На вопросы издания «Полит.кома» отвечает приднестровский парламентарий, глава Комиссии по внешней политике и международным связям Верховного Совета ПМР Дмитрий Соин
«Полит.ком»: Оцените текущее состояние молдо-приднестровского урегулирования и миротворческие в контексте этого перспективы Украины
Д.С. Переговоры между Кишиневом и Тирасполем всегда носили депрессивный и затяжной характер. Иногда они и вовсе прекращались. Причин этого, на мой взгляд, достаточно:
1. Экономическая ситуация, – характеризуется глубоким кризисом в промышленной сфере, стагнацией аграрного сектора и тяжелым положением малого бизнеса обеих стран. И Молдова и ПМР не привлекательны друг для друга экономически и поэтому нет широкого социального мотива для сближения, как это было, например, в случае Западной и Восточной Германии. Союз или объединение двух нищих территорий приведет к их еще большей нищете. Кто сегодня готов в ЕС или любой другой стране погасить газовый долг Приднестровья перед «Газпромом», – это почти четыре миллиарда долларов, а так же поднимать из руин промышленность, сельское хозяйство и малый бизнес ради объединения сторон? Следует отметить, что и в Молдову требуется вложить огромные средства для того, чтобы она была способна на реальное объединение с Приднестровьем. Одно дело говорить о реинтеграции, что у молдавских политиков всегда получалось хорошо, а совсем другое на практике реализовать ее… Поэтому экономических предпосылок для успешных переговоров сегодня нет.
2. Социо-культурная составляющая так же не внушает оптимизма – Молдова, как государство формировалось по этническому принципу, а Приднестровье по гражданскому. То есть сама природа формирования этих республик различна. Соединить гражданскую и этническую идентичности достаточно сложно.
3. Геополитический фактор вообще заводит ситуацию в тупик. Молдова уверенно и с любовью смотрит в сторону ЕС и Румынии, а Приднестровье на Восток в сторону России и Украины. Как решить эту проблему?
4. Внутриполитический кризис сторон переговоров. Мы видим, что происходит в Молдове. С 2009г. эта страна находится в постоянном внутреннем конфликте. Нет единства элит, а следовательно стремления и готовности выдерживая единую линию говорить с Приднестровьем о вариантах урегулирования. В свою очередь в Приднестровье благодаря стараниям президента Шевчука разворачивается свой социально-политический конфликт. Идет прямая конфронтация президента и правительства с одной стороны и Парламента с другой. Шевчуком заблокировано любое взаимодействие по внешнеполитической линии МИДа и профильной Комиссии по внешней политике и международным связям. МИД Приднестровья превратился в закрытую, секретную организацию с трудно прогнозируемыми сценариями действий. В совокупности это еще более затрудняет поиск компромиссов между РМ и ПМР.
Помимо перечисленных выше мешающих урегулированию факторов есть масса других: различные формы приватизации, отличающиеся системы образования, противоположное по существу языковое законодательство и многое другое. Все это лишний раз показывает, что Украине досталась очень трудная миссия – проявить себя и защитить свой международный авторитет на площадке безнадежно запущенного конфликта. При этом именно у Украины имеются уникальные возможности влиять на ситуацию. К таким факторам относятся и общая единственная на восточном направлении граница с Приднестровьем, и транзитные возможности в экономике, и многотысячная проживающая в ПМР диаспора украинцев, и даже само желание Киева продемонстрировать международному сообществу свой миротворческий потенциал. Поэтому при определенных условиях Киев может добиться успеха на этой ниве.
«Полит.ком»: Как Вы прокомментируете итоги львовского раунда переговоров?
Д.С. Итогов практически нет, так что комментировать особо нечего. Встреча Шевчук-Филат была сорвана. Госпожа Штански вела себя странно и чувствовалось, что она прибыла во Львов с инструкцией по всем направлениям заблокировать обсуждение актуальных для граждан Молдовы и Приднестровья проблем. На мой взгляд, львовский сценарий сформировался еще в январе – во время визита действующего председателя ОБСЕ, главы МИД Украины Леонида Кожары в Молдову и Приднестровье. Тогда мы все стали свидетелями массированной пропаганды направленной на компрометацию господина Кожары, как человека сказавшего «неправду» на итоговой пресс-конференции 22 января в Кишиневе. Суть инцидента такова – на встрече в Тирасполе Леонид Кожара и Евгений Шевчук проговаривали перспективы переговорного процесса, и по одной из версий президент ПМР согласился на обсуждение статуса Приднестровья в составе Молдовы. Другими словами дал добро на обсуждение так называемой «третьей корзины». Леонид Кожара делает об этом заявление на пресс-конференции в аэропорту Кишинева и тут же проявляется нервная реакция приднестровской стороны – сначала сам Шевчук, а за ним министр иностранных дел ПМР Нина Штански начинают всячески его опровергать. Затем близкие к администрации президента Приднестровья эксперты и информагентства обрушивают на действующего председателя ОБСЕ обвинения в подтасовке фактов, что является серьезным ударом по имиджу и лично Леонида Кожары и Украины в целом. Со своей стороны могу предположить, что Леонид Кожара сказал правду, которая после обнародования не очень устроила господина Шевчука и началась компания с опровержениями. Не могу поверить, что действующий председатель ОБСЕ и глава МИДа Украины пошел на такое искажение фактов. А вот Евгений Шевчук, по моему мнению, на такое способен. Отказ от обещаний и собственных слов – это стиль президента ПМР с момента его избрания на данную должность.
