додому Економіка Это вам не антитабачная компания

Это вам не антитабачная компания

311

bolon-1Максим Банкер

В июне в европейских университетах вновь начинают протестовать против болонской системы

11 –га марта в Вене состоялся болонский саммит – съезд представителей Минобразования стран участниц так называемой Зоны европейского высшего образования. Проведение мероприятия наметили 10 лет назад, после того как 19-го июня 1999-го года в Болонье под брызги шампанского задекларировали создание вышеупомянутой Зоны и приняли программный документ – Болонскую Декларацию.

Подписанты рассчитывали, что основные цели реформы будут достигнуты в течение одной декады, а именно к 2010 году. Поэтому еще тогда пометили себе в записных книжках – «весна 2010-го. Собраться, подвести итоги и буйно отпраздновать десятилетний юбилей прожекта».

Праздника не получилось. Накануне мероприятия зал, где должен был состояться саммит, захватили студенты и преподаватели. В день открытия саммита 12 тысяч человек представлявшие 63 общественные организации, промаршировали по улицам австрийской столицы, скандируя – «Вместе против разрушения образовательной и социальной системы!». В акциях приняли участия студенты и профессора из практически всех стран ЕС и не только – Швейцарии, Сербии, Франции, Германии и других.

Параллельно официальному саммиту прошел анти саммит т.н. „Bologna burns“ (Болонья горит). Краткое резюме итоговой резолюции: реформа с треском провалилась.

Удивительно, но Болонью «лажают» не только традиционно левоватые студенты. Еще 24-го ноября 2009-го года ведущая консервативная немецкая газета Frankfuter Allgemaine Zeitung  констатировала: « Болонская реформа – самая крупная реформа немецкого университета с 19-го века, оказалось неудачной. Это отмечают даже лица ответственные за ее проведение».

Краткий список основных проблем, которые образовательный сектор нажил из-за Болоньи.

Ввиду сокращения времени обучения до шести полугодий многие программы оказались перезагруженными. В некоторых университетах в неделю студенты должны еженедельно посещать 40-50 учебных пар. Возможность учебы за границей – мобильность была одним  из преимуществ реформы, оказалась фикцией: такую поездку трудно встроить  в учебные планы.

В среднем  две трети студентов в Европе вынуждены оплачивать свое обучение. Последним, оказалось сложно подогнать график работы под расписанием семинаров и походов в библиотеки. Многие просто не выдерживают такого стресса. На некоторых факультетах до последнего года обучении дотягивает только треть из тех, кто первоначально записался на курс.

Наиболее критикуемой оказалась идея двухстепенного обучения. Первый цикл учебы длится не менее трех лет. Бакалаврат. Тех, кто осилит второй цикл, возводят в степень магистра или доктора. Как показала практика работодатели упорно не воспринимают бакалавров в качестве специалистов, держат их за недоучек и соответственно платят им меньше. Бакалавры возможно и не против быть магистрами, но зачисляют сюда далеко не всех. Причем магистратура стоит дополнительных денег.

Коммерциализация обучения была изначально составной частью болонской системы. Авторы Болоньи полагали, что превращение университетов в рыночные субъекты поможет снять нагрузку с госбюджетов. Результат – рост зависимости ВУЗов от корпораций и фирм, заказывающих университетам нужные им исследования. В итоге пострадали целые научные направления, прежде всего гуманитарные. В 2005-ом году 21 процентов всех ВУЗов в ЕС зависели от контрактов с корпорациями.

Университет, ориентированный на выполнение частного заказа, перестал быть площадкой дискуссии, а его выпускники часто лишены критического мышления.

Наконец, экономия государства на образовании привела к сокращению преподавательского состава. Так в немецких ВУЗах за последние 15 лет штат преподавателей урезали на 1500 человек.

Общая фрустрация в аудиториях и на кафедрах с наступлением экономического кризиса переросла в открытые протесты.

Меньше всего бунта ожидали от спокойных и жирных австрийцев. На родине Моцарта и Шварценегера даже в 68-ом – год всеобщей европейской студенческой революции, было спокойно как на кладбище.

Беспорядки начались 20-го октября 2010-го года, когда студенты и преподаватели заняли главный зал Венской академии искусств. 22-го волнения перекинулись в корпуса Венского университета. В течение нескольких дней география протестов расширилась по всей стране: Инсбрук, Линц, Зальцбург, Грац….Вскоре вся страна усвоила новый термин.  Audimax (Audimax – название помещение в одном из венских университетов, превращенное студентами в некое подобие штаба, которое стало нарицательным названием для всего движения).

С самого начала протестующие отказались от жесткой вертикальной организации движения. Главную информационно- координирующую функцию выполняли сайты и социальные сети. В принципе протесты в Вене можно считать первой в Евросоюзе Twitter революцией. В Интернете все время шли живые трансляции лекций и заседаний из захваченных залов. Был создан общий веб-форум. Страничка Facebook движения Audimax насчитывала в дни волнений 30 тысяч друзей

Обсуждения тактики действий проходили на общих пленумах. Наряду с этим важную роль играли регулярные общие демонстрации (так 25-го октября на улицы Вены вышли 50 тысяч человек) флешмобы и перформенсы, например, захват сцены одного из фешенебельных театров во время спектакля.

Очень быстро начался экспорт революции. 5-го ноября в Германии прошла общенациональная студенческая забастовка. Были захвачены помещения в семидесяти  ВУЗах. 25-го ноября акции солидарности с австрийской студенческой стачкой прошли по всему миру.

Протесты в Австрии стихли только с началом рождественских каникул. Последней 25-го декабря пала аудитория Венского универа. Но полицейской зачисткой это назвать сложно. Ректораты и студенты заранее договорились, что учащиеся смогут использовать помещения университетов в случае надобности.  В принципе протесты против Болоньи в этом плане уникальны. Ректоры всех университетов, где проходили беспорядки, проявили солидарность с протестующими. «Я понимаю мотивы их (студентов) недовольства», – сказал ректор ведущего австрийского университета и потребовал увеличения бюджетной статьи расходов на образование на два процента. По опросам социологов в Австрии 40 процентов населения подержали студенческие акции. Не одобряли бунт треть австрийцев.

Так или иначе, студенты смогли на сегодняшний день добиться сокращения размеров оплаты за обучение, начала общественной дискуссии по  вопросу высшего образования, создания во многих земельных парламентах профильных комитетов, расширения студенческого самоуправления.

Однако главная проблема остается не решенной. Именно поэтому на июнь в Европе  запланирована новая кампания против Болоньи.

Стоит отметить, что среди протестующих отсутствует единство взглядов относительно альтернативы Болоньи.  Есть разве что негласная программа минимум: восстановить старые учебные планы и сроки изучения, упразднить институт бакалавров, ввести представителей студентов в администрацию ВУЗов, увеличить размер государственных дотаций университетам.

Подобные лозунги во многом напоминают сеанс ностальгии по 70-ым, когда на уровне демократически избранного правительства некого отдельно взятого государства можно было легко перераспределять социальные блага.  Насколько старая формула для образования может сработать в 21-ом веке, в эпоху континентальной интеграции и финансовой глобализации?

Выходом может быть новая демократическая и социальная модель университета. Возможно ли это без изменения самого общества? Про это критики Болоньи тоже будут говорить в июне.

Политком

Ліва Справа

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я