Зона свободной торговли автоматически не открывает украинским товарам доступ в ЕС. Для этого нужно еще адаптировать технические регламенты. В последние годы Украина слабо продвигалась в этом вопросе, а если так пойдет и дальше, то ЗСТ с Европой много лет будет игрой в одни ворота. Открыв европейским товарам доступ на наш рынок, Украина получит весьма ограниченные поставки в обратном направлении.
Большинство экспертов сходится в том, что в последние годы главным препятствием в международной торговле становится нетарифное регулирование, заменяя в этом плане традиционные защитные меры – расследования и пошлины. К нетарифным барьерам относятся санитарные и фитосанитарные требования, технические регламенты (ТР) и др. Так, по словам министра торговли Евразийской экономической комиссии Андрея Слепнева, именно нетарифные меры сегодня становятся в мире главным инструментом прикрытия внутренних рынков.
Это касается и Евросоюза, с которым Украина готовится подписать Соглашение об ассоциации и создать зону свободной торговли (ЗСТ). Аналитики солидарны, что запуск ЗСТ не помешает Брюсселю сохранить нетарифные требования к импортной продукции, прежде всего – к ее качеству. Это признают и в Европе. Глава торгово-экономической секции украинского представительства ЕС Николас Бердж подтверждает МинПрому, что для доступа на еврорынки отечественным поставщикам нужно решить вопросы с европейскими нетарифными нормативами (они не подпадают под действие ЗСТ). Это тем более важно, что Евросоюз в настоящее время уже занимает почти 30% в структуре товарного экспорта из Украины. Так, в І квартале поставки на данный рынок превысили 4,5 млрд долл.
Вопрос регламента
Ядром нетарифных барьеров сегодня являются техрегламенты. Принципы современного технического регулирования в Европе заложены еще в 1985 году “Новым подходом” к технической гармонизации и стандартизации, который многие называют наиболее эффективной в мире моделью рыночной унификации с одновременным прикрытием от внешних проникновений. Кроме того, продолжает первый замдиректора Украинского научно-технического института испытаний и сертификации “УкрТЕСТ” Леонид Воробей, в 1989 году был принят “Глобальный подход” в сфере оценки соответствия. При этом Брюссель имеет соглашения о взаимном признании результатов оценки соответствия с Японией, США, Канадой, Австралией, Новой Зеландией, Швейцарией, Израилем. Оба базовых подхода реализуются через директивы ЕС, утверждаемые Советом Европы.
Основные принципы “Нового подхода”, по данным Л.Воробья, сводятся к следующему:
– в директивах на продукцию задают обязательные для выполнения общие требования безопасности;
– установление конкретных характеристик возлагается на европейские стандарты, которые добровольны для применения;
– продукция, выпущенная согласно требованиям гармонизированных с директивами Евросоюза европейских стандартов, рассматривается как соответствующая существенным требованиям директивы (принцип презумпции соответствия);
– такая продукция может быть размещена на рынке ЕС только после оценки соответствия;
– надзор за рынком обеспечивают госорганы.
Иными словами, акцентируют в “УкрТЕСТе”, несмотря на добровольность соответствия, оно непременно проверяется уполномоченными инстанциями. Все это означает, добавляет экономист Виталий Кулик, что к товарной продукции в Европе есть строгие требования качества, позволяющие местным производителям с помощью лоббистских усилий тщательно отсеивать импортеров. На внутренний рынок Евросоюза попадают в основном товары, не производимые внутри объединения, или же по которым лобби потребителей сильнее, чем лобби внутренних поставщиков. К последним специалисты относят и отдельные виды металлургического сырья, которое еврометаллургам выгоднее завозить из Бразилии или Китая, и поэтому на соответствующих рынках Европы продолжается ожесточенная лоббистская борьба. Одним из ее проявлений стал недавний призыв главы ArcelorMittal Лакшми Миттала принять меры для защиты европейского рынка от недобросовестной конкуренции со стороны китайских компаний (см. статью “Стойкая традиция”). Тогда как Еврокомиссия (ЕК) по-прежнему неохотно идет на подобные шаги в металлургическом секторе, стараясь максимально облегчить его работу в условиях острого кризиса.