Хочу отметить еще одно обстоятельство: Леониду Кожаре не предоставили возможность отдельной встречи с руководством парламента и даже с украинской диаспорой в Приднестровье. То есть действующего председателя ОБСЕ сознательно изолировали в Приднестровье от всех альтернативных точек зрения и источников информации. Сделали это опять же Евгений Шевчук и Нина Штански. Из этого я делаю вывод о том, что это была продуманная провокация властей, которая к сожалению удалась.
На мой взгляд, именно в те январские дни под грохот информационного скандала и закладывались львовские тренды. Львов был изначально обречен. Шевчук в свойственной ему манере манипулировал участниками формата: много обещал и тут же отказывался от своих слов. До последнего момента поддерживая надежду в Украине на свой приезд, он и не собирался этого делать. В итоге Львов был выхолощен полностью. Могу предположить, что такой стиль поведения господина Шевчука будет сохраняться с различными вариациями в течении всего 2013г.
К сожалению, у внешнеполитического тандема Шевчук – Штански исчезло понимание того, что Украина важнейший геополитический партнер Приднестровья, который обеспечивает транзит наших грузов, перемещение граждан и многое другое. Представим хотя бы на минуту, что было бы выполняй Киев все требования Кишинева в отношении ПМР – думаю, республики могло бы уже не быть. Нельзя забывать о том, что в 1992г. во время боевых действий с Молдовой именно Украина, а конкретно Одесская область приняла тысячи беженцев из Приднестровья. Хочет этого господин Шевчук или нет, но с Украиной Приднестровье должно дружить, а надежды на то, что мы поссоримся с Киевом, а за нас кто-то сильный заступится, неверны, по сути. Москва и Киев все равно придут к взаимовыгодным соглашениям, а Тирасполь останется в изоляции. Мне кажется, что нужна масштабная ревизия нашей внешней политики. То, что делал больше года тандем Шевчук-Штански при некоторой внешней эффектности показало свою глубокую внутреннюю не эффективность и более того опасность, как для проживающих в Приднестровье граждан, так и для региональной стабильности в целом. Отсутствие дипломатического и управленческого опыта проявляется все сильнее. Если это не остановить, то мы можем стать свидетелями резкого обострения региональной обстановки.
«Полит.ком»: какова сегодня обстановка в самом Приднестровье?
Ситуация находится под влиянием системного кризиса. Евгений Шевчук не смог выполнить большинства своих обещаний, что повлекло серьезное разочарование населения. Приведу лишь несколько примеров. За период правления Шевчука инвестиции сократились более чем в два раза. Причины – государственный рекэт и рейдерство. У собственников по надуманным предлогам забирают предприятия и имущество. Это стало злым роком Приднестровья. Представьте, что председатель таможни Геннадий Кузмичев и глава КГБ Владислав Финагин лично вызывают собственников предприятий и угрожая требуют, чтобы те отдали до 30% акций государству, а на самом деле просто под личный контроль Шевчука. Налоги и ценообразование на энергоносители формируются в нарушение Конституции на усмотрение Шевчука по его указам, а не как положено – законами. Кто в таких условиях рискнет вкладывать деньги в регион? Сегодня стоят такие промышленные гиганты, как Молдавский металлургический завод и Цементно шиферный комбинат в Рыбнице. Раньше они формировали бюджет республики, там работали тысячи приднестровцев, а теперь оттуда уходят высококвалифицированные рабочие и специалисты. Это же касается и других предприятий.
В сельском хозяйстве так же либо застой, либо деградация. У собственников, как и в промышленном секторе, отнимают имущество – земли, технику. Имеет место современный вариант «раскулачивания». Ставка делается на репрессии – проверки, уголовные дела, штрафы… Малый бизнес испытал вообще шок от правления Евгения Шевчука, а ведь именно он его поддержал в период выборов. Обратите внимание, в 2012г. объем приобретенных патентов на индивидуальную предпринимательскую деятельность сократился почти в два раза. А в 2013г. этот процесс только усилился. Рынки и базары на мой взгляд уже готовы восстать против политики Шевчука и выйти на улицы. Нужна лишь организующая и направляющая сила, а она видимо скоро появится. Причина в том, что у Шевчука есть уникальное свойство со всеми воевать и всеми манипулировать, а это мягко говоря не нравится нормальным людям.
Пытаясь отвлечь внимание народа от насущных проблем, Шевчук идет по пути создания образа внутреннего и внешнего врага. Ведь так проще установить диктатуру. Я говорю прямо о том, что он стремится запугать оппозицию, раздавить и подчинить экономические элиты. Чего только стоят его новации в реформе уголовного кодекса (отмена сроков давности по ст. 104), которые предлагается применить в режиме обратной силы с 1993 года, что выбрасывает Приднестровье за пределы цивилизованного правового поля. В своих инициативах Шевчук посягает на нормы Римского права, а также на «Всеобщую декларацию прав человека» и «Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод». Он знает, что нарушает международное право, но продавливает эту инициативу только для мести и уголовного террора в отношении оппонентов.
Сегодня президент просто игнорирует Парламент и местные Советы, он переступил через принятый нами на 2013г. бюджет и управляет указами. Введена самая жесткая за весь период существования Приднестровья цензура, доступа к телевидению у депутатов и оппозиции просто нет. Имеют место факты запрещения политических партий и независимых СМИ. То, что происходит во внешней политике, так же ведет к острым сценариям и самоизоляции Приднестровья. Полагаю, что Евгений Шевчук не прошел испытания властью и демократией, а это в конечном итоге приведет к серьезному внутреннему конфликту.
Разговор вел Анатолий Лазаренко