Государства напомнили о своем существовании. Неожиданно.
То ли мы, расслабившись, поверили в миф о постепенном отмирании государства. То ли свыклись с постсоветским опытом жизни вне государственных радаров — потому что государство сильное и страшное, как в России и Беларуси, или слабое и дисфункциональное, как в Украине.
В любом случае — возвращение.
И не просто, а в традициях XIX века. Без индивидов, но с населением. С фиксированными, ощутимыми границами. И даже с классическим осадным положением.
На улицах тихо. В отелях — пусто. Магазины закрыты.
Знакомьтесь: государство.
Левиафан мутирует
Так выглядела обложка главного политического трактата Нового времени — «Левиафана», написанного Томасом Гоббсом.
Антропоморфное чудовище, с головой то ли Оливера Кромвеля, то ли Карла II, поднимающееся над городом из моря — это государство, Левиафан.
Тело этого существа состоит из маленьких людей. Они, напуганные и измотанные «беспросветной, тупой и короткой» жизнью в естественном состоянии, объединяются и заключают договор, чтобы остановить взаимное истребление и установить порядок. Рождается «смертный Бог» — государство. Таков миф.
Маленькие человечки — буквально руки Левиафана. Только с их помощью он держит меч и посох, то есть обладает мирской и духовной властью.
Единство государства аллегорически выражено совместным пребыванием людей рядом друг с другом. Государственный порядок возникает из этой видимой физической близости. Начало, первосцена государства — не социальное дистанцирование, а социальное сближение.
К этой первосцене возвращаются всегда, когда надо пересобрать политическое тело. Массовые движения и протесты на площадях, физическое солидарное соприсутствие граждан, — они об этом.
Но что видим здесь мы? Или, обостряя, что увидят люди лет через двадцать — люди, которые будут жить с «нервным тиком», оставленным вирусом?
«Слишком уж скученно эти ребята стоят»
«Да, нарушение санитарных норм»
«Не очень это похоже на аллегорию государства»
«Очередь в супермаркете?»
И будут правы.
Начавшаяся инфляция одного из главных образов нашего политического воображения отражает важное событие: государство мутирует.
Этот город слишком тесен для нас двоих
Итак, перед нами два факта:
- Возвращение государства.
- Его мутация.
Они связаны. Архаическая реакция государств на вирус — это естественная реакция на начавшиеся ранее мутагенные процессы. Вирус их просто ускорил.
Именно эти процессы — цифровизация, перепроизводство коммуникации и гиперинформация, переход к антисоциальным медиа, фрагментация — сделали возможными реакцию государства по лекалам ХIX века (других пока нет) без мгновенного коллапса, хотя и с дальнейшем увязанием в бюрократизме.
Мы в ситуации классического double bind. К нам одновременно поступают два противоречивых сигнала и требуют ответа. Не удивительно, что мы не можем ничего сделать.
Это выражается и в обыденной речи. Эксперты одновременно говорят о необходимости подавлять экономическую активность ради здоровья людей и стимулировать ее же.
В политической плоскости этот double bind проявляет себя, используя словечко Ленина, как «двоевластие»: старая государственная машина и новая, зарождающаяся из ее недр, пока еще парагосударственная, но более молодая и эффективная.
И вроде бы с этим можно жить…
Но двух суверенов не бывает. И это проблема, зачин конфликта. Мы его еще увидим.
Как говорят в вестернах: этот город слишком тесен для нас двоих.
АВТОР: Антон Тарасюк
ИСТОЧНИК: koine.community