додому Поточні новини «Евровидение» и политика на Южном Кавказе (экспертный опрос)

«Евровидение» и политика на Южном Кавказе (экспертный опрос)

156

2В эти дни отношения Баку и Москвы испытываются на прочность. То, что произошло вокруг голосования на конкурсе «Евровидение 2013» выявило, что отношения двух стран настолько чувствительны и непрочны, что их может испортить простая ошибка при подсчете голосов. Не говоря уже о том, что к обсуждению результатов конкурса подключились главы МИД двух стран, а заявление главы внешнеполитического ведомства РФ Сергея Лаврова о том, что «это не останется без ответа» вовсе доказало давно известную истину – «Евровидение», увы, не только и не столько песенный конкурс.

«ПолитКом» и Vesti.az провели экспертный опрос по этому поводу.

Вугар ГАСАНОВ, обозреватель Vesti.az: В инциденте с «Евровидением-2013», словно в зеркале, отразилась геополитическая картина непростого региона, коим является Южный Кавказ. Создалось такое ощущение, что Западу очень выгоден спор Баку и Москвы, а самое главное, Запад умеет тихо отойти в сторону, выжидая свой момент подключения к процессу, когда обе стороны, уставшие от разногласий, будут искать причин спора, но…будет поздно. Ведь эту самую же причину подбросил сам Запад.

Хотя не стоит винить в трудностях отношений исключительно Запад. И Баку, и Москва, знают болевые точки друг друга.

Необходимо отметить, что с приходом к власти Путина, резко изменилась ситуация во внешней политике Кремля. Россия начала проводить конфронтационную во взаимоотношениях с Западом внешнюю политику. И это предопределило развитие азербайджано-российских отношений в конфронтационном русле и внешне «драматическое восприятие» из-за Габалинской РЛС, что было неизбежно, вне зависимости от всех других факторов. Что будет итогом противостояния Запада и России на нашем регионе покажет время. А для Азербайджана, пожалуй, наступают непростые времена, когда надо строить нормальные отношения и с Кремлем, при этом, не задевая интересы Запада».

Василий КОЛТАШОВ, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (РФ): «Трения Баку и Москвы далеко еще не позади. Их причина, безусловно, не в некоем несовпадении национальных характеров, а в рыночном соперничестве. И здесь не США, а мировой рынок углеводородов имеет наибольшее значение. Конечно, у Вашингтона в регионе своя игра и свои интересы, но сила влияния Вашингтона на процессы в регионе уже не так велика.

А скандал на Евровидении с потерявшимися азербайджанскими голосами может рассматриваться как намек на большие дипломатические возможности Москвы, само же шоу всегда было политическим.

Андрей ЕПИФАНЦЕВ, глава аналитического центра «Alte et Certe» (РФ): «Интересы стран далеко разошлись, и потому трения, так или иначе, неминуемы. Думаю, в недалеком будущем мы станем свидетелями более активного давления наших стран друг на друга. Это может быть опасно, так как и у России, и у Азербайджана существуют болевые точки, на которые другая сторона может надавить, что может спровоцировать ответную реакцию и иметь негативные последствия для обеих сторон. Возьмите хотя бы тот же лезгинский или талышский вопрос. Но не совсем правильно сваливать всю вину на Запад.

Я не стал бы говорить о том, что трения между Москвой и Баку имеют первоочередной подтекст противостояния между Россией и Западом. Да, западный проект по отношению к Азербайджану имеет место, что явно видно, например, в подходе Баку к транспортировке углеводородов в обход России, но отождествлять Запад и Азербайджан неправильно.

Кому был выгоден скандал на «Евровидении» – не знаю. Здесь много неясного».

Александр СКАКОВ, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской Академии Наук: «Я уверен, что встреча двух министров иностранных дел в Москве ничего не меняет, кардинальные противоречия остаются.

Главные вопросы – будущее нагорно-карабахского урегулирования и вопрос об отношениях с Ираном. Проблема не в том, что статус-кво в вопросе Нагорного Карабаха никого не устраивает (это и так понятно, что всем хочется добиться реализации именно своих целей), проблема в том, что придет на смену этому статус-кво. И тут больше  вопросов, чем ответов. Более того, думаю, что даже встреча двух президентов (России и Азербайджана) сейчас не решила бы этих вопросов. Что же до Вашингтона – в настоящее время Азербайджан и карабахская проблема  не входят в число его приоритетов. Для него важнее, во-первых, Иран, во-вторых, если брать именно Южный Кавказ, ситуация в Грузии и грузино-армянские отношения. Цель понятна: укрепить свое влияние в Грузии, сохранив её имидж как «витрины демократии», и «оторвать» Армению от России. Что будет дальше, и какие появятся приоритеты завтра – посмотрим».

Александра ПЕРЕНДЖИЕВ, политолог (РФ): «Геополитическая борьба между Россией и США на постсоветском пространстве ведется уже давно. В своем Указе от 07 мая 2012 года №605 президент России Владимир Путин потребовал от Министерства иностранных дел Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти «рассматривать развитие многостороннего взаимодействия и интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств как ключевое направление внешней политики Российской Федерации». То есть аспект такой борьбы закреплен в российских государственно-управленческих решениях.

Однако, любые скандалы на различных международных шоу нельзя напрямую рассматривать как следствие подобных решений, так как в них задействовано множество субъектов международного права, преследующих собственные политические цели.

К сожалению, на проведение конкурса «Евровидение» все больше оказывают влияние политические аспекты. Что тут поделаешь? Ведь этот конкурс весьма публичный в мировом пространстве, а значит, является также объектом информационно-политической борьбы между различными международными акторами».

Виталий КУЛИК, эксперт по вопросам международной безопасности (Украина): «Евровидение», начиная с конца 1990-х гг всегда был «политическим» конкурсом. Я не берусь оценивать как ведеться выбор победителей, о прозрачности подсчета голосов и пр. Но политические тенденции странным образом находят свое отображение на результатах «Евровидения». «Евровидение» стоит рассматривать как один из инструментов «мягкой силы» Европы.

Что же касается азербайджанско-российских отношений, то они сейчас находятся в ситуации накопления противоречий. Очевидно, что стороны уже начинают осознавать приближение опасной черты в диалоге. В пользу этого свидетельствует и визит азербайджанского главы МИД в Москву и начала экспертной дискуссии. Надеюсь, что Баку и Москва таки выйдет на позитивную повестку до осени этого года».

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я