Киев. 19 июня 2015 года (Юридическая практика). Кабинет Министров Украины инициирует изменения в сфере гарантирования вкладов физических лиц и выведения неплатежеспособных банков с рынка, об этом идет речь в правительственном законопроекте №2045а, который зарегистрирован в парламенте. Юрист юридической фирмы «Лавринович и Партнеры» Инна Рудник прокомментировала для «Юридической практики» предложенные правительством изменения в банковском секторе:
«Законопроект № 2045а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования системы гарантирования вкладов физических лиц и выведения неплатежеспособных банков с рынка» от 8 июня с.г. предусматривает внесение изменений в ряд нормативно-правовых актов, регулирующих работу банковской системы. В записке к законопроекту говорится о том, что целью его принятия является усовершенствование процедуры выведения неплатежеспособных банков с рынка, а также усиление защиты прав вкладчиков.
В первую очередь следует отметить, что законопроектом предлагается права и обязанности Уполномоченного лица Фонда гарантирования вкладов физических лиц передать непосредственно Фонду, который, в свою очередь, получит право делегировать те или иные функции уполномоченному лицу. Таким образом, ответственным за работу неплатежеспособного банка будет не конкретное лицо, а Фонд в целом.
Также предлагается внести изменения в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, и ограничить возможность обеспечения иска в делах, ответчиком по которым является неплатежеспособный банк или Фонд, путем наложения ареста на имущество или денежные средства, а также запрета на осуществление действий. В случае если такой арест уже был наложен до даты отнесения банка к категории неплатежеспособных, имущество передается принимающему банку с сохранением обременения.
Автор законопроекта хочет обязать участников ФГВФЛ вести базу данных о вкладчиках с обеспечением ежедневного формирования информации о них и данных о насчитанных процентах. При этом за внесение заведомо неправдивых данных в базу или внесении информации, которая не позволит идентифицировать вкладчика, предусмотрена уголовная ответственность.
Уголовно наказуемым будет считаться также внесение недостоверных данных в финотчетность с целью сокрытия признаков банкротства, финансовой неплатежеспособности банка или оснований для отзыва (аннулирования) лицензии.
Физические лица-предприниматели получат те же права вкладчиков, что и обычные физлица, в том числе и относительно гарантирования вклада в размере до 200 000 грн. Это отчасти справедливое предложение, поскольку достаточно часто предприниматели оформляют счета или вклады в рамках ведения хоздеятельности, а при неплатежеспособности банка теряют все свои сбережения. Правовой статус физлица-предпринимателя не позволяет четко разграничить личные счета и рабочие.
Законопроект предусматривает, что ФГВФЛ не будет осуществлять выплаты по вкладам связанных с банком лиц, хотя ранее под запрет попадали только члены наблюдательного совета, правления или ревизионной комиссии банка. Перечень лиц, которых можно считать связанными с банком, установлен ст. 52 Закона Украины «О банках и банковской деятельности». Кроме того, могут лишиться своих вкладов и оценщики, аудиторы банка, вне зависимости от того, были ли их услуги как-то связаны с неплатежеспособностью банка или доступом к такой информации. К примеру, под запрет попадет субъект оценочной деятельности, который по заказу банка составлял отчет о стоимости залогового имущества, но не имел никакого доступа к финансовой документации.
Не будут выплачиваться средства, размещенные на счетах в результате мошеннических или иных противозаконных действий, являющихся предметом уголовного производства. Данная норма не корреспондируется с презумпцией невиновности, поскольку ограничивает права вкладчика еще до вынесения обвинительного приговора. Следует отметить, что проектом предусматривается возможность дальнейшей выдачи средств по таким вкладам в случае закрытия производства. Но не исключено, что расследование в уголовном деле будет длиться дольше, чем процедура ликвидации банка.
Кроме того, Фонд откажет в возврате средств, находящихся на арестованных счетах. Наложить арест на счет в рамках обеспечения гражданского иска не составляет труда, поскольку суд не вникает в правомерность исковых требований на этапе рассмотрения ходатайства об обеспечении иска. Следовательно, лишиться своих сбережений может любое лицо, против которого подан иск с имущественными требованиями.
Автор законопроекта предлагает запретить осуществлять взаимозачет требований, договорное списание и заключение любых договоров без участия банка, направленных на зачет требований одной из сторон. При этом самому банку все же разрешается осуществлять взаимозачет с должником, который одновременно является и кредитором банка при соблюдении ряда требований, предусмотренных законопроектом. Ни при каких обстоятельствах не разрешается взаимозачёт требований со связанным с банком лицом.
Это лишь немногие изменения, предлагаемые законопроектом № 2045а, но в целом можно сказать, что они направлены больше на укрепление позиций Фонда, чем на гарантирование прав вкладчиков».