додому Економіка Агония польского «Робин Гуда»

Агония польского «Робин Гуда»

174

11-lepperМаксим Банкер

Много  политиков пытаются конвертировать народное недовольство в парламентские места и правительственные портфели. Впрочем, со временем их карьера заканчивается. Они уходят из большой политики чтоб их место могли занять… другие демагоги.  Это статья о ветеране борьбы за власть то под правыми, то под левыми лозунгами Анджее Леппере.

В Польше полным ходом  президентская кампания. Каким бы не были результаты выборов уже сейчас очевиден провал партии Самооборона, долгое время считавшейся флагманом восточноевропейского социального популизма.

8 –го мая издание Gazeta Wyborzca  опубликовала  итоги опроса граждан на тему – за кого вы бы проголосовали, когда бы завтра было 20-ое июня (в этот день в Польши произойдут президентские выборы)?

Главной сенсацией исследования стало стремительное сокращение отрыва между основными кандидатами от либеральной партии Гражданская Платформа и консервативной Право и Справедливость.

При этом мало кто обратил внимание на микроскопический рейтинг иного кандидата – Анджея Леппера, бессменного лидера партии Самооборона. Политик пользуется поддержкой только одного процента поляков.

Такая статистика покажется странной по многим причинам.

Во-первых, на дворе экономичный кризис. В Польше около двух миллионах безработных без учета других категорий населения – жертв рецессии. Программа Самообороны обещает пострадавшим от экономических пертурбаций в случае прихода к власти поистине золотые горы: увеличение пособий по безработице, льготные государственные кредиты для мелкого и среднего бизнеса и т.д.

Кроме развития «социалки» Леппер планирует национализировать крупный капитал, запретить частные инвестиции из-за границы, переориентироваться на сотрудничество со странами СНГ и наладить самые добрые отношения с арабским миром. К слову Анджей кроме полученного еще во времена социализма диплома выпускника аграрного техникума, имеет диплом почетного доктора  киевской Межрегиональная академия управления персоналом (МАУП).

Во-вторых, не могут не удивлять темпы политической маргинализации Самообороны. Даже, когда речь идет про Польшу, где периодическая перезагрузка политической сцены рутинное явление.

Еще три годы потому Леппер был вице-спикером Сейма и раскрученным политиком: в  2005-ым он набрал в первом туре президентских выборов 15 процентов. Самооборона имела трех министров в кабинете Ярослава Качинского. Фракции в  региональных парламентах. Политологи дружно рассуждали про феномен лепперовской партии, а некоторые заграничные политики откровенно «тырили» бренд. Помните Народную самооборону Юрия Луценко.

Партия Самооборона возникла в 1992-им базе крестьянского профсоюза с аналогичным названием. С самого начала это была какая-то удивительный людской коктейль – кроме крестьян в партию вошла группа националистов и сотрудников спортивных ведомств.

На первом этапе друзья партии рассматривали себя как политическую надстройку  профсоюза, который вскоре прославился акциями прямого действия против  либеральной политики правых кабинетов Анны Сухоцкой и Ежика Бузека.

Главным ноу-хау  Самообороны стали акции гражданского неповиновения вроде блокад автомобильных трасс. Одну из их – трассу номер 39, в народе после одной из таких кампаний даже прозвали “леперовка”, А сам Анджей Леппер – бывший фермер, который подался в политику из-за того, что его хозяйство в итоге перехода к рынку оказалось на границе банкротства. Он постепенно превратился в глазах части социума  в некого Робин Гуда местного разлива.

На выборах 2001-га году в Сейм Самооборона собрала хороший урожай голосов. За нее голосовало 10 процентов, что дала партии 53 депутатских мандата. По итогам 2005-га партия вообще стала третьей политической силой в стране.

Оказавшись в парламенте, леперовцы сначала рассматривали себя партнерами Союза Левых демократов  (SLD).  Но в 2003-ем когда рейтинг левых просел – результаты либерального курса кабинета Лешека Миллера и коррупционного скандала Ривина, – Самооборона резко меняет курс. Леппер громко и публично ссориться с вчерашними союзниками, разрывает все коалиции с SLD на местах, поддерживает кандидатуру консерватора Леха Качинского во втором туре президентских выборов 2005-го.

Так, начиналась эра сотрудничества с национал-консерваторами. Вскоре Лепер и кампания вошли в кабинет Ярослава Качинского. Однако как только популярность правых начала падать, Самооборона начинает закатывать скандалы выходит из правительства, чтобы после туда вернуться и снова шантажировать партнеров по коалиции возможным выходом.

Между тем в 2007-ом грянули новые парламентские выборы, На этот раз Леппер решает использовать ультралевые лозунги. Для верности «курса» вербует в свой список известных бонз из рядов левых демократов и даже троцкистов.  Правда, такой крен влево не принёс результатов. Получив 1, 5 процентов партия не прошла избирательный барьер и осталась вне парламента.

Такой провал, правда, можно частично было списать на резонансный сексуальный скандал из участием Анджея. В 2006-ым одна из сотрудников варшавского аппарата Самообороны призналась журналистам, что получила теплое место в столичном офисе в обмен на оказание сексуальных утех партийным вождям. Вплоть до того, что ее недавно родившаяся дочка возможно отпрыск Леппера или его зама.

Леппер трактовал исповедь бывшей подчиненной как часть некого глобального заговора коррупционеров и его политических недругов. Тогда секретарша подала в суд.

Уместно упомянуть, что Леппер всю свою политическую карьеру то и делал, что судился. По его же подсчетам его пытались засудить 139 раз. Эти процессы были важной составной партийного пиара. Обычно Леппера вызывали в суд за драки с полицией и за публичные оскорбления высокопоставленных чиновников и крупных бизнесменов. Он их называл, как правило, «свинья» или «бандит». Народу нравился политик режущий правду-матку в глаза представителям зажравшейся элиты.

Однако в упомянутом деле  симпатий общества он не снискал. В феврале 2010-го Анджея засудили на два года условно. Но еще до оглашения вердикта партийная структура начала разваливаться. Подобно корабельным крысам функционеры оставляют Самооборону. Нынешние выборы должны поставить точку в недолгой, но яркой истории партии и заставить политологов задаться вопросом – что значит закат проекта Леппера в более глобальном измерении?

Вряд ли коллапс Самообороны означает, что у избирателя выработался защитный рефлекс против псевдосоциальной и антизападной демагогии . Скорей всего, мы наблюдаем закат специфической модели восточного европейского популизма, который возник с началом либеральной трансформации и во многом апеллировал к советскому прошлому. Ему на смену, как демонстрирует пример той же Венгрии, идет волна национал – популизма. Остается только гадать – сколько лет понадобится восточным европейцам, чтобы разочароваться в разного рода националистических «Лепперах»?  Грабельки ведь те же самые.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я