Виталий КУЛИК
1) КНДР заявила о приостановке переговорного процесса по денуклеаризации. После того как США и Южная Корея начали военные учения в Желтом море (12 мая), 15 мая Пхеньян выступил с заявлением в котором отменил встречу на высоком уровне с представителями Южной Кореи на 38 параллели, резко раскритиковал политику Вашингтона в регионе и указал на неприемлемость одностороннего разоружения КНДР, а также поставил под сомнение предстоящую встречу Ким Чен Ына с Трампом.
В заявлении северокорейского информагентства ЦТАК также речь идет о «некомпетентной» нынешней южнокорейской администрации, которая подрывает дух Пханмунчжомской декларации. «Если не будет разрешена серьезная ситуация, которая привела бы к приостановке переговоров на высоком уровне Севера и Юга, нам никогда больше не удастся так легко снова встретиться лицом к лицу с нынешним режимом Южной Кореи», — говорится в заявлении.
Однако, главная критика Пхеньяна адресовалась не Сеулу, а администрации США.
Руководство КНДР внимательно изучила публичные заявления главы госдепартамента США Майка Помпео и советника по нацбезопасности Джона Болтона, которые несколько раз фиксировали внимание на то, что Вашингтон предлагает решить вопрос разоружения КНДР по «ливийскому сценарию».
Болтон предложил Ким Чен Ыну демонтировать ядерный арсенал и перевезти его для уничтожения в американский штат Теннесси, чтобы гарантировать успех саммита. В обмен он пообещал разрешить компаниям США работать на рынке Северной Кореи.
С похожим заявлением выступил и Госсекретарь США Майк Помпео, который пообещал КНДР, что после отказа Пхеньяна от ядерного оружия в страну хлынут частные инвестиции, наладятся поставки энергоресурсов, а корейцы получат возможность «есть мясо и вести здоровый образ жизни».
В ответ первый заместитель главы северокорейского МИДа КНДР Ким Ге Гван заявил: «Мы больше не будем заинтересованы в переговорах, если их намерения (США) заключаются в том, чтобы в одностороннем порядке загнать нас в угол и заставить отказаться от ядерного оружия», — цитирует Ким Ге Гван агентство Yonhap.
Он добавил, что ответ Пхеньяна по поводу встречи Ким Чен Ына и Трампа будет положительным, если США проявят «искреннюю заинтересованностью в улучшении американо-корейских отношений».
«Соединённые Штаты также должны тщательно обдумать судьбу запланированного саммита в свете этого провокационного военного шума, устроенного совместно с южнокорейскими войсками», — говорится в сообщении.
Ким пошел на повышение ставок! Саммит в Сингапуре 12 июня между Ким Чен Ыном и Трампом оказался под угрозой срыва.
2) 16 мая пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс заявила о надежде американской стороны на то, что встреча президента США Дональда Трампа и главы КНДР Ким Чен Ына состоится, хотя Северная Корея ранее и пригрозила отменой саммита.
3) 17 мая Дональд Трамп, отвечая на вопрос о «ливийском сценарии» для денуклеаризации КНДР проявил непростительную оплошность. Трамп не был в курсе о чем речь. Он назвал «ливийским сценарием» вторжение в Ливию и устранение Муамара Каддафи.
Трамп заявил, что если Вашингтон сможет договориться с Пхеньяном, Ким Чен Ын будет «очень-очень доволен». Но «ливийский сценарий» в отношении КНДР «будет иметь место», если Вашингтон не сможет договориться с Пхеньяном. Он подчеркнул, что в Ливии в «сценарии с Каддафи» было «разрушение». «Мы вошли туда, чтобы быть там», – сказал Трамп.
ДЛЯ СПРАВКИ: В 2003 году Ливия согласилась свернуть свою зарождавшуюся ядерную программу, отказаться от своих запасов химического и бактериологического оружия и прекратить поддержку терроризма. В обмен страна была частично реинтегрирована в глобальную экономическую политику. И тем не менее, Каддафи был свергнут, а США и их союзники оказали помощь восставшим против режима.
4) Южная Корея пока достаточно мягко реагирует на срыв переговоров 16 мая в Пханмунчжоме. 16 мая министр иностранных дел Южной Кореи Кан Гён Хва в телефонном разговоре с госсекретарем США Майклом Помпео выразил сожаление в связи с отказом Северной Кореи от переговоров на высшем уровне.
Корейский министр подтвердил «твердую приверженность» Южной Кореи выполнению положений Пханмунджомской декларации и намерение добиваться от Северной Кореи скорейшего возвращения за стол переговоров.
ДЛЯ СПРАВКИ: Следует отметить, что встреча должна была проходить между главой Комитета по мирному объединению Родины (КНДР) Ли Сон Гвоном и Министром национального объединения (Южная Корея) Чо Мён Гюн. Встреча должна была состояться в “Тхонильгак” (“Павильон объединения”). Ли и Чо знакомы друг с другом и имеют некоторый опыт общения. В 2007 году Чо Мён Гюн в качестве президентского секретаря он участвовал в переговорах бывших лидеров КНДР и Южной Кореи — Ким Чен Ира и Но Му Хёна в Пхеньяне; а Ли Сон Гвон, начиная с 2004 года, многократно принимал участие переговорах Севера и Юга по военным вопросам. Сторонам предстояло договориться по многим практическим вопросам гуманитарного и военного характера. Ожидалось, что итогом станет драфт «дорожной карты» нормализации отношений. Однако, диалога не получилось.
