Киев. 08 апреля 2015 года (ПолитКом, Александр МЕРЕЖКО). Современная наука вплотную подошла к раскрытию загадки, связанной с биологической основой культуры, а, следовательно, и самого права как элемента культуры.
Речь идет о «зеркальных нейронах», под которыми понимают «нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим существом».
Некоторые исследователи считают, что эти нейроны играют ключевую роль в процессах имитации и обучения языку, а значит, и при усвоении человеком правил поведения, социальных норм, включая нормы права. Эти нейроны могут быть задействованы в эмпатии, в понимании действий других людей и в освоении новых навыков путём имитации.
Некоторые ученые утверждают, что зеркальные нейроны могут строить модель наблюдаемых событий и действий, в то время как другие относят их функции к освоению навыков, связанных с речью. Недостаточное количество зеркальных нейронов у конкретного человека может объяснять то явление, которое Петражицкий называл «правовым идиотизмом», т.е. неразвитость «правового чувства» в человеке, неразвитость его правовой психики.
По-моему, наличие криминалоидов в обществе, а также то, что в некоторых социумах они достигают вершин (вспомним Януковича, Ахматова и т.д.) как раз является следствием недостаточности зеркальных нейронов в их мозгу.
В 2008 году у меня была небольшая статья «Право и мозг», где была предпринята попытка обосновать такое междисциплинарное направление, как «нейроюриспруденция», которая помогла бы помочь нам понять связи, существующие между правовыми явлениями и функционированием мозга человека (https://www.justinian.com.ua/article.php?id=3031).
К сожалению, эта идея так и осталось идеей. Дело в том, что для создания и развития нейроюриспруденции требуется тесное междисциплинарное сотрудничество юристов, нейрофизиологов, социологов, психологов. А пока таких серьезных исследований не предвидится.