Максим ПОЛЕВОЙ
В конце марта Министерство экономического развития и торговли объявило об успешном завершении переговоров с Израилем о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Кроме того, украинское правительство одновременно работает еще по нескольким перспективным направлениям свободной торговли.
По словам первого вице-премьера – главы МЭРТ Степана Кубива, предстоящее соглашение поможет развитию украинской перерабатывающей промышленности благодаря кооперации с израильскими предприятиями и привлечению новых технологий. “Договор сделает экспорт в Израиль благодаря отмене или уменьшению ввозных пошлин, и быстрее – за счет упрощения таможенных процедур”, – говорит министр. Предполагается отмена барьеров примерно для 80% промышленных товаров и значительной части продуктов питания из Украины, а также 70% израильских промтоваров.
В деталях
Единственным исключением из режима свободной торговли для отечественной непищевой продукции будут ювелирные изделия, уточняет замглавы МЭРТ – торговый представитель Украины Наталья Микольская. По продовольствию тоже есть несколько изъятий, плюс на ряд товарных групп (отдельные виды молочных продуктов, растительное масло, пшеница) будут установлены беспошлинные квоты. В целом примерно для 60% украинских товаров запуск ЗСТ будет означать обнуление пошлин, по остальным – предусмотрены переходные периоды в 3, 5 и 7 лет с момента старта соглашения.
Рынок Израиля является достаточно закрытым, с высокими ввозными пошлинами и специфическими требованиями к продукции, которые связаны с религиозными аспектами (т.н. кошерное продовольствие). Тем не менее Израиль традиционно импортирует немало товаров ввиду ограниченных возможностей внутреннего производства, связанных с небольшими размерами территории: так, в 2017-м импорт составил 69,1 млрд долл. При этом товарный экспорт из Украины вырос на 23,8%, до 604,6 млн долл. Торговый баланс был глубоко профицитен (+436,7 млн долл.). Потенциал взаимной торговли оценивается в 5 млрд долл. ежегодно с возможным ростом на 20% в год.
Основную часть отечественного экспорта в денежном выражении (46,5%) составили зерновые, 25,9% – черные металлы. Для сравнения, поставки машин, оборудования и приборов в совокупности едва превысили 10,5 млн долл. (1,8% в структуре). Таким образом экспорт в эту страну имеет выраженный сырьевой характер, как и в большинство прочих технологически развитых стран. А вот основа импорта из Израиля – химическая продукция (подгруппа 38 УКТВЭД), в 2017-м составившая 39,8% “входящего” товаропотока. Скорее всего, после запуска ЗСТ существующие акценты экспорта и импорта будут сохраняться, хотя Киев, вероятно, приложит усилия для развития поставок продукции с повышенной добавленной стоимостью. Этому поможет и государственное Экспортно-кредитное агентство, создание которого наконец вступило в завершающую стадию.
По другим направлениям
Кроме Израиля, уже много лет идут переговоры о ЗСТ с Турцией. В прошлом году товарный экспорт в эту страну вырос на 22,9%, до 2518,6 млн долл. – это 5,8% от общего объема, или 3-е место среди отдельно взятых стран назначения (после России и Польши). Турецкий рынок по-прежнему перспективен для металлопродукции, различных машин, продовольствия; в обратном направлении поступают потребительские товары, промсырье (ферросплавы, огнеупоры); в 2017-м импорт вырос на 14,9%, до 1262,6 млн долл., т.е. и тут сальдо глубоко профицитно. По некоторым оценкам, создание ЗСТ с Анкарой пытается искусственно тормозить группа “Приват” – из-за боязни притока импортных ферросплавов, на которых специализируется сама.
По словам Н.Микольской, в последнее время произошел определенный прорыв в переговорах с Турцией: принято решение, что ЗСТ будет покрывать все основные товарные сектора. Это важно, поскольку ранее турки не соглашались на включение в договор сельского хозяйства. В 2013-м поставки украинской продукции на турецкий рынок достигали 3,8 млрд долл., и при запуске ЗСТ могут выйти на уровень 5 млрд долл. Хочется надеяться, что существенную долю при этом составят товары глубокой переработки (в минувшем году машины и оборудование заняли 1,4% общего объема, на 34,6 млн долл.).
Также в 2014-17 годах Кабмин заявлял о желании создать ЗСТ с Вьетнамом, Сингапуром, Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, Сербией. Начались и переговоры по ЗСТ ГУАМ – ранее полузабытого постсоветского объединения, получившего новую жизнь после агрессии РФ в Крыму и на Донбассе. Эксперт по экономической политике Виталий Кулик подтверждает: в рамках ЗСТ ГУАМ при определенных условиях можно внедрить правила конвенции “Пан-Евро-Мед” (Региональная конвенция о пан-евро-средиземноморских преференциальных правилах), что невозможно в формате действующей ЗСТ СНГ. Страны-участницы Конвенции могут использовать материалы и сырье друг друга без потери преференциального статуса происхождения (двусторонняя и диагональная кумуляция). Кроме государств ЕС, в “Пан-Евро-Мед” входят такие важные торговые партнеры, как те же Израиль, Турция, плюс Ливан, Египет, Алжир, Марокко и другие страны Средиземноморья.
Притом Н.Микольская акцентирует, что сохранение свободной торговли со странами СНГ принципиально важно, несмотря на искусственные ограничения транзита, созданные Москвой. “Странам-партнерам не суть важно, какая именно ЗСТ – та, что по линии СНГ, или ГУАМ. Главное, чтобы не было дополнительных препон для поставок. Поэтому мы продолжаем работу над альтернативным маршрутом через Черное море и Закавказье. Но даже если мы выйдем из ЗСТ СНГ, наши экспортеры этого не почувствуют, поскольку страны-получатели заинтересованы в продолжении сотрудничества”, – отмечает чиновник.
По словам Н.Микольской, соглашение о свободной торговле не является самоцелью: “Пока мы не увидим, что достигнутые условия действительно будут работать для Украины – переговорный процесс не завершается”. Поэтому переговоры по ЗСТ тянутся долгие годы, и не всегда успешно. В 2018-м МЭРТ намерен начать консультации по ЗСТ с новыми партнерами, включая Европейскую ассоциацию свободной торговли (Швейцария, Лихтенштейн, Норвегия, Исландия).
Добавим, буквально последней зимой ситуация со свободной торговлей в мире осложнилась из-за протекционистской риторики Вашингтона, который стал инициатором торговых конфликтов с такими крупными игроками, как ЕС и Китай, и улучшения пока не видно. Тем не менее формат ЗСТ остается популярным, а на фоне вышеуказанных событий – тем более. В настоящее время на той или иной стадии находятся переговоры примерно по 200 различным зонам, крупнейшие примеры – “Союз южноамериканских наций”, “ЕС-Япония”, Всеафриканская ЗСТ, “АСЕАН+6” и др. Всего же с 1995 по 2016 год число ЗСТ в мире выросло со 120 до более чем 400. Хотелось бы рассчитывать, что и Киеву удастся расширить число доступных ему “свободных” режимов и тем самым поддержать отечественных производителей и экспортеров.