4) Китай предпринял ряд посреднических усилий, чтобы переговоры между Вашингтоном и Пхеньяном состоялись. Это даже признал сам Трамп, говоря о том, что председатель Си может поспособствовать, чтобы встреча в Сингапуре таки состоялась.
– 17 мая агентство Синьхуа распространило заявление члена Госсовета КНР и главы МИД Ван И, в котором тот заявил, что «все заинтересованные стороны по ядерному вопросу на Корейском полуострове должны двигаться навстречу друг другу, а не в противоположных направлениях». Ван подчеркнул, что «мы должны учитывать уроки прошлого и не должны увидеть повторения этого сценария»… «Все заинтересованные стороны, особенно Соединенные Штаты должны ценить возможность для мира, которую мы сейчас наблюдаем. Мы все должны быть проводниками мира, а не противниками».
В то же время, ведущий китайский эксперт по Корее Чжан Лянь Гуй подчеркнул, что единственный приемлемый вариант выхода из возникшего кризиса может быть только «взаимное приостановление»: КНДР сворачивает испытание ядерных зарядов и ракет, а США и Южная Корея отказываются от ежегодных военных учений в Желтом море.
– В то же время, 16 мая в Пекин прибыла делегация Трудовой партии Кореи во главе с член Политбюро и заместителем главы ТПК Пак Тхе Сонгом. Их принял сам председатель Си Цзинпинь. Из скудной инсайдерской информации можно понять лишь то, что стороны обсуждали новый кризис. Неделю назад в Китая с вторым визитом был сам Ким Чен Ын. «Часы снова сверены».
5) Россия активизировалась в Корейском вопросе.
– 11 мая заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации И. Моргулов принял Чрезвычайного и Полномочного Посла КНДР в России Ким Хён Чжуна.
– 16 мая (с опозданием в 2 недели) вышел комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с проведенной Вашингтоном «экспертной встречей» по выполнению «морских» положений резолюций СБ ООН по КНДР. Сама встреча имела место 3-4 мая в Вашингтоне. В комментарии МИД РФ отмечается, что Москва «рассматривает эту «сходку» как очередную попытку США и группы их союзников подменить мандат Совета Безопасности и Комитета 1718 по КНДР выгодной для себя трактовкой и навязать собственные алгоритмы исполнения санкционных решений этих органов… В данном контексте нам также непонятны непрекращающиеся призывы США и иже с ними «продолжать наращивать давление на КНДР» на фоне готовности Пхеньяна к конструктивному диалогу по урегулированию ядерной проблемы».
– 16 мая представитель МИД России Мария Захарова в оккупированном Крыме заявила, что РФ отмечает тенденцию к снижению напряженности вокруг Корейского полуострова и приветствуют закрытие ядерного полигона в Пунгери (25 мая) и встречу Трампа и Ким Чен Ына в Сингапуре. «Убеждены, что найти их долгосрочное и взаимоприемлемое решение возможно лишь посредством многосторонних консультаций по вопросам создания на Корейском полуострове прочного механизма мира и безопасности. Ведем работу со всеми партнерами с целью запуска таких переговоров». Таким образом, РФ сделала заявку на участие.
– 16 мая РИА «Новости» опубликовало релиз с анонсом визитов председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко в КНДР и Южную Корею. Отмечается, что на сегодняшний день соответствующие приглашения от властей Северной и Южной Кореи российской стороной уже получены.
– 17 мая вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов (ведущий околокремлевский эксперт по Корее) заявил, что “идеальная ситуация для России, если Северная Корея договорится о денуклеаризации, но не с американцами, а с Китаем, Южной Кореей и нами“, — считает Абзалов. Он подчеркивает, что продолжение умеренного противостояния, только с активной ролью региональных игроков, было бы выгодно России. “А нынешний формат переговоров — кулуарная сделка, проходящая мимо Москвы. Дипломатическая неудача Трампа в этой ситуации могла бы изменить положение дел“.
6) КНДР продолжает работу по демонтажу и консервации ядерного полигона в Пунгери. Об этом свидетельствуют снимки спутников, опубликованные в СМИ. В частности было снесено несколько зданий оперативного обеспечения, расположенных недалеко от северного, западного и южного въездов. КНДР частично демонтировала рельсы для вагонеток, которые вели от туннелей в места, где сваливался грунт.
Эксперты предполагают, что все это связано с предстоящими мероприятиями по публичному закрытию Пхунгери, намеченными на 25 мая. Они в том числе будут включать в себя подрывные работы с целью ликвидации туннелей.
Кроме того, выяснилось, что у западного въезда построен небольшой мост, сообщает портал 38north. Этот факт тоже связывают с предстоящей церемонией.
На нее обещают допустить журналистов из пяти стран: США, Китая, Великобритании, Южной Кореи и России.
7) Канал связи («горячая линия») между военным командованием КНДР и Южной Кореи (установленная в начале мая в Пханмунчжоме) работает в штатном режиме и связь не разрывалась не смотря на отмену встречи на высоком уровне.
8) 17 мая в США ряд экспертов, из числа правых республиканцев, выступили из заявлениями поддержки Болтону и Трампу. «США должны продолжать военные учения с Южной Кореей и оказывать максимальное давление на Пхеньян. Ким должен понимать, что его ждет, если он выйдет из переговорного процесса»!