Домой Экономика Изменения, предлагаемые законопроектом № 2045а, направлены больше на укрепление позиций Фонда гарантирования...

Изменения, предлагаемые законопроектом № 2045а, направлены больше на укрепление позиций Фонда гарантирования вкладов физических лиц, чем на гарантирование прав вкладчиков, — юрист ЮФ «Лавринович и Партнеры» И.Рудник

589

Киев. 19 июня 2015 года (Юридическая практика). Кабинет Министров Украины инициирует изменения в сфере гарантирования вкладов физических лиц и выведения неплатежеспособных банков с рынка, об этом идет речь в правительственном законопроекте №2045а, который зарегистрирован в парламенте. Юрист юридической фирмы «Лавринович и Партнеры» Инна Рудник прокомментировала для «Юридической практики» предложенные правительством изменения в банковском секторе:

«Законопроект № 2045а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования системы гарантирования вкладов физических лиц и выведения неплатежеспособных банков с рынка» от 8 июня с.г. предусматривает внесение изменений в ряд нормативно-правовых актов, регулирующих работу банковской системы. В записке к законопроекту говорится о том, что целью его принятия является усовершенствование процедуры выведения неплатежеспособных банков с рынка, а также усиление защиты прав вкладчиков.

В первую очередь следует отметить, что законопроектом предлагается права и обязанности Уполномоченного лица Фонда гарантирования вкладов физических лиц передать непосредственно Фонду, который, в свою очередь, получит право делегировать те или иные функции уполномоченному лицу. Таким образом, ответственным за работу неплатежеспособного банка будет не конкретное лицо, а Фонд в целом.

Также предлагается внести изменения в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, и ограничить возможность обеспечения иска в делах, ответчиком по которым является неплатежеспособный банк или Фонд, путем наложения ареста на имущество или денежные средства, а также запрета на осуществление действий. В случае если такой арест уже был наложен до даты отнесения банка к категории неплатежеспособных, имущество передается принимающему банку с сохранением обременения.

-ads-

Автор законопроекта хочет обязать участников ФГВФЛ вести базу данных о вкладчиках с обеспечением ежедневного формирования информации о них и данных о насчитанных процентах. При этом за внесение заведомо неправдивых данных в базу или внесении информации, которая не позволит идентифицировать вкладчика, предусмотрена уголовная ответственность.

Уголовно наказуемым будет считаться также внесение недостоверных данных в финотчетность с целью сокрытия признаков банкротства, финансовой неплатежеспособности банка или оснований для отзыва (аннулирования) лицензии.

Физические лица-предприниматели получат те же права вкладчиков, что и обычные физлица, в том числе и относительно гарантирования вклада в размере до 200 000 грн. Это отчасти справедливое предложение, поскольку достаточно часто предприниматели оформляют счета или вклады в рамках ведения хоздеятельности, а при неплатежеспособности банка теряют все свои сбережения. Правовой статус физлица-предпринимателя не позволяет четко разграничить личные счета и рабочие.

Законопроект предусматривает, что ФГВФЛ не будет осуществлять выплаты по вкладам связанных с банком лиц, хотя ранее под запрет попадали только члены наблюдательного совета, правления или ревизионной комиссии банка. Перечень лиц, которых можно считать связанными с банком, установлен ст. 52 Закона Украины «О банках и банковской деятельности». Кроме того, могут лишиться своих вкладов и оценщики, аудиторы банка, вне зависимости от того, были ли их услуги как-то связаны с неплатежеспособностью банка или доступом к такой информации. К примеру, под запрет попадет субъект оценочной деятельности, который по заказу банка составлял отчет о стоимости залогового имущества, но не имел никакого доступа к финансовой документации.

Не будут выплачиваться средства, размещенные на счетах в результате мошеннических или иных противозаконных действий, являющихся предметом уголовного производства. Данная норма не корреспондируется с презумпцией невиновности, поскольку ограничивает права вкладчика еще до вынесения обвинительного приговора. Следует отметить, что проектом предусматривается возможность дальнейшей выдачи средств по таким вкладам в случае закрытия производства. Но не исключено, что расследование в уголовном деле будет длиться дольше, чем процедура ликвидации банка.

Кроме того, Фонд откажет в возврате средств, находящихся на арестованных счетах. Наложить арест на счет в рамках обеспечения гражданского иска не составляет труда, поскольку суд не вникает в правомерность исковых требований на этапе рассмотрения ходатайства об обеспечении иска. Следовательно, лишиться своих сбережений может любое лицо, против которого подан иск с имущественными требованиями.

Автор законопроекта предлагает запретить осуществлять взаимозачет требований, договорное списание и заключение любых договоров без участия банка, направленных на зачет требований одной из сторон. При этом самому банку все же разрешается осуществлять взаимозачет с должником, который одновременно является и кредитором банка при соблюдении ряда требований, предусмотренных законопроектом. Ни при каких обстоятельствах не разрешается взаимозачёт требований со связанным с банком лицом.

Это лишь немногие изменения, предлагаемые законопроектом № 2045а, но в целом можно сказать, что они направлены больше на укрепление позиций Фонда, чем на гарантирование прав вкладчиков».

Предыдущая статьяВерховна Рада України прийняла за основу проект Закону «Про місцеві вибори»
Следующая статьяПроект Кабміну ускладнить контроль за тендерами — експерт

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь