Максим Банкер
Что стоит за последними терактами в Северной Ирландии?
«У Британии собственный джихад» с такой передовицей вышел последний номер, близкого к консерваторам еженедельника The Spectator. Тема номера навеяна трагическими событиями в северной Ирландии: боевики Реальной республиканской армии (RIRA) убили в течение недели двух солдат и полицейского.
Автор Чарльз Мур (Charles Moore) пытаясь ответить на вопрос: почему молодые ирландцы примыкают к экстремистским организациям, предлагает рассматривать ирландский левый национализм как аналог исламского фундаментализма.
Но, прежде всего, о Реальной республиканской армии (RIRA), которая взяла ответственность за теракты. RIRA – нелегальная организация, действующая в Ирландии и Соединенном Королевстве. Формирование возникло в 1997 году, когда в исполнительном комитете Ирландской Республиканской Армии, произошел раскол.
К слову расколы в IRA, ведущей свою историю с 1916-го года, дежурное явление. Иногда члены враждебных фракций даже истребляли один одного.
Причиной очередного раскола IRA в 1997-ом году была позиция одного из членов исполнительного комитета республиканцев. Речь о Майкле МакКевите, который потребовал выхода IRA из т.н. соглашений Доброй Пятницы (многосторонний договор о политическом мирном урегулировании в Северной Ирландии). В рамках пакта IRA отказывалась от боевых действий.
Предложение Мак Кевита большинство нашло несуразным. Мало того, Майкла и его сторонников из республиканцев попросили. В ноябре того же 1997-го диссиденты конспиративно собрались и декларировали создание Реальной Ирландской Республиканской Армии (RIRA).
2
Идеология RIRA – ирландская республиканская ортодоксия. В основе доктрины, возникшей в начале 19-го век под влиянием Французской революции, идеи республики, независимости, территориального единства Ирландии. Поскольку движение было связано с социальными протестами против британских землевладельцев, а на рубеже 20-го века важной составляющей республиканской идеи стал социализм.
Однако, идеологи RIRA главный акцент делают на проблеме территориального единства Ирландии. По их мнению, упомянутый договор Доброй Пятницы и принятые позже т.н. Белфастские соглашения увековечивает британское присутствие в шести североирландских графствах, которые входят в состав Великобритании на правах провинции. Программные документы RIRA открытым текстом говорят на то, что добиться «злуки» Юга и Севера можно путем физического насилия по отношению к британцам.
RIRA во многом копирует старую тактику IRA, например, взрывает бомбы с целью разрушения британской военной инфраструктуры и т.п. Однако, между двумя группировками есть существенная разница: в 70-80-ые IRA фактически выполняла функции отрядов самообороны католических кварталов. Она была тесна связанная с т.н. уличными комитетами, участвовала в акциях массового гражданского неповиновения, например, когда арендаторы отказывались целыми улицами платить за коммунальные услуги. Модель RIRA это скорей напоминает классическое подполье.
За десять лет существования RIRA провела достаточно много вылазок (взрывы машин, убийства полицейских, диверсии на железной дороги). Однако в основном ее имя связывали с терактом в североирландском городке Омаг, в результате которого погибло 29 человек.
После того взрыва спецслужбы занялись RIRA вплотную. В 2001-ом они даже поймали МакКевита, который, кстати, приторговывал оружием из Югославии. А республиканцы, не желавшие эскалации конфликта, обошли сторонников «реальных» и объяснили им сущность политического момента. На некоторое время активность организации снизилась.
В феврале 2008-го года RIRA издала специальное заявление, в которой речь идет окончании этапа реорганизации. Провозглашается старт следующей фазы сопротивления, которую террористы назвали «Новое наступление».»Новое наступление» пока что свелось к взорванной в мае 2008-го бомбе и уже упомянутым недавним убийствам силовиков.
3
Достаточно жесткая негативная реакция лидеров Шин Фейн, входящий в правительственную коалицию провинции, на теракты говорит о том, что римейк событий 70-80-ых годов невозможен. Соседство двух – католической и протестантской коммун в Ольстере – историческая данность для любого, кто занимается реальной политикой.
Для экстремистов, которые живут в параллельном мире, спорадические акции насилия лучший способ поддержать коллективный дух секты. Такая формула, как показывает опыт Страны Басков, позволяет их структурам существовать достаточно долго.
Однако, то обстоятельство, что, несмотря на разгром структур в 2001-ом, RIRA смогла обновить кадровый состав, вывала оживленную полемику на страницах британской прессы.
Упомянутый Чарльз Мур находит объяснение феномена особенностями ирландской республиканской доктрины, легальное насаждение которой обществе в той или иной интенсивности плодит экстремистов. Для этой доктрины характерны культ мучеников, павших за дело Ирландии, гиперболизация идеи ирландского территориального единства.
«Подходы Джерри Адамса (лидер Шин Фейн) к последним убийствам это стратегия, а не мораль. Лучший путь достижения единой Ирландии, по его мнению, на сегодняшний день мирные средства, но в принципе насилие во имя единства Ирландии оправдано».
Мур также считает, что сама фигура Джерри Адамса, прошедшего путь от террориста до солидного функционера, является лучшим примером для воспитанных на националистической идеологии молодых экстремистов.
Такой подход вызвал шквал негодования со стороны левой общественности: сопротивление ирландцев была по существу реакцией на их угнетенное положение в составе британской империи. По мнению некоторых обозревателей, Джерри Адамс действительно несет ответственность за существование RIRA. Однако, его вина в том, что его поколение узурпировали руководство республиканцев. В рядах Шин Фейн нет мобильности. Отсюда рост интереса молодежи к радикализму.
Стоит принять во внимание теорию о том, что ирландский национализм стал частью локальной криминальной субкультуры, институты которой, как известно, не смогли уничтожить даже самые жесткие диктаторские режимы. В некотором плане интересы криминала и ирландского подполья за 60-80-ые срослись. Возник целый сегмент теневой экономики по поставкам оружия боевикам IRA. Есть свидетельства, что республиканцы иногда даже прибегали к помощи наркоторговцев, у которых были свои международные каналы контрабанды.
Впрочем, многие полагают, что никакой новой волны ирландского терроризма нет. Есть бывшие активисты IRA, которые остались на обочине изменений, почувствовали себя кинутыми и «заюзаными» тем же Адамсом. Мы также можем иметь дело с родственниками жертв событий 60-80-ых годов, которым хочется отомстить. Среди создателей RIRA сестра Бобби Санда – ирландского патриота, умершего в британских застенках вследствие политической голодовки: Бобби требовал признать себя политическим заключенным.
Напоследок стоит упомянуть одну версию, которую озвучил некий анархист на форуме ирландской Indymedia. Он пишет: «Вооруженная борьба республиканцев не имеет никакой перспективы. поскольку военными средствами победить Великобританию невозможно. Зато нет иного лучшего способа поддержать статус – кво в Северной Ирландии, чем делать акции в духе RIRA, отвлекая внимание людей от социального вопроса».