СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО, Тирасполь
В Приднестровье разгорается конфликт между президентом и Верховным советом. Последствия его могут выйти далеко за пределы непризнанной ПМР
Нельзя сказать, что противостояние возникло неожиданно. Верховный совет, полностью контролируемый местной финансово-промышленной группой «Шериф», уже давно, шаг за шагом, вел наступление на президента
НЕСКОЛЬКО лет Игоря Смирнова, как волка на травле, обкладывали флажками: преодолевали президентское вето, выигрывали дела в Конституционном Cуде, резко начинали критические кампании в его адрес с парламентской трибуны и столь же резко их обрывали. Словом, президента мало-помалу приучали к мелким укусам и небольшим уступкам власти и влияния. И вот серьезная попытка ограничить полномочия Смирнова. Если поправки в Конституцию, одобренные Верховным советом в первом чтении, будут приняты, президент окажется чем-то вроде украшения на верхушке новогодней елки, и не более.
ТЕНЬ ВЛАСТИ
Группа из 16 депутатов ВС ПМР из фракции «Обновление» (партии, созданной и контролируемой фирмой «Шериф» и обладающей абсолютным большинством в Верховном совете) предложила большой пакет конституционных поправок. Наиболее принципиальны в нем следующие положения. При досрочном прекращении полномочий президента и.о. президента назначает ВС ПМР. Пост вице-президента упраздняется. Президент лишается права вето относительно конституционных законов. Верховный совет получает исключительное право отстранения от должности лиц, занимающих высшие посты в республике: президента, председателей Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, прокурора, министров.
Полномочия президента эти поправки сильно урежут. Зато ВС ПМР станет абсолютно неуязвим: его ни при каких обстоятельствах нельзя будет распустить, его решения — невозможно оспорить. Любой, кто осмелится протестовать, будет легко смещен с должности.
Кроме того, по замыслу авторов проекта, депутат ВС ПМР, систематически не участвующий в заседаниях ВС ПМР без уважительной причины, может быть лишен депутатских полномочий двумя третями голосов депутатов. Это положение дает парламентскому большинству возможность лишить мандата любого «неудобного» ему депутата от оппозиции. И даже в том случае, если депутат на заседаниях был, провести по протоколам «систематическую неявку» несложно. Аппарат ВС ПМР полностью подконтролен его председателю, Евгению Шевчуку, и подбирался им лично.
Картина будет неполной, если не упомянуть о второй «торпеде», запущенной одновременно с «инициативой 16». Один из депутатов ВС ПМР, и тоже «обновленец», внес на рассмотрение законопроект, в котором предложил исключить порог явки избирателей на выборах Советов всех уровней, тем самым, упразднить и понятие несостоявшихся выборов либо референдума. Кроме того, предлагается исключить из бюллетеней графу «против всех». Понятно, что в этом случае все «выборы» и «референдумы» оказываются чистой формальностью.
«Обновление», контролирующее Верховный сСовет, получает ничем не ограниченную власть. Но «Обновление» — лишь политическая декорация, тень «Шерифа». А его лидер и председатель ВС ПМР Евгений Шевчук — отнюдь не политик. Он просто наемный менеджер среднего звена, выполняющий вместе с другими депутатами-«обновленцами» распоряжения своих нанимателей.
БИТВА СИАМСКИХ БЛИЗНЕЦОВ
Было бы неверно сводить ситуацию к борьбе за власть между двумя командами — «старыми консерваторами Смирнова» и «эффективными менеджерами во главе с Шевчуком». Ведь даже провести отчетливую черту между двумя командами совсем непросто.
Фирма «Шериф», начинавшая с весьма скромных оборотов, крепла и становилась на ноги под прямым патронажем президента Смирнова. И даже сегодня благополучие набравшего мощь «Шерифа» сильно зависит от доброжелательной позиции таможни ПМР. А управляет таможней один из двух сыновей президента — Владимир. Второй, Олег, возглавляет Патриотическую партию, оппозиционную «Обновлению». Он депутат ВС ПМР, и он регулярно отсутствует на пленарных заседаниях, что ему уже не раз ставили на вид. Впрочем, на заседаниях ВС ПМР часто отсутствует и другой депутат — Илья Казмалы, один из совладельцев «Шерифа». И его в этом никто не упрекает.
