Киев. 08 июля 2015 года (ПолитКом, Александр МЕРЕЖКО). Сейчас, когда США и другие западные демократии, после полного провала попытки «перезагрузки» американо-российских отношений, разрабатывают новый политический курс в отношении путинской России, очень полезно перечитать знаменитую «длинную телеграмму» американского дипломата Джорджа Ф. Кеннана. В этом телеграмме Кеннан на основе великолепного понимания психологии русского народа и его руководства изложил те принципы, которые стали идейным фундаментом политики сдерживания СССР в период «холодной войны». Перечитывая эту «длинную телеграмму», поражаешься не только способности Кеннана проникать в суть вещей, но и чрезвычайной актуальности этой телеграммы для нашего времени. Коротко говоря, принципы сдерживания в отношении имперского СССР, предложенные Кеннаном в 1946 году, следует положить в основу современной внешней политики по отношению к России.
Итак, в чем суть идей и принципов Кеннана. Во-первых, Кеннан предлагал прекратить «рузвельтовские» ожидания партнёрства с Россией. Это актуально особенно сегодня, поскольку России Путина не способна быть надежным партнером западных демократий в силу своего внутреннего тоталитарного устройства и агрессивной, имперской внешней политики. В лучшем случае, внешняя политика России – политика мелких пакостей Западу, который Россия ненавидит.
Во-вторых, Кеннан заявил, что руководство России уважает только силу. Вот как Кеннан характеризует Россию: «Невосприимчивая к логике рассуждений, она весьма восприимчива к логике силы. По этой причине она может легко ретироваться — что она обычно и делает — в любой момент, когда встречает сильное сопротивление. Таким образом, если противник достаточно силен и ясно показывает готовность использовать свою силу, ему редко приходится применять силу. Если выбрать правильную линию поведения в таких ситуациях, то не возникнет необходимости проводить унизительные переговоры с противником».
В этом смысле ничего не изменилось. Ментально руководство России – люди, сформировавшиеся в период «холодной войны» со сталинистским мышлением. То, что Путин понимает и уважает только язык силы, он доказал множество раз. Любые уступки Запада Путин воспринимает как признак слабости, что только усиливает его агрессивность.
В-третьих, Кеннан высказал мнение, что русское руководство не верит в то, что с США может быть достигнуто постоянное состояние сосуществования. Здесь также ничего не поменялось. Россия понимает отношения с США как «игру с нулевой суммой». Кеннан пишет: «В итоге мы имеем политическую силу, которая фанатично верит в то, что с Соединенными Штатами невозможно неизменное сосуществование, что разрушение внутренней гармонии нашего общества является желательным и обязательным, что наш традиционный образ жизни должен быть уничтожен, международный авторитет нашего государства должен быть подорван…».
В-четвертых, Кеннан предупредил об органическом экспансионизме руководителей России. Свидетельство этому – вся история России, причем как древняя, так и современная. Экспансионизм, империализм органически присущи руководству России.
В-пятых, предложил в качестве ответа «сдерживание» России и противодействие любым попыткам России выйти за пределы существующей сферы влияния. Политика сдерживания (дипломатического, экономического и военного) должна стать основой современной внешней политики США по отношению к России; правда, с той поправкой, что у России уже нет и не должно быть никакой «сферы влияния».
В-шестых, Кеннан предупреждал об опасности российской пропаганды: «Вся советская пропаганда за пределами сферы советской безопасности является в своей основе негативной и разрушительной. Поэтому относительно просто ей противостоять посредством разумной и конструктивной программы».
Это важная мысль. Ее современный смысл в том, чтобы создать разумную программу противодействия путинской пропаганды в современных условиях. Стоит также привести некоторые выдержки из телеграммы Кеннана, которые особо актуальны.
1. В большинстве своем русский народ был настроен дружелюбно по отношению к внешнему миру, был заинтересован исследовать его, раскрывать имеющиеся у него таланты и больше всего желал жить в мире и пользоваться плодами собственного труда. Политический курс представляет собой лишь тезис, который официальный пропагандистский аппарат настойчиво выдвигает перед общественностью, зачастую оказывающей сопротивление. Но политический курс базируется на взглядах и поведении людей, составляющих аппарат власти, — это партия, тайная полиция и правительство, и именно с ними нам приходится иметь дело.
