Киев. 17 июля 2015 года (ПолитКом, Алексей КАФТАН). Пара слов по поводу коллективного иска семей 18 пассажиров МН17 против Гиркина.
Когда адвокат Флойд Визнер говорит, что речь идет не столько о деньгах, сколько о давлении на Россию, он, разумеется, именно это и имеет в виду. Но он был бы плохим адвокатом, если бы пустился в разъяснение сказанного. Поскольку мне это не грозит, я поясню, что означает упоминание Визнером возможности применения Акта о защите жертв пыток (TVPA).
Да, этот документ, конечно, допускает доставку виновного в пытках и внесудебных убийствах иностранного гражданина в США. Наши комментаторы почему-то упустили из виду второе преступление, а потому неясно, причем здесь пытки. Но отсылка к TVPA не просто означает объявление Гиркина в глобальный розыск. Этот акт позволяет жертвам терактов судиться с государствами, которые Вашингтон признает спонсорами терроризма. Акт об иммунитете иностранного суверенитета (FSIA) защищает государства от некоммерческих исков в американских судах.
Однако применение TVPA, особенно в паре с Актом об антитерроризме и последующей смертной казни (AEDPA) позволяет обойти эту норму: первый обосновывает иск против персоны, второй – против страны, поскольку предполагает, что преступление совершалось с одобрения и при помощи государства-спонсора терроризма.
И хотя РФ таковым пока не признана, подобный поворот вследствие судебного процесса представляется возможным. И если эта схема будет запущена, то без международного трибунала вполне можно обойтись, а аресты российского имущества по делу ЮКОСа покажутся детским лепетом по сравнению с угрозами активам РФ вследствие этого дела.
Мирося Регинская, та, которая пресс-секретарь Гиркина, может сколько угодно называть истцов идиотами, но, судя по всему, степень собственного идиотизма путиноиды еще даже не начали осознавать.