Домой Стратегия Миссия на поражение?

Миссия на поражение?

174

Киев. 15 июня 2016 года (Вечерние Вести, Яна ДЖУНГАРОВА). Более двух лет на Донбассе продолжается антитеррористическая операция. За это время мы фактически так и не признали, что идет самая настоящая война. Вместо этого зашли в минский тупик. Сейчас же начинается новая глава в этой истории.

Так, на прошлой неделе стало известно, что лидеры «нормандской четверки» якобы согласились с необходимостью развертывания на оккупированных территориях Донбасса специальной полицейской миссии (СПМ) ОБСЕ. Вот только версии и требования у каждой стороны переговоров совершенно разные. А по сути, эта инициатива может стать предпосылкой для замораживания конфликта, а также для проведения выборов в ОРДЛО (отдельные районы Донецкой и Луганской областей).

Итак, Украина настаивает на том, чтобы международная полицейская миссия была допущена на границу, что абсолютно логично. Для этого, по словам министра иностранных дел Павла Климкина, необходимы тысячи полицейских.

В Кремле же говорят о том, что нужно просто вооружить ныне действующих наблюдателей ОБСЕ. Да и контролировать они смогут только линию разграничения. При этом обо всем этом нужно договариваться с террористами.

Интересный расклад получается, ведь тот же лидер донецких сепаратистов Александр Захарченко неоднократно заявлял, что введение полицейской миссии будет рассматривать как интервенцию. На самом деле, при определенных раскладах у представителей самопровозглашенных республик есть веские причины для того, чтобы впустить СПМ.

Полицейские или российские военные?

По словам политолога, преподавателя КНУ имени Тараса Шевченко Петра Олещука, поскольку ОБСЕ довольно-таки аморфная структура, то и наполнение этой полицейской миссии может быть самым разным.

«Естественно, никаких ресурсов для проведения полицейской операции у ОБСЕ нет. Страны-члены ОБСЕ могут предоставить свои военные контингенты, которые будут действовать от имени этой организации. Но сразу возникает несколько вопросов: какие это могут быть страны, кто будет определять их перечень, какая будет пропорция? Ведь РФ тоже входит в ОБСЕ. То есть теоретически это могут быть, в частности, военизированные структуры России. Тогда не исключено, что российские «отпускники» наденут голубые каски и заявят, мол, они миротворцы. И я думаю, что РФ как раз такой вариант и рассматривает… Может  быть, в полицейскую миссию войдут контингенты стран СНГ», – поясняет политолог.

По идее, финансировать миссию должна страна, которая посылает свои миротворческие силы, поскольку у ОБСЕ нет достаточных ресурсов. Но, по словам эксперта, это не самая большая проблема, и такие вопросы могут решаться благодаря привлечению, к примеру, поддержки ЕС.

«Я не знаю примеров использования ОБСЕ в качестве миротворческой структуры. Эта организация создавалась как дипломатическая площадка для согласования позиций, налаживания сотрудничества между государствами… А мы пытаемся переложить на нее слишком большую ответственность. Тем более, в случае чего сразу же возникнут вопросы о ее правовой составляющей. Другое дело, когда подобная миссия проходит под эгидой ООН. Тогда с ней все понятно: есть соответствующее решение Совета безопасности ООН, и ни у кого никаких вопросов не возникает по поводу ее статуса или полномочий», – продолжает Олещук.

Вместе с тем политолог отметил, что вооружать мониторинговую миссию, как того хочет РФ, бессмысленно. Поскольку наблюдатели не могут стать миротворцами! Да и таких примеров просто не существует.

«По сути, инициатива с введением полицейской миссии – прикрытие для замораживания конфликта. Россия давно этого хочет, ведь особых перспектив переломить ситуацию на Донбассе в свою пользу у нее нет. Но если бы вопрос заключался только в этом, то он, вероятно, давно был бы уже решен. Дело в том, что Россия заинтересована в проведении местных выборов на оккупированных территориях. Это подразумевает создание квазигосударственных образований, которые бы получали финансирование от Украины, а контролировались Россией», – констатирует политолог.

Не так давно появилась информация о том, что сейчас идет активная подготовка законопроекта о выборах на Донбассе. Петр Олещук говорит, что этот документ непременно поступит в парламент, поскольку надо показать западным партнерам  лояльность и готовность выполнять минские обязательства. А вот будет ли он проголосован, пока что сказать сложно.

«Важные решения в Верховной Раде принимались, когда президент заручался поддержкой ряда олигархов. Так что вполне реально слепить олигархическое большинство, которое проголосует за закон о выборах на оккупированных территориях. Но за это придется платить… Однако мы должны понимать, что принятие законопроекта вызовет массовые протесты, акции АТОшников, драки в парламенте. Это чревато дестабилизацией ситуации в целом по стране», – поясняет эксперт. 

