Киев. 18 ноября 2013 (“Твой Номер”). Продолжается реформа жилищно-коммунального хозяйства страны, в рамках которой до 2015 года все жилые дома будут переданы на баланс их владельцам, и будет создано 45 тыс. ОСМД — объединений совладельцев многоквартирных домов. Ни государство, ни местная власть не будут отвечать за обслуживание многоэтажек — ОСМД сами будут заказывать услуги по содержанию домов. Следовательно, отрасль жилищно-коммунального хозяйства превращается в огромный рынок, ниша практически свободна, конкуренции нет.
Все владельцы жилья заинтересованы в том, чтобы получать за свои деньги качественные услуги. О низком уровне предоставления жилищно-коммунальных услуг традиционными ЖЭКами все знают. В качестве альтернативной модели управления жилищным фондом сегодня приобретают популярность ОСМД. На июль 2013 года в Украине их было создано 13 319. Как заработать на этом — в журнале “Твой Номер” № 11/2013.
Каждому многоквартирному дому нужно много услуг: уборка придомовой территории и лестницы, вывоз мусора, обслуживание сетей самих домов (в частности тепло- и водоснабжения, канализационных стоков, электросетей), обслуживание и ремонт лифтов, систем вентиляции, домофонов, текущие и капитальные ремонты подъездов, внедрение энергосберегающих технологий, уход за подвалами, дератизация и тому подобное. Городские управления жилищного хозяйства насчитывают в разных городах около 19-25 услуг, за которые ежемесячно берут деньги с жителей. При этом не принимают во внимание объем и качество оказанных услуг, а то и приписывают непредоставленные.
Другая ситуация в домах, где создано ОСМД или ЖСК (жилищно-строительные кооперативы). Сами владельцы квартир решают, какие именно услуги им нужны в определенный период. ОСМД — неприбыльная организация, которой не предусмотрен штат сотрудников. Председатель ОСББ или домового комитета ищет подчиков, оценивая соотношение “цена / качество”, заказывает им определенную услугу, контролирует качество ее предоставления. Оплата услуги происходит после подписания акта выполненных работ. Следовательно, управитель дома должен в совершенстве разбираться в коммунальном хозяйстве и тратить немало время на работу, за что и получать рыночную зарплату. Зарплату профессиональному управителю придется платить самим жильцам дома.
Уже сегодня из бывших ЖЭКов создаются управляющие компании для выполнения нужных владельцам квартир работ. Однако объединение системы управления и производственных процессов не улучшает их качество, ведь исполнители услуг остаются те же: “Услуги по содержанию недвижимости охвачены бизнесом очень слабо, обычно работают субъекты ведения хозяйства, которые работали еще при СССР, руководители которых образовали частные предприятия и перенесли хозяйственный механизм в этот бизнес”, — объясняет председатель правления Ассоциации владельцев жилых домов “Летам” в г. Макеевка, председатель правления ОСМД “Донбасс-1”, “Надежда-22” Николай Пиляев.
О радужных перспективах бизнеса говорит председатель Общественного совета при Госпредпринимательстве Украины, руководитель проекта “Управдом XXI” Павел Михайлиди: “Жилищные услуги сегодня практически не оказываются, потому что рынок проходит процесс демонополизации (ЖЭКи ликвидируются, на их место приходят управляющие компании, частный бизнес). Ниша очень быстро будет занята. Мало желающих — потому что многим “перспективно заинтересованным” не до того, поскольку правил игры нет и нет популяризации в государстве этого бизнеса, к тому же многие не знают, как его вести (негде списать модель). Отрасль очень перспективна для малого и среднего бизнеса — отрасль, в которой практически не бывает кризиса, платежи стабильны”.
Председатель Союза ОСМД и домовых комитетов Запорожья Валерий Пономаренко также подчеркивает, что рынок коммунального сервиса свободен и бизнес может без трудностей занять свободную рыночную нишу.
По словам экспертов, стандартная 9-этажка на 4 подъезда при среднем тарифе в 2 грн/кв.м площади в месяц тратит на содержание дома около 20 тыс. грн, годовой оборот — свыше 200 тыс. грн. Поэтому, обслуживая квартал на 10 домов, предприниматель сразу может организовать бизнес с годовым оборотом в 2,5 млн грн.
Что же нужно, если бы взять дом на аутсорсинг? Желание, ответственность, организаторские способности и минимум стартового капитала. Пиляев обращает внимание, что услуги по содержанию недвижимости сегодня не лицензируются (кроме обслуживания и ремонта лифтов и дымо-вентиляционных каналов), поэтому тратиться на получение лицензий не придется.
На подготовительном этапе необходимо создать свою базу данных из проверенных подрядных организаций, которые работают на рынке и договориться с ними о сотрудничестве. В базе должны быть: строительные бригады, маляры, сантехники, электрики, лифтеры, инженеры-теплотехники, клининговые компании.
В перечень услуг можно включить также охранную деятельность, юридические консультации по оформлению документов по управлению и обладанию недвижимостью, услуги “паспортного стола” (выдача справок относительно состава семьи, количества проживающих), дизайнерские и риелторские услуги.
Дальше — находим клиентов. В бизнесе предоставления услуг ОСМД — это самый простой этап. У каждого ОСМД или ЖСК есть председатель, узнать, кто он и как его найти, можно непосредственно у жильцов дома. Встретьтесь с ним, расскажите, как удобно ему будет работать с вами, гарантируйте качество услуг. На стадии организации бизнеса достаточно одного клиента — одного ОСМД.
Теперь открываем расчетный счет в банке — на него будут приходить средства от совладельцев дома. ОСМД заключает договор с вашей фирмой, ежемесячно переводит деньги за содержание дома с целевым назначением “за обслуживание”, а вы сами платите подрядчикам. Учитывая значительное количество контрагентов, с которыми будете работать, лучше зарегистрироваться как юридическое лицо — предприниматель.
Приходит время нанимать сотрудников. Один человек должен оперативно принимать звонки от клиентов и передавать задание подрядчикам, второй — профессионально контролировать работу подрядчиков. Не обойтись и без бухгалтера.
Впоследствии, когда вы расширите бизнес до 5-10 ОСМД, придется увеличить штат в соответствии с увеличением объемов работы: нанять дворников, электриков, сантехников. Для текущих ремонтов 10 домов, по словам Пиляева нужно 2-3 рабочих.
У компании должен быть горячий номер телефона, желательно круглосуточный, по которому каждый жилец дома будет сообщать о своих проблемах. Потек кран — вы звоните по сантехнику, не работает телефон — к “Укртелекому”, нет воды — к “Водоканалу”, сломался домофон — к обслуживающей организации. Номер телефона лучше выбрать короткий, для более легкого запоминания жильцами дома. Объявление с этим номером достаточно повесить в подъезде перед дверями. Также можно создать сайт, на котором жильцы смогут оставить заявку и отследить статус решения своей проблемы.