Киев. 07 апреля 2015 года (МинПром, Максим ПОЛЕВОЙ). Президент Украины Петр Порошенко подписал новый закон о правовой дерегуляции бизнеса, но предприниматели сомневаются в скорой достижимости поставленных целей. При этом давление на бизнес с другой стороны – фискальной – продолжает расти.
В первых числах апреля Президент подписал закон №191-VIII, посвященный дерегуляции бизнеса (принят Верховной Радой в феврале). По словам Минэкономразвития (МЭРТ), которое разработало документ, его главной целью является ослабление регуляторного давления, приведение законодательства в отдельных сферах в соответствие с нормами Евросоюза, а также повышение позиции Украины в рейтинге Doing Business.
В частности, закон предусматривает возможность регистрации нового бизнеса в течение двух дней, а также ликвидирует существующие разрешительные центры и передает их функции Центрам административных услуг. В МЭРТ полагают, что это позволит предпринимателям сэкономить в совокупности около 100 млн грн. на оформлении документов и 150-250 млн на неофициальных платежах. Также усиливается ответственность госорганов за невыполнение должностных обязанностей.
Кроме того, урегулирована аренда земли в сельскохозяйственной сфере, поскольку по новым нормам у арендатора не могут принудительно отобрать участок. В целом документ должен дополнительно упразднить 16 свидетельств, сертификатов, выводов и других средств госрегулирования. Напомним, перед Новым годом глава МЭРТ Айварас Абромавичус пообещал, что излишние контролирующие функции государства пойдут под нож, как и целые инстанции, если выяснится, что в них нет необходимости.
Сами по себе такие начинания, безусловно, позитивны, говорят эксперты. Действенная дерегуляция уже давно является розовой мечтой бизнеса, равно как и сближение с правовыми нормами ЕС небесполезно для страны и логично в рамках евроинтеграционного процесса. То же самое можно сказать об упомянутом уважаемом рейтинге, задача подняться в котором в первую сотню ставилась еще в 2012 и была реализована в прошлом году. Теперь А.Абромавичус хочет за два года поднять страну с прошлогоднего 97 места на уровень 50.
Подняться в рейтинге вполне возможно, тем более при поддержке западных партнеров, констатирует специалист по экономической политике Виталий Кулик. “Другой вопрос, что, к сожалению, это не обязательно будет означать реальное улучшение бизнес-среды, тем более вдвое, пропорционально смене 97 места в рейтинге на 50. Пока что никаких принципиальных изменений в этом плане нет, да и быть не может, если власть вместо реальных реформ занята переделом сфер влияния, дерибаном страны. И не надо думать, что этого не понимают в Европе – просто заинтересованы в нынешней киевской власти и на многое закрывают глаза. Для примера, за одни только разрешительные документы бизнес ежегодно платит не менее 10 млрд грн. в год, причем чаще всего не напрямую государству, а частным структурам при различных инстанциях”, – считает он. Руководитель Государственной регуляторной службы (быв. Госпредпринимательства) Ксения Ляпина недавно публично подтвердила: получение бизнесом любого разрешения сопряжено со злоупотреблениями и чревато дополнительными расходами.
Представители коммерческого сектора тоже сомневаются в эффективности дерегулятивных усилий Киева в целом и нового закона в частности, называя его поверхностным. Глава Ассоциации владельцев малого и среднего бизнеса “Центр” Руслан Соболь сравнивает документ с поклейкой новых обоев при потрескавшихся стенах и прохудившейся крыше. По его мнению, перемены должны быть глубокими и системными, а в новом законе этого не просматривается. Скептически оценивает наш собеседник и перспективы существенного подъема в Doing Business: “Место в этом рейтинге – сигнал для внешних капиталов, и он не может быть слишком положительным при системной круговой коррупции и стремлении залатать макроэкономические дыры, усиливая давление на реальный сектор. Мы привлечем инвестиции и поднимемся в рейтинге, только когда предприниматели реально ощутят на себе упрощения и облегчения. Когда, например, смогут регистрировать бизнес онлайн и получать свидетельство о регистрации по почте. Если налоговики будут звонить и напоминать, что нужно заплатить налоги или сдать декларацию, а не штрафовать через день, то это и будет действительный результат, повышающий инвестпривлекательность”.