В то же время Олещук говорит о том, что если местные выборы на оккупированных территориях все же состоятся, и мы признаем  восстановление там украинского суверенитета, тогда, возможно, новоизбранная власть потребует проведения в тех районах и парламентских выборов.

«Мы получим на территории Украины контролируемый извне анклав, который, как я уже говорил, должны будем финансировать. При этом реальной украинской государственности там не будет. Возникнет постоянная зона нестабильности, — утверждает эксперт. — Также встанет вопрос о том, как регулировать отношения с этими районами. Нужно будет снимать блокпосты, открывать линию разграничения. Но это чревато тем, что поток бандитизма зальет Украину. Опять-таки разнообразные военизированные формирования, действующие ныне в ОРДЛО, получат официальный статус народной милиции. И, соответственно, если у них произойдут какие-то стычки с украинской армией, то можно будет говорить о том, что это — гражданская война. К тому же, проведение выборов позволит европейским чиновникам заявить об урегулировании  конфликта, а значит, снять с России значительную часть санкций. В нынешней ситуации проведение выборов будет  означать поражение Украины в войне».

Запад может согласиться на компромисс

Директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик говорит о том, что бюрократия ОБСЕ пока представления не имеет, как устроить специальную полицейскую миссию. Потому что не существует модели, документов, которые  бы регламентировали ее деятельность. «Решение политиков о том, что надо создавать такую миссию для ОБСЕ как снег на голову в летний зной. Они сами не понимают, что с этим делать, и боятся этого. Но придется, ведь есть политический консенсус. В понимании украинской стороны имеется идеальный вариант и компромиссный.

Если бы речь шла о том, что полицейские вместе с украинскими пограничниками будут контролировать границу, склады с вооружением, тогда на этот идеальный вариант можно было бы согласиться. В таком случае будет задействовано около 5 тысяч силовиков, которым, кроме стрелкового оружия, выдадут и бронетехнику. Теоретически тогда можно было бы пойти даже на выборы по украинскому законодательству.

Но есть компромиссная, или урезанная модель, которая предусматривает размещение 200-400 полицейских на линии разграничения. Урезанная миссия будет, соответственно, ограниченной в своих действиях. Тогда мы фактически увидим имитацию избирательного процесса без украинских партий и СМИ. Причем на эту имитацию могут согласиться и наши западные партнеры. У них есть опыт подобных выборов. Например, в Ираке, Афганистане, Сомали. Назвать это «волеизъявление» демократическим язык не поворачивается. Но американцы и европейцы его признали. И я не исключаю, что схожий вариант может быть использован на Донбассе», – поясняет эксперт.

По словам Виталия Кулика, если мы согласимся с результатами таких выборов, то затем вынуждены будем общаться напрямую с представителями так называемых «ДНР» и «ЛНР». Это значит, что нужно будет сесть за стол переговоров с террористами. «Если это произойдет, то оппозиция (говорю не об «Оппозиционном блоке», а демократической оппозиции) должна требовать отставки правительства и инициировать досрочные парламентские выборы. Потому что подобные вещи – это сдача национальных интересов  и путь к консервированию конфликта.

Кроме того, необходимо четко донести позицию украинской стороны до наших западных партнеров: компромиссы тут могут быть только тактические. Что касается вопросов стратегии, а именно конфигурации, поэтапности или глубины полицейской миссии, то они должны быть выгодны украинской стороне. Другие модели нас не устраивают. Любые игры вокруг этого будут свидетельствовать о том, что наша власть пошла на кулуарную договоренность с Кремлем», – констатирует Кулик.

В то же время эксперт обращает внимание на то, что существует опасность легализации оккупанта, каким является Россия. Так как РФ, будучи членом ОБСЕ, может предоставить в международную миссию свой контингент. К тому же, у Кремля есть союзники по Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – Казахстан, Беларусь и Армения, которые тоже являются членами ОБСЕ и могут послать своих военнослужащих и полицейских.

«В истории ОБСЕ есть прецедент, который может служить положительным примером в нашей ситуации, когда на ключевые должности в миссии ОБСЕ не взяли представителей страны-агрессора. Я имею в виду миссию в Молдове, которая занимается урегулированием приднестровского конфликта», – напоминает директор Центра исследований проблем гражданского общества.

Подытоживая все вышесказанное, Виталий Кулик прогнозирует, что ближе к парламентским каникулам закон о выборах на Донбассе таки поступит в Верховную Раду. Его будут лоббировать изо всех сил, кроме всего прочего развернется массовая информационная истерия о необходимости его принятия.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь