Максим Нечипоренко
В то время как на политическом олимпе «бюджетные войны» вошли в стадию позиционного противостояния, Фонд государственного имущества (ФГИ) спускает с молотка оставшиеся в госсобственности предприятия. В этот раза приватизационная волна коснулась машиностроения.
ФГИ начал подготовку к продаже 94,9% акций ОАО Горловского машиностроительного завода , желающим приобрести сей актив в «нагрузку» добавится еще и Авдеевский коксохимический завод, на базе которых создан «Горловский машиностроитель». Кроме того, начал подготовку к продаже 89,51% акций Белоцерковского завода резиновых технических изделий. На очереди по оценке земучастков стоит ряд киевских предприятий. Например, объявлен конкурс на оценку земельных участков Киевского мотоциклетного завода и Киевского завода реле и автоматики с целью их внесения в уставные фонды заводов – от этих не работающих активов можно избавиться только таким образом. Та же участь постигнет и земучастка под Киевским заводом автоматики имени Петровского.
Даже в случае продажи подобных предприятий государственная казна особо не приумножиться, так как все они или давно не производят продукцию или являются убыточными. Такое утверждение справедливо и в отношении большинства промышленных активов, висящих на балансе государства. Но активность ФГИ является индикатором того, что в экономике происходят не те процессы, которые хотелось бы наблюдать. Явным тому примером будет основной экономический закон – бюджет.
Принятый на скорую руку в канун нового года бюджет 2009 своей реалистичностью не пленяет. Рост ВВП в 2009 году, который запланирован на уровне 0,4%, инфляция на уровне 9,5% годовых, рост промышленного производства при этом планируется «минус» 0,7%, но все это является больше желаемым, чем реальным. Уже сейчас никто не сомневается, что уровень ВВП будет в «минусе». Разговор может быть лишь вокруг размера этого минуса. В результате сомнительными выглядят и ожидаемые доходы бюджета в размере 20 млрд. грн. ($2,59 млрд.).
Начнем, однако, с основных макроэкономических показателей декларируемых на следующий год. Обнародованный показатель промышленного производства, который в январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года упал на 34,1%, стал ударом в плане осознания текущих экономических процессов. Если брать в месячном сравнении, то в январе 2009 года к декабрю промпроизводство сократилось на 16,1%. После этого, правительство договорилось с Госкомстатом о том, что последний не будет оглашать показатели изменения ВВП ежемесячно в пользу ежеквартальной статистики. То есть истинное падение нам огласят где-то в апреле.
Не вызывает оптимизма и валютно-курсовая политика. По словам первого вице-премьера Александра Турчинова, расчетный в бюджете курс доллара прогнозируется в районе 7-7,5 грн./$1, что уже далеко от настоящей реальности. Не смотря на то, что этот курс уже сейчас не реален, не все говорят с уверенностью и о стабильности существующего курса. Такая тенденция таит в себе девальвационные риски. Дотационные области народного хозяйства будут получать суммы по курсу 7 – 7,5 грн./$1, но траты будут осуществляться по текущему курсу. Разница между расчетным и текущим курсом это те средства, которые в первую очередь не получит социальная сфера. А это не купленные медикаменты в больницах, не выплаченные зарплаты медикам, учителям и другим работникам бюджетной сферы.
На валютно-курсовую политику сильно влияет и заложенный дефицит бюджета. По мнению руководителя группы советников главы НБУ Валерия Литвицкого, это усилит девальвационное давление на курс гривни. «Дефицит госбюджета на уровне 3% – это плохая новость для тех, кто хочет иметь в 2009 году более-менее стабильный курс. Такой дефицит госбюджета – это новое увеличение дефицита платежного баланса. Наши бюджетные расходы, в основном, потребительского характера: их избыточный уровень влечет неизбежное увеличение потребления и спроса на импорт. Следствием этого станет давление на обменный курс», – сказал Валерий Литвицкий.
Покрывать дефицит Премьер-министр планирует за счет 3-х источников: выпуск облигаций внутреннего займа, зарубежные кредиты и приватизация. Однако Анатолий Кинах считает, что 2 последних источника нереальны. В условиях кризиса ни взять в долг, ни продать что-то будет невозможно. Остаются облигации. Но, по словам Николая Азарова, в бюджет, таким образом, закладывается инфляционная схема: Кабмин печатает облигации, а НБУ обязан их выкупить. Сделать это он может лишь одним путем – напечатав деньги. То есть, раскрутив маховик инфляции.
Такие прогнозы подтверждают и банкиры. Инфляция в Украине в 2009 году останется на уровне свыше 10% из-за курсовых изменений, считают эксперты «ИНГ Банк Украина». По их мнению, дальнейший рост потребительских цен в ближайшие шесть месяцев будет полностью основываться на тенденции девальвации гривни и корректировке коммунальных тарифов с учетом уровня их рентабельности. «В результате девальвации гривни инфляция в следующем году будет оставаться в двузначном диапазоне», – указывается в аналитическом отчете банка. Частным подтверждением такому прогнозу стала новость по уровню январской инфляции. Не то что бы это конечно было новостью, но 2,9% только за первый месяц года (как известно, первые месяцы имеют меньшее инфляционное давление, чем конец года) дают повод сильно усомниться во внесенных в бюджет инфляционных параметрах.
Это значит, что в условиях наступающей массовой безработицы потребительские товары будут продолжать дорожать. Среднее повышение по потребрынку ожидается не ниже прошлогоднего (то есть на уровне 20%), но разные группы товаров будут дорожать по-разному. Больше всего цены будут расти в секторе импорта: бытовой техники, автомобилей, стройматериалов и т. д. Здесь рост цен может в целом достигнуть 50%. Наименьшее удорожание ожидается в секторе пищевых продуктов и продукции легкой промышленности. Здесь уровень цен прогнозируемо может остаться на текущем уровне или даже понизиться. На это влияет несколько факторов. Во-первых, это продукция преимущественно внутреннего производства и слабо зависит от валютного курса, во-вторых, это быстро портящиеся продукты и производитель будет вынужден идти на ценовые уступки, что реализовать продукцию.
В целом этот год не принесет стране исцеления от экономических проблем – так говорит большинство аналитиков. В месте с тем это сильно коснется социальной защиты граждан. Так, с 1 января 2009 года прожиточный минимум остается на том же уровне, что и в декабре текущего – 669 грн. Стоит также сказать, что ранее Кабмин предлагал установить размер минимальной заработной платы на уровне минимального прожиточного минимума, однако в следующем году сравнять эти показатели не получится. Так, с 1 января устанавливается МЗП в размере 605 грн. (на 11 грн. меньше, чем прожиточный минимум). Кабмин предлагает в течение следующего года повышать МЗП еще 4 раза, но это мизер – к концу года самая маленькая зарплата все равно будет лишь на 43 грн. больше прожиточного минимума.
Что касательно пенсий, то они по-прежнему не поспевают за минимальным прожиточным уровнем. И хотя ранее Кабмин собирался повысить размер минимальной пенсии до 596 грн., пока депутаты решили оставить ее на прежнем уровне – 498 грн. Отметим, что студентам также не светит даже минимальное увеличение ежемесячных выплат. Правительство прикинуло, что повышение в 2008 г. стипендий ученикам ПТУ до 200 грн. и студентам вузов до 400 и 530 грн. вполне достаточно. В следующем году стипендии увеличат только льготникам.
На фоне сокращения реального сектора армия безработных продолжает расти. Бюджет под шумок латают экстенсивным методом, продавая последние объекты госсобственности. Но что будет, когда продадут последний завод?