Киев. 05 мая 2017 года (Минпром, Максим ПОЛЕВОЙ). Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую “пятилетку”. Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
Минэкономразвития презентовало Экспортную стратегию Украины, обозначающую приоритеты и перспективы национального экспорта в нынешних экономико-политических реалиях. По словам главы МЭРТ Степана Кубива, ключевым приоритетом будут поставки продукции с высокой добавленной стоимостью, а точнее – наукоемкий и инновационный экспорт, призванный содействовать устойчивому развитию страны.
Акцент на машиностроении
Действительно, из 7 секторов товаров и услуг, избранных приоритетными для экспорта на период до 2021 года, 3 касаются машиностроения и сопряженных областей и сформулированы как собственно “машиностроение”, а также “техобслуживание и ремонт самолетов”, “изготовление запчастей для авиапрома”.
Тем самым, последние 2 сектора касаются самолетостроения, в котором и правда имеется неплохая база – компания “Антонов” и харьковский авиазавод, около 10 авиаремонтных предприятий, производители двигателей и других компонентов. Так, в последние лет 10 отечественным авиаремонтникам удавалось привлекать крупные зарубежные контракты на модернизацию советской авиатехники для Индии, Египта, Ирака и др.; объем контрактов исчисляется миллионами долларов.
Значительной остается и база остального машиностроения: от флагманов металлургического (“Азовмаш”, Новокраматорский машзавод) и энергетического (“Турбоатом”, “Электротяжмаш”) – до межрегиональной сети производителей сельхозтехники (местные “сельмаши”) и до автопрома (КрАЗ, ЗАЗ, “Богдан”, “Еврокар”). Эти компании могут выпускать оборудование, конкурентоспособное не только на внутреннем или СНГ-шном, но и на западных рынках, особенно что касается отдельных узлов и комплектующих. Например, не секрет, что украинские смежники уже много лет поставляют компоненты для ведущих западных автобрендов вроде Mercedes или BMW.
При этом если в 2012 году доля машиностроения (разделы XVI и XVI УКТВЭД) в экспорте составляла 18,9% (на 13 млрд долл), то в 2016-м она упала до всего лишь 11,5% – за счет обвала продаж в Россию, которая после распада СССР оставалась, да и остается главным покупателем машин и оборудования происхождением из Украины. Основная причина этого – схожие стандарты самой различной техники и ее использования, и это сходство сохранится еще как минимум много лет. Приобретают наши машины и в других постсоветских государствах, и в Азии-Африке, особенно в странах, бывших союзниками СССР. В целом нет никаких сомнений, что отечественная экономика нуждается в развитии продукции конечной переработки, и не только для экспорта, но и для насыщения внутреннего рынка и ослабления его зависимости от импорта. Тем более что цены на машины и оборудование (как и на другие дорогие товары) обычно не подвержены таким резким обвалам, как на сырье и полуфабрикаты вроде углей, железных руд или металлопроката, а это делает экспортные поступления больше и стабильнее.
Вместе с тем, в Стратегии мало внимания уделяется металлургии, а ведь только она может обеспечить работу машиностроения и других базовых отраслей любой экономики – независимо от своей самостоятельной роли в экспортной динамике. В мире есть успешные примеры экономического развития стран, обладающих минимумом собственных полезных ископаемых – Япония, Юж. Корея, Тайвань, но все эти примеры, даже при импорте почти всего сырья, обеспечены собственным металлопроизводством, которое поступательно развивается при весомом содействии государства.
Страны и задачи
Выделены в Стратегии и перспективные географические векторы, причем акцент сделан на “недоторгованных” странах, т.е. на тех, куда экспортные поставки могут быть заметно больше уже сейчас или в ближайшем будущем. Авторы документа полагают, что больше всего в 2016-м украинские поставщики недоторговали с США (на 1,9 млрд долл.), Германией (1,1 млрд долл.) и Британией (1 млрд долл.), а общая “недоторговля” составила около 6 млрд долл., в основном это западные рынки. Речь идет о тех секторах, где Украина способна поставлять различные товары и услуги, но не делает этого из-за недостаточной господдержки экспортеров, их собственной неопытности при работе на внешних рынках, лакун в качестве отечественной продукции и т.д. Несомненно, если экспорт пополнится на “бонусные” 5-6 млрд долл., это будет большим подспорьем экономике, тем более что каждые 100 млн долл. прироста экспорта добавляют 0,1% к ВВП.
