Киев. 13 мая 2015 года (Attn, Mark PROVOST). То, что американцы хотели бы от Америки.
Представьте себе, если Конгресс США согласился бы сделать высшее образование бесплатным для студентов и финансируемым за счет увеличения налогов на корпорации. Чистая фантазия, не так ли? Однако, правительство Чили делает именно это.
Госпожа Мишель Бачелет, Президент Чили, сделала капитальный ремонт системы образования в стране своей ключевой целью. В свою очередь, Родриго Пенаилилло, Министр внутренних дел Чили, в декабре 2015 года после утверждения «корпоративного» налогового хода, который по плану должен генерировать 8,2 млрд долл. из новых источников, заявил: «В марте 2016 года мы стартуем с бесплатным образованием».
Для начала немного предыстории
Экономика Чили выглядит впечатляюще на бумаге, хвастаясь третьим по величине ВВП на душу населения в Латинской Америке. Но Чили также имеет самое высокое неравенство в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) из 34 членов.
Нигде неравенство не проявляется так очевидно, как школах Чили.
От средней школы до колледжа система образования в Чили является самой дорогой в мире. Это наследие чилийского диктатора Августо Пиночета, реформы которого устранили государственное образование и заменили его рыночной моделью, которая приватизировала многие учреждения.
В результате, студенты не могли выпуститься, и даже те, кто получил специальность, редко могли заработать денег, чтобы погасить свои долги. Помимо нескольких элит, избранных школ, результаты – мрачные. Система начальной школы в Чили занимает 119-е место из 144 стран. Ее система высшего образования занимает 91-е место в целом и 117-е место в математике и науке.
Причина, по которой семьи платят столь много из своего кармана, проста – школы Чили получают наименьшее государственное финансирование из всех 34 стран-членов ОЭСР, согласно докладу 2011 года.
Так как же изменилась ситуация?
Новое направление в Чили не было задумано политиками в государственных учреждениях. Это началось со студентов на улицах. Демонстрации начались в 2006 году во время Революции Пингвинов, названной так из-за черно-белой униформы студентов, скандировавших «образование – это право человека». Студенты достигли незначительной в действительности победы, но их конечная цель бесплатного образования неуловимо всплывает.
Протесты снова началась в мае 2011 года с восьмимесячной оккупации университетских лагерей. Это переросло в устойчивое трехлетнее всенародное движение. На его пике 800 тыс студентов вышли на улицы и были поддержаны 81% населения.
И наконец, пару недель назад 30-летний эксперимент Чили со свободным рынком образования пришел к завершению, когда Конгресс страны принял знаковый закон, прекращающий получение прибыли в субсидируемых государством школах.
Это звучит знакомо, не так ли?
Борьба чилийских студентов не так далека от препятствий, стоящих перед студентами в США.
Но в то время как чилийцы ответили длящейся годами демонстрацией по всей стране, акции протестов студентов и выпускников в США, которые не могут выплатить долг за получение образования, имели местный и спорадический характер (в отличии от усилий оккупации Уолл Стрит в 2011 году). Несколько студенческих лидеров Чили в настоящее время служат в Конгрессе Чили, в то время как Конгресс США в основном состоит из старых миллионеров, многие из которых получают избирательные средства из некоммерческих школ, подобных Университету Феникса.
Студенты в США могли бы учиться у своих коллег из Чили, отказавшись отчаиваться от непомерных долгов и неэффективности Конгресса, вместо этого сфокусировавшись на моральном видении: образование – это право человека.
Текст с английского языка перевела Анастасия ЗАКОМОРНАЯ