Причина нелестных оценок, среди прочего, в том, что вводимые меры не только разрознены по своей юридической сути (не представляют эффективной системы, тем более с поправкой на коррупционные трудности), но и касаются прежде всего только нескольких областей экономики – АПК, нефтепрома и IT, отмечают аналитики. И добавляют: примерно год назад, в апреле-2014, Кабмин уже отменил сразу 113 разрешительных документов и процедур для бизнеса. Решение было с восторгом встречено предпринимателями, но в итоге не изменило общую ситуацию с зарегулированностью. Источники МинПрома подтверждают, что даже подобным частичным и показным инициативам оказывается активное лоббистское сопротивление, в том числе со стороны представителей нынешних властей. В Грузии, на которую так любят ссылаться, в целях дерегуляции полностью ликвидировались коррупционные структуры (те же санэпидемстанции, которые продолжают терроризировать отечественный бизнес, или антимонопольный комитет) и массированно арестовывались коррупционеры, чего вряд ли можно ожидать в нашей стране.
Среди позитивов закона-191 экономисты выделяют отмену обязательного мониторинга и научного сопровождения при получении спецразрешений на пользование недрами. Данная процедура де-факто дублировала работу контрольных органов и стоила до 3 млн грн. Не лишено смысла и обязательное обоснование госорганами целесообразности регуляторных норм, которые иначе будут отменяться (с мерами по предотвращению повторного привнесения отсеченных вариаций).
Однако дело не только в разрешительных процедурах – не зря Р.Соболь отдельно упоминает налоговиков. Предприниматели сетуют, что со сменой власти фискальный пресс не только не ослаб, но и укрепился, тем более что Кабмин вынужден латать дыры кризисного госбюджета всеми доступными способами. Неудивительно, что уже за два месяца 2015 года бюджетные доходы относительно января-февраля-2014 выросли на 21,2%, до 71,5 млрд грн. В частности, сборы НДС с украинских товаров увеличились на 11,8% (на 1,6 млрд грн.), сборы целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности – на 51,1% (плюс 255,7 млн грн.), сборы по изымаемой в госбюджет части чистой прибыли – в 1,9 раза (плюс 194,3 млн грн.) и т.д.
Все это создает иллюзию наполнения бюджета, но на деле прежде всего иллюстрирует максимизацию налогового давления и популизм заявлений о решительной дерегуляции. О ней нельзя говорить, уверен президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, если послабления во многом формальны и компенсируются другими схемами и процедурами. Так, в начале года правительство объявило о сокращении числа основных налогов с 22 до 11, но проблема в том, что база отмененных налогов во многом распределена между оставшимися, сообщает А.Охрименко. К тому же заявленные законодательные новации (и фискальные, и дерегулятивные) чаще всего допускают двусмысленность трактовки и тем самым создают поле для коррупции. Сохранился и авансовый сбор налогов за будущие периоды, хотя чиновники рапортуют о снижении его объемов. На таком фоне у бизнеса нет иллюзий насчет реформ, говорят эксперты.
И резюмируют: скорее всего, новый дерегуляционный закон не приведет к заметному улучшению бизнес-климата, по крайней мере в ближайшие годы. По словам В.Кулика, появление документа связано с тем, что власть вынуждена демонстрировать реформы под давлением ЕС и Запада. Но реальной заинтересованности в принципиальных переменах нет, и это стабильно приводит к формальности и выхолощенности соответствующих законодательных новаций. Это вызывает все больше критики на Западе, который в конечном счете может принудить Киев к действенным реформам, иначе зарубежные партнеры окончательно разочаруются в сегодняшнем руководстве страны и будут искать ему замену.