Киев. 15 июня 2016 года (Вечерние Вести, Яна ДЖУНГАРОВА). Более двух лет на Донбассе продолжается антитеррористическая операция. За это время мы фактически так и не признали, что идет самая настоящая война. Вместо этого зашли в минский тупик. Сейчас же начинается новая глава в этой истории.
Так, на прошлой неделе стало известно, что лидеры «нормандской четверки» якобы согласились с необходимостью развертывания на оккупированных территориях Донбасса специальной полицейской миссии (СПМ) ОБСЕ. Вот только версии и требования у каждой стороны переговоров совершенно разные. А по сути, эта инициатива может стать предпосылкой для замораживания конфликта, а также для проведения выборов в ОРДЛО (отдельные районы Донецкой и Луганской областей).
Итак, Украина настаивает на том, чтобы международная полицейская миссия была допущена на границу, что абсолютно логично. Для этого, по словам министра иностранных дел Павла Климкина, необходимы тысячи полицейских.
В Кремле же говорят о том, что нужно просто вооружить ныне действующих наблюдателей ОБСЕ. Да и контролировать они смогут только линию разграничения. При этом обо всем этом нужно договариваться с террористами.
Интересный расклад получается, ведь тот же лидер донецких сепаратистов Александр Захарченко неоднократно заявлял, что введение полицейской миссии будет рассматривать как интервенцию. На самом деле, при определенных раскладах у представителей самопровозглашенных республик есть веские причины для того, чтобы впустить СПМ.
Полицейские или российские военные?
По словам политолога, преподавателя КНУ имени Тараса Шевченко Петра Олещука, поскольку ОБСЕ довольно-таки аморфная структура, то и наполнение этой полицейской миссии может быть самым разным.
«Естественно, никаких ресурсов для проведения полицейской операции у ОБСЕ нет. Страны-члены ОБСЕ могут предоставить свои военные контингенты, которые будут действовать от имени этой организации. Но сразу возникает несколько вопросов: какие это могут быть страны, кто будет определять их перечень, какая будет пропорция? Ведь РФ тоже входит в ОБСЕ. То есть теоретически это могут быть, в частности, военизированные структуры России. Тогда не исключено, что российские «отпускники» наденут голубые каски и заявят, мол, они миротворцы. И я думаю, что РФ как раз такой вариант и рассматривает… Может быть, в полицейскую миссию войдут контингенты стран СНГ», – поясняет политолог.
По идее, финансировать миссию должна страна, которая посылает свои миротворческие силы, поскольку у ОБСЕ нет достаточных ресурсов. Но, по словам эксперта, это не самая большая проблема, и такие вопросы могут решаться благодаря привлечению, к примеру, поддержки ЕС.
«Я не знаю примеров использования ОБСЕ в качестве миротворческой структуры. Эта организация создавалась как дипломатическая площадка для согласования позиций, налаживания сотрудничества между государствами… А мы пытаемся переложить на нее слишком большую ответственность. Тем более, в случае чего сразу же возникнут вопросы о ее правовой составляющей. Другое дело, когда подобная миссия проходит под эгидой ООН. Тогда с ней все понятно: есть соответствующее решение Совета безопасности ООН, и ни у кого никаких вопросов не возникает по поводу ее статуса или полномочий», – продолжает Олещук.
Вместе с тем политолог отметил, что вооружать мониторинговую миссию, как того хочет РФ, бессмысленно. Поскольку наблюдатели не могут стать миротворцами! Да и таких примеров просто не существует.
«По сути, инициатива с введением полицейской миссии – прикрытие для замораживания конфликта. Россия давно этого хочет, ведь особых перспектив переломить ситуацию на Донбассе в свою пользу у нее нет. Но если бы вопрос заключался только в этом, то он, вероятно, давно был бы уже решен. Дело в том, что Россия заинтересована в проведении местных выборов на оккупированных территориях. Это подразумевает создание квазигосударственных образований, которые бы получали финансирование от Украины, а контролировались Россией», – констатирует политолог.
Не так давно появилась информация о том, что сейчас идет активная подготовка законопроекта о выборах на Донбассе. Петр Олещук говорит, что этот документ непременно поступит в парламент, поскольку надо показать западным партнерам лояльность и готовность выполнять минские обязательства. А вот будет ли он проголосован, пока что сказать сложно.
«Важные решения в Верховной Раде принимались, когда президент заручался поддержкой ряда олигархов. Так что вполне реально слепить олигархическое большинство, которое проголосует за закон о выборах на оккупированных территориях. Но за это придется платить… Однако мы должны понимать, что принятие законопроекта вызовет массовые протесты, акции АТОшников, драки в парламенте. Это чревато дестабилизацией ситуации в целом по стране», – поясняет эксперт.
В то же время Олещук говорит о том, что если местные выборы на оккупированных территориях все же состоятся, и мы признаем восстановление там украинского суверенитета, тогда, возможно, новоизбранная власть потребует проведения в тех районах и парламентских выборов.
«Мы получим на территории Украины контролируемый извне анклав, который, как я уже говорил, должны будем финансировать. При этом реальной украинской государственности там не будет. Возникнет постоянная зона нестабильности, – утверждает эксперт. – Также встанет вопрос о том, как регулировать отношения с этими районами. Нужно будет снимать блокпосты, открывать линию разграничения. Но это чревато тем, что поток бандитизма зальет Украину. Опять-таки разнообразные военизированные формирования, действующие ныне в ОРДЛО, получат официальный статус народной милиции. И, соответственно, если у них произойдут какие-то стычки с украинской армией, то можно будет говорить о том, что это – гражданская война. К тому же, проведение выборов позволит европейским чиновникам заявить об урегулировании конфликта, а значит, снять с России значительную часть санкций. В нынешней ситуации проведение выборов будет означать поражение Украины в войне».
Запад может согласиться на компромисс
Директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик говорит о том, что бюрократия ОБСЕ пока представления не имеет, как устроить специальную полицейскую миссию. Потому что не существует модели, документов, которые бы регламентировали ее деятельность. «Решение политиков о том, что надо создавать такую миссию для ОБСЕ как снег на голову в летний зной. Они сами не понимают, что с этим делать, и боятся этого. Но придется, ведь есть политический консенсус. В понимании украинской стороны имеется идеальный вариант и компромиссный.
Если бы речь шла о том, что полицейские вместе с украинскими пограничниками будут контролировать границу, склады с вооружением, тогда на этот идеальный вариант можно было бы согласиться. В таком случае будет задействовано около 5 тысяч силовиков, которым, кроме стрелкового оружия, выдадут и бронетехнику. Теоретически тогда можно было бы пойти даже на выборы по украинскому законодательству.
Но есть компромиссная, или урезанная модель, которая предусматривает размещение 200-400 полицейских на линии разграничения. Урезанная миссия будет, соответственно, ограниченной в своих действиях. Тогда мы фактически увидим имитацию избирательного процесса без украинских партий и СМИ. Причем на эту имитацию могут согласиться и наши западные партнеры. У них есть опыт подобных выборов. Например, в Ираке, Афганистане, Сомали. Назвать это «волеизъявление» демократическим язык не поворачивается. Но американцы и европейцы его признали. И я не исключаю, что схожий вариант может быть использован на Донбассе», – поясняет эксперт.
По словам Виталия Кулика, если мы согласимся с результатами таких выборов, то затем вынуждены будем общаться напрямую с представителями так называемых «ДНР» и «ЛНР». Это значит, что нужно будет сесть за стол переговоров с террористами. «Если это произойдет, то оппозиция (говорю не об «Оппозиционном блоке», а демократической оппозиции) должна требовать отставки правительства и инициировать досрочные парламентские выборы. Потому что подобные вещи – это сдача национальных интересов и путь к консервированию конфликта.
Кроме того, необходимо четко донести позицию украинской стороны до наших западных партнеров: компромиссы тут могут быть только тактические. Что касается вопросов стратегии, а именно конфигурации, поэтапности или глубины полицейской миссии, то они должны быть выгодны украинской стороне. Другие модели нас не устраивают. Любые игры вокруг этого будут свидетельствовать о том, что наша власть пошла на кулуарную договоренность с Кремлем», – констатирует Кулик.
В то же время эксперт обращает внимание на то, что существует опасность легализации оккупанта, каким является Россия. Так как РФ, будучи членом ОБСЕ, может предоставить в международную миссию свой контингент. К тому же, у Кремля есть союзники по Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – Казахстан, Беларусь и Армения, которые тоже являются членами ОБСЕ и могут послать своих военнослужащих и полицейских.
«В истории ОБСЕ есть прецедент, который может служить положительным примером в нашей ситуации, когда на ключевые должности в миссии ОБСЕ не взяли представителей страны-агрессора. Я имею в виду миссию в Молдове, которая занимается урегулированием приднестровского конфликта», – напоминает директор Центра исследований проблем гражданского общества.
Подытоживая все вышесказанное, Виталий Кулик прогнозирует, что ближе к парламентским каникулам закон о выборах на Донбассе таки поступит в Верховную Раду. Его будут лоббировать изо всех сил, кроме всего прочего развернется массовая информационная истерия о необходимости его принятия.