Киев. 12 июня 2015 года (ПолитКом, Андрей БОЯРУНЕЦ). Ключевым фактором внешнего инвестирования в Украину является работа ведущих международных институтов финансовой поддержки, страновая активность которых является важным позитивным сигналом и для других инвесторов. Так, в начале июня 2015 года ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) объявил о планах начать выпуск гривневых облигаций, что даст банку возможность привлечь ресурсы для кредитования в нацвалюте. Эмиссия намечена на сентябрь–октябрь 2015 года в виде нескольких небольших выпусков, ее общий объем будет зависеть от сметы инвестиционных проектов, под которые будут привлекаться ресурсы.
О подобных намерениях ЕБРР заявлял еще в 2013 году, и в июле того же года Верховная Рада Украины приняла закон, позволяющий международным финорганизациям эмитировать долговые бумаги в гривне. Затем в мае 2014 года Нацбанк Украины своим постановлением разрешил ЕБРР гривневое кредитование украинских предприятий.
Два лидера
Таким образом, банк качественно развивает свою работу в Украине. Как известно, он является одним из значительных зарубежных «доноров» официального Киева (около 1 млрд евро ежегодной поддержки по различным проектам) и одним из крупнейших иностранных инвесторов, владея долями в ряде компаний. Состоянием на 01 мая 2015 года ЕБРР имел обязательства по предоставлению в общей сложности 10,94 млрд евро для 343 отечественных проектов. В целом банк заявляет о намерениях неуклонно развивать объемы и динамику деятельности в стране.
В числе активных направлений – инвестиции в банковский сектор: ЕБРР заявляет, что готов покупать украинские банки, но только те, которые входят в зарубежные финансовые группы. Среди претендентов – «Райффайзен Банк Аваль» и «ОТП Банк», для последнего уже решено выделить субординированный кредит на 65 млн евро. Кроме того, продолжается работа в агросекторе: планы на 2015 год – более 240 млн евро, что примерно соответствует прошлогоднему уровню. Еще одно традиционное направление – энергетика, включая различное энергосбережение, модернизацию электростанций. Так, сейчас реализуется проект реабилитации мощностей объединения «Укргидроэнерго», в перспективе – участие в строительстве Каневской ГАЭС и расширении Каховской ГЭС. Также намечены инвестиции в портовую инфраструктуру (начиная с Одесской обл.).
В этой связи стоит вспомнить и другого системного инвестора в Украину – ВБ (Всемирный банк), направления работы которого в стране во многом перекликаются с ЕБРР (энергетика, энергосбережение, АПК). При этом ВБ еще и владеет в Украине значительными земельными угодьями. В 2015 году Банк собирается предоставить Киеву около 2 млрд долл. на «помощь в борьбе с коррупцией, поддержку бедных и экономические реформы» (в прошлом году поступило около 3 млрд долл., в том числе на компенсацию госбюджетного дефицита).
На перспективу
Тем самым, крупные западные портфельные инвесторы продолжают активную деятельность в Украине. Базовые причины понятны: Запад по-прежнему поддерживает украинский евроинтеграционный проект. Однако прямое финансирование и кредитование со стороны ЕС или США ограничено в объеме (тем более с учетом того, что макроэкономический кризис в Европе далек от завершения), поэтому инвестиции международных фининституций тем более важны для отечественной экономики. При этом такие инвестиции позволяют работать над системными страновыми проблемами. Так, в апреле 2015 года директор ВБ в Беларуси, Молдове и Украине Чимяо Фан отмечал: многие сегодняшние проблемы Украины – из-за отсутствия реформ в течение последних 2-х десятилетий, но серьезным негативным допфактором стал конфликт в Донбассе, который разрушил промпроизводство и экспорт и привел к значительным косвенным расходам, подрывая доверие потребителей и инвесторов, а это весьма усугубило экономический кризис. «По мере того, как будут продолжаться и ускоряться реформы, – продолжил он, – важной будет постоянная финансовая и техническая поддержка международного сообщества, чтобы помочь в стабилизации экономики, поддержать … уязвимые слои населения, преодолеть сопротивление личных интересов определенных заинтересованных сторон».
В обозримой перспективе ведущие мировые фининституции продолжат работу с отечественными проектами. Вместе с тем, пока что нет оснований рассчитывать на заметное расширение поддержки с их стороны, в т. ч. ввиду по-прежнему значительных коррупционных рисков и зарегулированности всех сфер национальной экономики. Кроме того, в совместных проектах подобные инвесторы ориентированы прежде всего на малый и средний бизнес, и предприятиям базовых промышленных отраслей трудно рассчитывать на аналогичную поддержку. Однако таковая может поступать через механизмы Киотского протокола – например, с помощью Механизмов совместного осуществления (энергосберегающие проекты с финансированием от развитых стран), а также через продажу Киевом и отдельными производителями квот на выбросы парниковых газов. У украинских компаний уже есть опыт подобной работы, а совокупный годовой потенциал одних лишь проектов совместного осуществления превышает 700 млн евро.