Экс-глава Директората ЕК по предпринимательству и промышленности Евангелос Вардакас подтверждает нам, что несоответствие системе техрегулирования означает недопущение на рынок многих безопасных и высококачественных товаров. “Однако при этом “Новый подход” дает предприятиям достаточную свободу действий в плане инновационного развития и дифференциации своей продукции”, – заверяет эксперт. Проще говоря, поставщики могут пытаться пробиться в ЕС, если выполнят максимум требований по качеству. Так, Киев начал адаптацию национальной системы техрегулирования еще 12 лет назад, и сейчас, по словам Е.Вардакаса, завершает этот процесс. На подобные цели еще в 2009 году ЕК выделила стране 39 млн евро. Европейский экономист подчеркивает, что приведение технических регламентов к евронормам может принести Украине доход в 2-5% ВВП уже в первые годы имплементации.
Не без дегтя
Впрочем, позитивная оценка адаптации ТР – во многом дань дипломатии. Отечественные источники констатируют, что экономика страны находится в самом начале процесса гармонизации. Главный консультант Администрации Президента Леонид Виткин сообщает, что к настоящему моменту принят только 41 техрегламент (в основном в промышленности). В то же время их вступило в силу всего 29. А в 2012 году утверждено всего 3 ТР. Кроме того, принят ряд немаловажных законов о стандартизации, метрологии, оценке соответствия по теме рыночного госнадзора, который является важной статьей технического регулирования в Евросоюзе. Однако принятый еще в 2005 году совместный с Брюсселем план мер по реализации Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров предполагал намного более быстрое развитие. Также не будем забывать, что обязательства по радикальному реформированию технического регулирования (включая его прозрачность и приведение к мировым стандартам) приняты в 2008 году со вступлением в ВТО.
Л.Виткин объясняет медленную адаптацию технических норм тем, что раньше Минэкономразвития и другим ведомствам не хватало профильных кадров. Тем временем техническое несоответствие остается принципиальным фактором недопуска украинской продукции в Евросоюз. И именно поэтому ЗСТ с ним, по крайней мере, в первые годы после запуска, будет игрой в одни ворота: многие наши товары не попадут на еврорынки ввиду несоответствия параметров. Решить проблему можно только принятием соответствующих национальных ТР, гармонизированных с европейскими.
Поэтому госорганы обещают активизировать работу по гармонизации. Так, Л.Виткин говорит, что стратегия реформирования системы техрегулирования на 2013-2017 годы, в частности, предполагает принятие технических стандартов ЕС в каждой сфере экономики (при одновременной отмене старых ГОСТов). Плюс – усиление материальной базы внутренних учреждений оценки соответствия (лабораторий) и др. В.Кулик считает, что если все обещанные шаги будут сделаны, это действительно станет заметным движением вперед. “Однако есть риск, что реальный прогресс снова будет отчасти подменен словесными реляциями. А этого бы не хотелось с учетом важности европейских рынков сбыта и приближения даты подписания Соглашения об ассоциации осенью 2013 года, – комментирует аналитик. – В любом случае, продвижение на рынки Евросоюза требует не только оперативной адаптации техстандартов, но и визирования адаптированных норм в органах ЕС с дальнейшим подтверждением соответствия. Только это дает формальное право начинать переговоры о выводе той или иной продукции на европейский рынок”.
На недостаточный прогресс в рассматриваемом вопросе сетует и глава Минэкономразвития Игорь Прасолов, который в то же время выражает намерение сделать все необходимое для осеннего подписания договора о ЗСТ и дальнейшего продвижения на рынки Европы. “Мы прекрасно знаем, что многие производители и даже целые отрасли сегодня не хотят модернизироваться по евростандартам, не видя в этом смысла. Но смысл есть. Он – в повышении качества товаров, что позволит не только продавать их в Евросоюзе, но и системно улучшить предложение на внутреннем рынке. Поэтому Кабмин будет планомерно работать над тем, чтобы стимулировать предприятия Украины приближать свою продукцию к европейским нормам”, – отметил министр.
Какие же отрасли способны первыми выиграть от ЗСТ с ЕС? Н.Бердж из представительства Евросоюза полагает, что это ГМК и АПК, которые уже являются активными экспортерами в Европу. А В.Кулик добавляет в список те сектора, где уже приняты национальные техрегламенты. Это – электрическое оборудование, машиностроение, транспортные услуги, отчасти продукты питания. Поэтому создание ЗСТ принесет выгоды в первую очередь тем отечественным отраслям, которые и так уже работают на рынках ЕС.
Максим Полевой
МинПром