Анонимные пользователи в Интернете – это как снежный человек. Считается, что они – источник всяческого зла. Но этих людей не существует.
Европейский суд отказал Франции в праве требовать от хостеров сохранения IP-адресов всех своих пользователей в течение одного года. Теперь хотя бы видимость анонимности будет сохранена. Впрочем, по делам о терроризме полиция может получить всю информацию в течение дня, да и идентификация наркоторговцев в DarkNet так же доказывает, что любая анонимность сегодня – всего лишь иллюзия. Весь вопрос лишь в том, сколько времени потребуется для установления личности.
Анонимные пользователи в Интернете – это как снежный человек. Считается, что они – источник всяческого зла. Но этих людей не существует. Любимая тема правых – покончить с анонимностью в Интернете, которая якобы позволяет начинающим террористам совершенно безнаказанно выражать свои взгляды в публичном пространстве. Правда, зная немного больше о реальности, большинство членов движения «Вперёд, Республика!» (LaREM) больше не выдвигает на передний план эту тему.
«Недавние террористические атаки не организовывались в Фейсбуке или Твиттере, а расширение возможностей анонимного присутствия в Интернете ничего бы не изменило. Ведь после совершения преступления преступники почти сразу же были идентифицированы», – отмечает юрист французской правозащитной группы, продвигающей цифровые права и свободы граждан Quadrature du Net Артюр Мессо.
Всё дело в том, что анонимности в сети не существует, можно только усложнить идентификацию пользователя. Обещающие более высокий уровень анонимности веб-форумы типа 4chan (Форчан) всё равно хранят IP-адреса пользователей, посещающих этот сайт. Таким образом, после запроса полиции можно установить имя участника форума и его физический адрес.
«Во Франции интернет-провайдеры должны сохранять параметры подключения. Это напоминает детализацию счетов телефонных операторов, отражающую всю информацию о звонках, – продолжает Артюр Мессо. – Фиксируется пользователь и время его подключения к сети. Все компании, предоставляющие услуги размещения интернет-сайтов, должны сохранять в течение года IP-адреса пользователей, пользовавшихся их ресурсами. Если объединить эти два источника информации, а также принудить частные компании к сотрудничеству, то ни о какой анонимности не идёт речи».
Доказательством отсутствия анонимности является идентификация таких защищённых в цифровом отношении преступников в DarkNet, как администраторы SilkRoad и l’Amazon de la drogue. Но источник в полиции отмечает, что на практике всё оказывается не так просто. Разумеется, в рамках судебного решения по делу о терроризме любую информацию о пользователе можно получить в течение одного дня (например, в случае террористической угрозы).
Но в сфере деятельности спецслужб всё становится гораздо сложнее. «Когда мы обнаруживаем подозреваемого, то в первом запросе мы уточняем у хостеров, находится ли он на территории Франции, или обращаемся к администраторам социальной сети, чтобы получить информацию о подключении. В зависимости от степени готовности хостера к сотрудничеству, для определения используемых адресов требуется от одной до пяти недель», – объясняет он.
Вот поэтому французские спецслужбы всё чаще делают ставку на сетевое проникновение. «В последние годы радикальные исламисты научились защищать в сети данные о себе, используя VPN (виртуальная частная сеть), телефоны, скрывающие номера, и защищённые мессенджеры… К счастью для нас, большинство из них по-прежнему совершают ошибки, позволяющие нам получать всю информацию, необходимую для их идентификации», – говорит полицейский.
Европейский суд только что подорвал планы Франции отказаться от онлайн-анонимности. Он решил, что Франция не имеет права требовать от хостеров сохранения IP-адресов всех своих пользователей в течение одного года. Теперь Государственный совет должен найти способ отразить это решение в французском законодательстве.
«Для нас это очень важная победа, так как мы действительно хотим, чтобы преступники знали, что полиция контролирует сеть. Но мы не согласны с тем, чтобы во Франции накануне протестных акций задерживали активистов, участвующих, например, в борьбе за охрану окружающей среды, только потому, что они открыто выражали в Интернете свои взгляды», – подчёркивает юрист Quadrature du Net.
Автор: Пьерик Марисаль
Источник: L`Humanite`