Киев. 21 июля 2015 года (МинПром, Максим ПОЛЕВОЙ). В середине июля Украина и Канада подписали документ о завершении переговоров по созданию двусторонней зоны свободной торговли (ЗСТ). Это может привести к заметному росту украинского экспорта в страну кленового листа. Однако препятствием могут стать изъятия из режима свободной торговли.
Проект соответствующего договора предполагает углубление торгового и экономического сотрудничества, в том числе в части торговли промышленными и агротоварами, защиты интеллектуальной собственности, регулирования госзакупок. Глава Минэкономразвития Айварас Абромавичус рассчитывает, что канадские инвесторы будут вкладывать средства в экономику Украины, не обращая внимания на высокие риски: “Толерантность этих инвесторов к риску – одна из наиболее высоких в мире. Поэтому сигнал, который мы пошлем соглашением о ЗСТ, принесет дополнительный приток инвестиций”.
Сразу после вступления договора в силу Оттава откроет отечественным поставщикам свободный доступ к 98% своих товарных рынков, а Киев, в свою очередь, лишь 80% с последующей поэтапной отменой остальных тарифов через периоды в 3, 5 и 7 лет. Для справки, на сегодня Канада имеет ЗСТ с 42 странами мира. Кроме того, в рамках соглашения будет предоставлена техническая помощь в модернизации промпредприятий.
Возможные выгоды
Переговоры о ЗСТ с канадцами идут еще с 2010 года и были одним из важных пунктов в дальнейшем развитии направлений свободной торговли – наряду с Турцией и Израилем. Теперь, похоже, создание трансокеанской ЗСТ действительно вступает в заключительную фазу и теоретически способно немного поддержать украинский экспорт в трудный для него момент. В 2014 году он составил 72,6 млн долл., притом продемонстрировав рост на 38,8%. В свою очередь, импорт из Канады упал на 19%, до 191,5 млн долл. Тем самым сальдо остается негативным. Что интересно, на первом месте в импортной структуре – топливо и нефтепродукты (31,9%), затем следуют фармацевтика (22,2%) и рыба с морепродуктами (11,8%).
А вот экспортный рост достигнут во многом за счет меди и изделий из нее: поставки по данной подгруппе товаров в прошлом году выросли аж в 5 раз и составили 27,8% экспорта в денежном выражении. Свою роль сыграл металлоэкспорт, продемонстрировавший расширение в 2,7 раза, до 6,9 млн долл. (9,5% в структуре). Наконец, по подгруппе УКТ ВЭД №84 (энергооборудование) тоже произошло почти двукратное увеличение экспорта до 4,4 млн долл. (6% в структуре). Таким образом, не вполне правы скептики, считающие, что машины и оборудование из Украины неконкурентоспособны на канадском рынке, и критиковавшие слова премьера Арсения Яценюка о позитивном значении ЗСТ для машиностроительных поставок.
В целом же машпродукция в 2014 составила 9,3% экспорта на данном направлении – на 6,8 млн долл. Понятно, что это немного для торговли с крупной страной, входящей в G-7, и что есть куда развиваться, констатирует МинПрому эксперт по экономической политике Виталий Кулик. По его оценке, с полноценным запуском ЗСТ отечественный годовой экспорт в Канаду может достигнуть 130-150 млн долл., в том числе за счет различных машиностроительных компонентов, которые могут быть использованы канадцами при производстве готовой техники.
Что касается металла, то ЗСТ может стать важным фактором отмены антидемпинговых мер против украинского горячекатаного проката, в рулонах и обрезного, введенных соответственно в 2001 и 2010 году. Импортная пошлина на г/к рулон составляет 77%, на обрезь – до 21,3%, при этом по обрези завершается плановый пересмотр. Добавим, в минувшем году Оттава начала антидемпинговое расследование против стальных труб из Украины, которое должно закончиться этим летом, и здесь уже введены предварительные пошлины в 18,6% для корпорации “Интерпайп” и 63,1% для прочих компаний. Если ЗСТ поможет ликвидировать все эти барьеры (или хотя бы часть), уже в первый год ее действия отечественный металлоэкспорт в Канаду может вырасти как минимум до 30-40 млн долл./год.
Аналитики напоминают: как и в случае с США, лет 10 назад продажи украинских металлургов на канадском рынке составляли десятки миллионов долларов, однако затем протекционистская политика североамериканских стран свела эти поставки почти к нулю. Теперь же у Украины есть шансы частично восстановить позиции на металлорынках региона (см. также статью “Американские мечты“). Тем более что одновременно канадцы закрывают свои рынки от других металлопоставщиков. Так, в июне стартовало антидемпинговое расследование г/к толстого листа и высокопрочной низколегированной стали из России и Индии.
Стимул для своих
Впрочем, облагаемые пошлиной виды проката и труб могут стать исключением из режима свободной торговли, – это стандартная мировая практика. И конечный вариант соглашения зависит от того, как именно договорились стороны, отмечает президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой. Кабмин не спешит раскрывать подробности договора, и это может быть свидетельством неких подводных камней, которые не хотят показывать широкой общественности. Так, уже известно, что на 7 лет вводятся изъятия для поставок в Канаду легковых авто, собранных на отечественных мощностях.
Возможно, продолжает специалист, ЗСТ выгодна не столько Киеву, сколько Оттаве. Ведь украинский рынок остается не таким уж маленьким и по потребительским, и по промышленным товарам. К тому же глобальная торговля продолжает стагнировать, а в такой ситуации имеет значение любой, даже второ- и третьестепенный канал сбыта. Как известно, об этом же говорили различные экономисты и в свете ЗСТ с Евросоюзом: европейский бизнес не скрывал и не скрывает желания поправить свои дела с помощью экспансии в Украину.
Так или иначе, у взаимопроникновения с западными экономиками есть один весомый позитив: непосредственная конкуренция с высокотехнологичными производителями заставляет модернизироваться и отечественные предприятия, которые иначе будут терять рынки сбыта. Обновление мощностей и ассортимента позволяет не только удержать позиции, но и использовать ЗСТ для продвижения своего товара в странах-партнерах, акцентирует В.Кулик. Это применимо и к ЗСТ с Канадой – договор будет дополнительным стимулом модернизации украинских производств, тем более с учетом обещанной помощи в этом вопросе.
По словам эксперта, в Украине очень сильно лобби промышленников-консерваторов, которым было бы намного проще, если бы все шло по старинке, с устаревшими технологиями и продукцией, которую можно продать в лучшем случае в СНГ и третьестепенных развивающихся странах. “Неудивительно, что это лобби несет потери от системного конфликта с РФ. Но стране нужно комплексно модернизироваться, давно и глубоко, и нынешний кризис – неплохой повод для этого. Чего стоит одна только потребность обновления прокатных мощностей в металлургии, которыми и до кризиса-2008 занимались совершенно недостаточно, делая акцент на производстве полуфабрикатов (ведь здесь окупаемость намного “короче”). К сожалению, пока что модернизация предприятий по современным международным стандартам – это отдельные примеры”, – говорит он. Причина тут как в инертности мышления собственников компаний, так и в банальном дефиците инвестиционных средств в связи с национальным экономическим кризисом.
Правительство и ряд аналитиков прочит отечественной экономике в 2016 году начало восстановления, а, значит, будем надеяться, что у промбизнеса, по крайней мере, станет больше инвестресурсов. Которые можно будет использовать на модернизацию и небезуспешную конкуренцию с зарубежными производителями, в том числе канадскими.