додому Стратегія Экзамен кризисом для ЕС

Экзамен кризисом для ЕС

238

Олег ЧАБАЛА, эксперт Института стратегической политики

В 2009 г ЕС вступил с тяжелым экономическим кризисом, отключенным отоплением, кризисом энергетической политики и ростом социального недовольства. По мнению многих экспертов, тон начали задавать евроскептики, которые указывают на неэффективности структур Евросоюза и неспособность Еврокомиссии оперативно реагировать на вызовы. Определенный оптимистические надежды европейцы возлагают на смену председательствующего в ЕС (Франция уступила лидерство Чехии). Правительство Чехии уже озвучило приоритеты председательства своей страны в ЕС: преодоление последствий экономического кризиса, внешнеполитические вопросы, а так же вопросы энергетики («the 3 E’s»: Economy, Energy and External Relations). Но реализация этого громадья планов проблематична

Энергетический кризис

Тема энергетики не нова, так, к примеру, в своей Резолюции Европарламента о формировании общей европейской внешней политики в области энергетики от 26 сентября 2007 года речь идет о том, что «энергетическая политика должна быть интегрированной и важнейшей частью внешней политики». Поэтому было решено создавать общеевропейский интегрированный энергетический рынок, который не будет ограничиваться государствами членами ЕС. Стратегическая энергетическая инфраструктура в данной связи должна соединить Европу со странами Средиземноморского и Каспийского бассейнов, Центральной Азией, Ближним Востоком и Африканской Суб-Сахарой. Не случайно появилась концепция «Общего энергетического дома» (Европа – Средиземноморье) и (Европа – Черное море – Каспийское море), что и нашло свое отражение в соответственных подходах и проектах (Восточное партнерство и Средиземноморский союз).
Однако, украинско-российский газовый конфликт продемонстрировал энергетическую уязвимость ЕС, как в экономической, так и в политической плоскостях. Кроме того, конфликт, по свидетельству как европейских, так и российских аналитиков, отразился не только на российско-европейских отношениях но и украинско-европейских. Россия предстала перед Европой в качестве ненадежного поставщика, а Украина транзитера.
Поэтому в ЕС активно заговорили об необходимости диверсификации поставок газа, в противовес российскому «энергетическому монополизму». Причем если раньше при активном участии Германии, одним из наиболее эффективных считался «Северный поток», то после газового конфликта акценты начались меняться в сторону усиления проекта «Набукко». Отчасти именно этим объясняется январский визит Бениты Фереро-Вальднер на Южный Кавказ, где между строк планируется обсуждение и энергетических вопросов.
Следует в перспективе ожидать противодействия со стороны ЕС развитию российских газовых проектов (Северный и Южный потоки). И если Германия от «Северного потока» с такой легкостью, как это могут сделать страны Прибалтики, не откажется (в нем задействован немецкий капитал), то главные участники «Южного потока» могут способствовать замораживанию этих проектов.
После газового кризиса активизируется совместная европейская энергетическая политика, которая будет направлена против России. Определенными превентивными мерами со стороны ЕС, по свидетельству премьер-министр Чехии Марека Тополанека может быть создание 120-дневного запаса нефти и газа. Кроме того, следует ожидать активизации энергетической политики ЕС посредством развития атомной энергетики.
В контексте энергетического кризиса от ключевых европейских стран можно ожидать более сдержанной позиции в отношении РФ. Канцлер Германии Ангела Меркель, выступила с критическим заявлением в адрес России в связи с энергетическим кризисом в Европе, подчеркнув при этом, что проблемы с подачей газа предназначенного для стран ЕС, может в негативном ключе отразиться на германско-российских отношениях.

Внешняя политика
Можно ожидать, что Чехия активизирует внешнюю политику ЕС в направлении урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке (Сектор Газы) и на Кавказе (вокруг Нагорного Карабаха). Для урегулирования ближневосточного конфликта предполагается созвать два отдельных саммита с участием Израиля и Палестинской автономии. Для этого будет создана специальная дипломатическая группа, которая будет контролировать ход соответствующих переговоров. Главный костяк такой группы составят верховный представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности (Хавьер Солана), еврокомиссар по внешним связям и европейской политике соседства (Бенита Ферреро-Вальднер), а также министр иностранных дел Чехии (Карел Шварценберг).
Следует ожидать активного участия в европейских делах и США. Так, во время слушаний по вопросу утверждения Хиллари Клинтон на должность госсекретаря США, она заявила, что будет активно противодействовать энергетическим угрозам исходящим от РФ, в том числе инициированного ею «газового ОПЕК». Данную проблематику Клинтон планирует обсудить с европейскими государствами в рамках предстоящего саммита НАТО. Тем самым США будет искать партнеров если не на институциональном уровне ЕС, то, во всяком случае, на уровне отдельных стран членов ЕС.
Кроме того, не снят вопрос размещения системы ПРО на территории Чехии, сторонником которой чешский президент был и остаётся. Однако он не готов проталкивать эту идею любым путём, о чем свидетельствует снятие соответствующего законопроект с голосования в нижней палате парламента.
В 2009 году непременно продолжатся дебаты по поводу совместной оборонной политики ЕС. С этим у европейцев всегда были проблемы. Имеющиеся военные ресурсы неадекватны современным вызовам. В этой связи евроатлантическому сотрудничеству отводиться очень не маловажная роль. По мнению многих экспертов, европейские члены НАТО не только «отложат» проекты создания европейских вооруженных сил, но и «по умолчанию» поддержат усиление США в Европе.
Несмотря на определенное охлаждение ЕС к вопросу о перспективах еврочленства Турции, Украины и других стран-соседей, в этом году можно ожидать активизации работы по формированию пространства европейского соседства, предполагающего создание надежных буферных механизмов по защите ЕС от «диких» пространств Африки, Азии и Евразии. Речь идет о институциализации недавно созданного Средиземноморского союза и инициатив ЕС в рамках «Восточного партнерства» (польско-шведская инициатива). Активизация «Восточного партнерства» нацеленная, в том числе, на создание зон свободной торговли и постепенное ослабление визового режима в рамках активного сотрудничества с постсоветскими странами (Арменией, Азербайджаном, Украиной, Грузией, Молдовой и Белоруссией). Последний хотя и не будет отличаться высоким динамизмом (кризис повлияет на реализацию проектов программ еврососедства, бюджет которых составляет 350 млн. евро до 2013 года), однако работа в этом направлении будет продолжаться. Предварительные результаты мы сможем увидеть уже на мартовском саммите ЕС.

