера, «это решение тяжелое, но единственно возможное при экономической ситуации, сложившейся в Украине. При этом мы четко выполняли еврозадания, здесь мы прошли больше, чем за предыдущие десятилетия. Призываем Брюссель не воспринимать нашу позицию трагично, отнестись с пониманием к нашим экономическим трудностям, сесть за стол переговоров и примерно за полгода найти решение, устраивающее все стороны. И это никак не означает, что мы идем в Таможенный союз». К слову, курс на евроинтеграцию зафиксирован и в украинском законодательстве, включая закон «Об основных принципах внутренней и внешней политики».
В этой связи политолог Дмитрий Выдрин отмечает: благодаря решению о паузе весь мир едва ли не впервые услышал голос нашей страны на геополитической арене. «Это решение можно назвать логичным и предсказуемым. Раньше мы немало прислушивались к «старшим братьям», стараясь порадовать их, выполнить условия. Но мы – независимая страна, довольно заметная на карте Европы, об этом надо не забывать». А директор Института стратегической политики Юрий Кочевенко уверен, что приостановка на пути к Евросоюзу станет хорошей возможностью выторговать выгоды и у ЕС, и у Кремля. «Было бы неразумно не использовать эту возможность. Впервые за долгое время у нас появился такой хороший шанс сыграть в свою игру. Не нужно бояться и не нужно паниковать, никуда Европа от нас не денется, впрочем, как и мы от нее. Но следует тщательно и публично рассчитать все возможные риски и потери, не стесняясь сделать их предметом торга. Ведь у Евросоюза свой интерес, благотворительностью никто там заниматься не будет», – убежден аналитик.
А Кулик добавляет: в последние пару лет Украина шла в Европу широким шагом, и этот процесс продолжается. Немало сделано по гармонизации законодательства, по плану действий насчет безвизового режима. Вот и изменения в закон о выборах Верховная Рада приняла, говорит эксперт; «подобная работа продолжается и будет продолжаться. Иметь силу на время остановиться, оглянуться, оценить пройденное и оценить оставшийся путь – означает иметь разум и волю, вопреки каким бы то ни было внешним факторам. Киев не отвернулся от Европы, Киев не сдался на милость ТС, он просто решил чуть больше заняться самим собой, прерваться на решение острой проблематики».
А значит, нет повода оплакивать евроинтеграцию и готовиться к «мрачному таежному будущему». Наоборот, можно утверждать, что в трудной ситуации балансирования между двумя серьезными центрами влияния Украина решилась на сильный шаг, который вызовет уважение к ней, ее позиции и интересам. Шаг, который заставит и Москву, и Брюссель считать ее не младшим, а скорее равноправным партнером. А значит, по большому счету, все только начинается.
Андрей Боярунец, «ForUm»