Киев. 06 мая 2015 года (m.habrahabr.ru). В 2009 Тим Бернерс-Ли в своем выступлении на TED говорил об открытых данных и будущем интернета. На 10 минуте он вместе с залом скандирует «Raw data, now!» (сырые данные, сейчас же). Рекомендую всем, кто этого еще не сделал, посмотреть это выступление.
21 февраля 2014 года студенты заняли здание Министерства образование и науки Украины с требованиями перемен. Вместе с политическими требованиями, они выдвинули требования открытой бухгалтерии. Уже 24 марта новый министр подписал указ №85-а о ежедневной публикации всех бухгалтерских проводок за день на сайте министерства. Само по себе открытие данных не должно было занять время, но оказалось, что в МОН фактически не было учетной системы, и, например, главная книга велась на бумаге.
Сегодня данные доступны на сайте министерства (UPD: спасибо за новую ссылку sad. Дамп можно скачать по ссылке), а под катом короткая инструкция как обрабатывать данные, кабель на миллион гривен (около 50 тыс. долларов), и почему пока открытая бухгалтерия не так эффективна.
Получение данных
Теперь можно поискать нецелевое использования средств. Сразу оговорюсь, что министр хоть и согласился публиковать данные, но, в итоге, доступны только данные аппарата МОН, а это только 1% бюджета министерства.
Кабель на миллион гривен:
В документе с идентификатором 867957e5-d454-11e3-aa1c-00304832dd80 видно, что на складе у них лежит «Кабель UTP категорії 5е» стоимостью более миллиона гривен:
Командировочные
6 сентября кто-то получил на командировку 300 грн., а кто-то 14 тысяч:
Проценты казначейству
Оказывается, министерство платит казначейству проценты за пользование кредитом, а это около 1,7 млн. гривен за отчетный период:
Выводы
Открытые данные могут стать хорошим средством для общественного надзора, и логично что чиновники сопротивляются. Возможно, принятие закона о «Об открытости использования публичных средств» изменит отношение к открытым данным в министерствах и других государственных организациях.