Интересно, что по сравнению с 2012-м доля Евросоюза в общей экспортной структуре в 2016 году таки увеличилась с 25% до 37,1%. Правда, если в 2012-м это означало 17 млрд долл., то “рост”-2016 означает всего 13,5 млрд долл. – из-за резкого сокращения общих объемов товарного экспорта, почти в 2 раза (с 68,8 млрд долл.).
Что касается препятствий для экспорта, то кроме самых очевидных (оккупация Крыма и война на Донбассе; изношенность предприятий, их энергозатратность и устаревший ассортимент; зарегулированность любого бизнеса), проект Стратегии выделяет такие, как а) снижение спроса на украинскую продукцию ввиду нестабильности на отдельных внешних рынках и в мировой экономике вообще, б) устаревшая и недостаточно развитая транспортная инфраструктура страны, в) неэффективные таможенные процедуры и коррупция в этой сфере.
Для решения перечисленных проблем замглавы МЭРТ – торговый представитель Украины Наталья Микольская предлагает особое внимание уделять малому и среднему бизнесу, который обеспечивает значительную долю экспорта и вообще экономики во многих развитых странах. Одна из важных задач в этом контексте – развитие услуг по поддержке бизнеса и торговли, направленных на повышение конкурентоспособности, на укрепление соответствующих навыков и компетенций операторов. “Для достижения целей развития экспорта надо работать по принципу трех “О”: оптимистично, оптимизированно, оперативно. Глобальный экспортный поезд движется быстро, а мы сильно отстаем. Наш единственный путь к успеху – выйти из зоны комфорта, преодолеть стереотипы и, не ища коротких путей, работать и идти вперед. Мы должны быть креативными, дальновидными и мотивировать друг друга”, – отмечает специалист. Предполагается создание Экспортно-кредитного агентства, Совета по международной торговле при Кабмине, восстановление сети иностранных торговых миссий и др.
Неплохое начало года
Тем временем в 2016 году отечественный экспорт товаров уменьшился на 4,6% до 36,4 млрд долл., а услуг – на 1,1% до 9,6 млрд долл. В общей сложности экспорт товаров и услуг составил 49,3% ВВП, что говорит о существенной экспортозависимости экономики. А за первые 2 месяца этого года, относительно января-февраля-2016, товарный экспорт вырос сразу на 32,7% до 6,3 млрд долл. Выросли поставки в такие важные экспортные страны, как США (почти в 2,5 раза), Индия (+132,8%), Беларусь (+58,4%), РФ (+54,4%), Турция (+48,8%), Польша (+36,5%). С другой стороны, экспорт в Китай в начале года обвалился на 41%.
С точки зрения товарной классификации наибольший прирост показали минеральное сырье (+84,8%), готовые пищевые продукты (+52,9%), недрагоценные металлы (+45,5%; раздел XV УКТВЭД). Понятно, что в ближайшее время в экспортной структуре будут по-прежнему доминировать полуфабрикаты и сырье, к тому же в 2017 году показатели поставок оказались под угрозой из-за товарной блокады неподконтрольной части Донбасса и “национализации” сепаратистами тамошних предприятий украинской юрисдикции. Однако в дальнейшем, при должных усилиях властей и при хотя бы относительной политической стабильности, доля продуктов глубокой переработки в общем объеме экспорта действительно может вырасти, восстанавливаясь до былых показателей.
По этому поводу эксперт в области экономической политики Виталий Кулик констатирует: “Аналитическая работа проведена неплохая, большинство поставленных в Стратегии целей логичны и достижимы. Но не будем забывать, что подобные красивые программы сдерживаются косностью “нового старого” госаппарата, его нежеланием реформироваться и вообще хоть как-то меняться. Очень многие важные процессы в стране, в организации и управлении экономикой делаются “по старинке”, а это недопустимо в сегодняшних непростых условиях, которые полны рисков и вызовов. Экспорт, как и наша экономика в целом, способен к восстановлению и развитию – но если не помешает обострение военных действий, очередные политические дрязги общестранового масштаба и, конечно, косность заинтересованных сторон. Она, к сожалению, свойственна не только госбюрократии, но и значительной части бизнеса, не желающего покидать свои “”зоны комфорта”.