2. советский политический курс базируется не на объективном анализе ситуации за пределами российских границ; что он основан на скудном представлении о политической обстановке за пределами России; что он вызван по большей части основными внутренними российскими потребностями, существовавшими до войны и существующими по сей день.
3. У истоков маниакальной точки зрения Кремля на международные отношения лежит традиционное и инстинктивное для России чувство незащищенности. Изначально это было чувство незащищенности аграрных народов, живущих на обширных открытых территориях по соседству со свирепыми кочевниками. По мере налаживания контактов с экономически более развитым Западом к этому чувству прибавился страх перед более компетентным, более могущественным, более организованным сообществом на этой территории. Но эта незащищенность внушала опасение скорее российским правителям, а не русскому народу, поскольку российские правители осознавали архаичность формы своего правления, слабость и искусственность своей психологической организации, неспособность выдержать сравнение или вхождение в контакт с политическими системами западных стран. По этой причине они все время опасались иностранного вторжения, избегали прямого контакта между западным миром и своим собственным, боялись того, что может случиться, если русский народ узнает правду о внешнем мире или же внешний мир узнает правду о жизни внутри России. И они искали пути к обеспечению своей безопасности лишь в упорной и смертельной борьбе за полное уничтожение конкурирующих держав, никогда не вступая с ними в соглашения и компромиссы.
4. политический курс СССР основан на лицемерии и неискренности со стороны тех, кто его разрабатывает. Многие из них настолько несведущи в вопросах внешней политики и настолько подвластны [пропущено] самовнушению, что без труда могут поверить тому, во что им верить удобно и комфортно.
5. В атмосфере секретности и конспирации, царящей в правительстве, существуют безграничные возможности к искажению и фальсификации информации. Недоверие русских к объективной правде — а точнее, отсутствие веры в ее существование — приводит к тому, что они расценивают представленные факты как орудие для поддержания той или иной тайной цели. Это отличный повод полагать, что правительство в действительности является конспирацией внутри конспирации; и я не склонен верить в то, что сам Сталин получает объективное представление о политической ситуации в мире. Здесь открываются неограниченные возможности для хитроумных интриг, по части которых русские являются непревзойденными мастерами.
6. Советская политика, по предположению государственного департамента, осуществляется на двух уровнях: (1) официальный уровень, все действия на котором осуществляются официально от имени советского правительства; и (2) секретный уровень, на котором действия осуществляются различными ведомствами, за которые правительство не несет ответственности.
7. Россия примет официальное участие в международных организациях, где будет существовать реальная возможность для усиления советского влияния либо подавления или ослабления влияния других государств. Москва рассматривает ООН не как механизм руководства сформировавшимся мировым сообществом, основанный на взаимовыгодных интересах и на благо всех народов, а как арену, на которой эти цели могут быть наилучшим образом осуществлены. До тех пор пока ООН будет служить этой задаче, Советский Союз будет оставаться в ее рядах. Но как только станет очевидным, что ООН препятствует или расстраивает советские планы по усилению его влияния или же СССР увидит лучшие перспективы для реализации поставленных целей, он незамедлительно выйдет из состава ООН. Это будет означать, что Советы считают себя достаточно сильными, чтобы своим выходом разрушить единство других наций, объявить ООН неспособной угрожать целям и безопасности Советского Союза, и искать более эффективное, по их мнению, средство международного воздействия. Таким образом, отношение Советского Союза к ООН будет главным образом зависеть от приверженности к ней других народов, а также от уверенности и сплоченности, с которой эти народы защищали в ООН мирную и подающую надежды идею международных взаимоотношений.
8. В итоге мы имеем политическую силу, которая фанатично верит в то, что с Соединенными Штатами невозможно неизменное сосуществование, что разрушение внутренней гармонии нашего общества является желательным и обязательным, что наш традиционный образ жизни должен быть уничтожен, международный авторитет нашего государства должен быть подорван, и все это ради безопасности советской власти. Эта политическая сила, полностью подчинившая себе энергию одного из величайших народов мира и ресурсы самой богатой национальной территории, берет свое начало в глубоких и мощных течениях русского национализма. Кроме того, эта сила имеет тщательно разработанный и широко распространивший свое влияние аппарат для осуществления своей политики в других странах, аппарат удивительно гибкий и многосторонний, им управляют люди, опыт и навыки подпольной работы которых не имеют аналогов в истории.
Текст «длинной телеграммы» – https://www.doc20vek.ru/node/332