Речь, таким образом, идет вовсе не о смене власти. Речь идет о борьбе за власть внутри единой в прошлом команды. Это означает, что противники не пойдут на крайние меры. «Шериф» по-прежнему нужен Смирнову как источник пополнения бюджета и инструмент борьбы с «внесистемной» оппозицией. А семья Смирновых с ее связями пока еще нужна «Шерифу». Жесткой схватки не будет, а сама борьба больше похожа на борьбу супругов за контроль над общим одеялом. Обе стороны привыкли улаживать все вопросы келейно и очень боятся уличной стихии. Да и гражданского общества как политической силы, способной вывести людей на площадь (тем более подтолкнуть их к решительным действиям), в Приднестровье давно уже нет. Масса в любом случае останется инертной. Однако эта масса включает в себя около 240 тысяч граждан соседней Молдовы, формально считающей Приднестровье своей территорией, почти 120 тысяч граждан России и более 80 тысяч граждан Украины. Эта особенность Приднестровья, давно уже ставшего международным анклавом, населенным гражданами различных государств, придает провинциальному конфликту серьезный потенциал.
МОСКОВСКИЕ КОМБИНАТОРЫ
Хотя противостояние между Смирновым и «Шерифом» — конфликт сугубо местный, интерес к нему проявляют и внешние игроки. Найти их несложно, достаточно посмотреть на то, кто и как освещает события в Приднестровье. Наиболее активны в этом плане два российских новостных агентства: «Новый Регион» и Regnum. Общий тренд тоже прозрачен: президент Смирнов отошел от России, хочет переметнуться к Украине, ставит памятники Мазепе. В общем, есть такой нехороший человек — Игорь Смирнов, в вице-президентах у которого ходит совсем уже нехороший (потому что проукраинский) Александр Королев. А противостоит этой паре очень хороший и очень пророссийский Евгений Шевчук.
При всей примитивности этой схемы, не имеющей ничего общего с реальностью, она мало-помалу срабатывает. Евгения Шевчука все чаще принимают в Москве, а его российские кураторы могут рапортовать (и при каждом удобном случае рапортуют) о яростной борьбе за российское влияние в ходе столкновения интересов России и Украины. И неважно, что в действительности никакого столкновения нет, а Украина, занятая внутренними проблемами, совсем не склонна влезать в приднестровские разборки. Если даже его нет — его надо придумать, пропиарить, и так или иначе реализовать, нанеся превентивный удар и добившись финансирования для новых сражений. Ничего личного. Нормальный московский бизнес на «поддержке российских соотечественников».
Этот фактор в сочетании с большим количеством обладателей российского и украинского гражданства, проживающих в Приднестровье, и грозит вывести конфликт на иной, уже межгосударственный уровень. Сумерки, сгустившиеся над Днестром, могут приготовить Украине нежданный и неприятный сюрприз, в очередной раз подтвердив известное положение: если вы не занимаетесь политикой, то она непременно займется вами.
СПРАВКА
Компания «Шериф» основана 24 июня 1993 года. Президент — Виктор Анатольевич Гушан, гражданин России. Генеральный директор — Илья Михайлович Казмалы, гражданин Украины.
Первоначально компания специализировалась на завозе в Приднестровье оптовых партий продуктов питания. В 1996 году был открыт первый супермаркет «Шериф». В 1997-м основан футбольный клуб, начато создание сети кабельного телевидения по всей территории ПМР. В 1998-м создано строительное подразделение и введена в эксплуатацию первая автозаправочная станция. В 1999 году открыты издательский дом «Дело», автоцентр «Мерседес-Бенц», вышел на рынок мобильный оператор и интернет-провайдер «Интерднестрком». В 2000 году начато строительство спорткомплекса «Шериф», введен в эксплуатацию склад нефтепродуктов. В 2003 году после приватизации и реконструкции в составе «Шерифа» начала работу Тираспольская нефтебаза, была приватизирована проводная телефонная сеть. В 2004-м создано рекламное агентство «Эксклюзив». В 2005 году «Шериф» приватизировал Тираспольский хлебокомбинат и Тираспольский комбинат хлебопродуктов, начал открывать салоны игровых автоматов, приватизировал и реконструировал Рыбницкую нефтебазу. В 2006 году приватизировал Тираспольский винно-коньячный завод Kvint.
В настоящее время в Приднестровье действуют десять супермаркетов «Шериф»: четыре — в Тирасполе, два — в Рыбнице, по одному — в Дубоссарах, Слободзее, Григориополе и Бендерах, три оптовых магазина, оптовый склад и три мини-маркета. Сеть из 11 автозаправок «Шериф» покрывает всю территорию ПМР. В Приднестровье «Шериф» является монополистом в области предоставления услуг связи, как проводной, так и мобильной, Интернета, кабельного телевидения. Владеет собственным телеканалом и радиостанцией. В Украине «Шериф» владеет CDMA-оператором «Интертелеком».
Различные СМИ неоднократно обвиняли «Шериф» в причастности к контрабандным схемам, однако эти обвинения ни разу не были подтверждены в суде.
СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО, Тирасполь
https://comments.com.ua/?art=1241711652