Экономические вопросы и борьба с кризисом
В экономической сфере ЕС планирует активно противодействовать мировому экономическому кризису. Для этого ЕС намерен придерживаться пяти принципов реформ, для укрепления финансовых рынков и регуляционных режимов для предотвращения будущих кризисов, озвученных по итогам саммита G20 (ноябрь 2008 г.). Среди них: укрепление прозрачности и подотчетности; усиление надежного регулирования; поддержка честности на финансовых рынках; укрепление международного сотрудничества; укрепление международных финансовых институтов.
Амбициозными можно назвать намерения Чехии, во время своего представительства, «увеличить конкурентоспособность Европы в рамках мировой экономики; увеличить потребительские возможности граждан, а также уверенность в завтрашнем дне у представителей малого и среднего бизнеса в условиях современного финансового кризиса». Кроме того, Прага планирует эффективным и разумным способом, продолжить либеральные реформы бюджета и политики ЕС, особенно Общей политики в сфере сельского хозяйства. Можно ожидать что Чехия предложит взять за основу антикризисных мер в финансовой сфере план спасения банковской системы предложенной Францией.
С 1 января 2009 года в еврозону вступила Словакия. Однако, некоторые эксперты высказывают опасение, что теперь ЕС придется «спасать» словацкую экономику. Кроме того, бороться с уровнем безработицы в этой стране, которая составляет около 22 % и является наибольшей в ЕС.
Мировой финансовый кризис способствует ухудшению социально – экономического состояния во многих европейских странах, приводит к массовым сокращения рабочих мест, повышением налогов и пр. Это несомненно приводит к радикализации протестного настроения, увеличение количества тех, кто готов силовым путем защищать свои права. Столкновения демонстрантов с полицией стали нормой для таких «тихих» стран (где ничего не происходит) как Исландия, Литва или Эстония.
Особенно негативные последствия кризиса могут ощутить на себе «новые члены» ЕС. Рост у них евроскептицизма, критики ЕС как структуры, породили высокие экономические ожидания от интеграции в Евросообщество, которые были популярны (а иногда прямо стимулировались правительствами и Еврокомиссией) в евронеофитах. теперь уровень доверия населения стран Прибалтики, Словакии, Румынии, Болгарии и др. к институтам ЕС находится на самой низкой отметке.
В этой связи, можно ожидать ослабления роли «адвокатов» евроинтеграции Украины.

Доказательством может быть ситуация с энергетическим конфликтом между Украиной и РФ. Страны Балтии дистанцировались от этого конфликта, а Польша хоть и поддержала Киев, в своем альтруизме оказалась в одиночестве. В самой Варшаве существует разное отношение к поддержке Украины, так в противовес президенту Польши Леху Качинскому премьер-министр Дональд Туск боле сдержано относиться к данному вопросу.

Испытание Конституцией
Очевидно, что председательство Чехии в ЕС не будет акцентировано на окончательное решение вопроса с принятием Конституции Евросоюза. Так, к примеру, уполномоченный представитель премьер-министра по делам Конституции ЕС Ян Заградил, отметил, что правительство Чехии не хочет, что бы председательство его страны было омрачено «сложнейшей задачей доводить до конца ратификацию Конституции». Такая позиция связана еще и с тем, что Чехия не ратифицировала Конституцию ЕС, а новое правительство страны относится к идее Конституции ЕС очень сдержанно, если прохладно.
По свидетельству The Financial Times, среди негативных моментов которые могут повлиять на ЕС, в свете полугодового представительства Чехии, беспокоит нестабильность правящей коалиции и усиление популярности оппозиции (с её же подачи повис в воздухе вопрос продлении мандата чешских зарубежных военных миссий и т.д.), с которой не удалось найти общий язык в плане поддержки ею чешского председательства. В связи с этим, в любой момент в чешском политикуме может вспыхнуть правительственный кризис, что в таком случае неминуемо отразится на ЕС.
В перспективе камнем преткновения для ЕС будет позиция Ирландии, которая выступила против Лиссабонского договора, после неудачного референдума. Кроме того, экономические моменты не способствуют изменению позиции этой страны, в связи с тем, что в Ирландии низкие налоги, благодаря которым крупные транснациональные корпорации охотно работают в этой стране. Принятие же конституции может негативно повлиять на ситуацию в виду изменений в системе налогообложения, стимулировав при этом отток инвестиций.
Таким образом, для Евросоюза 2009 г. окажется временем испытания на прочность и эффективность. Сможет ли Брюссель сдать этот экзамен – покажет время.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я