Международный рынок вооружения отличается высокой температурой – напряженными отношениями между основными компаниями-игроками и даже странами. Ведь на кону стоят большие средства – здесь вращаются деньги, которые можно сравнить с бюджетами отдельных континентов.
Для сравнения: основным игроком на рынке вооружений являются США, которые в 2012 году наторговали на рекордные $70 млрд. На втором месте – Россия, которая в этот же период продала своего оружия на $15,7 млрд. При этом данный показатель оказался на 12% больше от ранее запланированного.
Украина же за 2012 год заработала на продаже вооружений $1,334 млрд. Однако эта цифра, по утверждениям экспертов, собравшихся в четверг в информагентстве Укринформ на круглый стол “Пути развития украинского оборонно-промышленного комплекса в контексте роста международной конкуренции”, может быть как минимум в два раза больше. Тем более что потенциал для этого есть. Однако такие данные Украина демонстрирует несколько лет подряд – а это свидетельствует об отсутствии роста.
Эксперты выделили два основных направления, как можно достичь прогресса. Первый – это усовершенствование уже имеющегося вооружения, а также расширение его номенклатуры.
Одним из самых эффективных путей развития потенциала украинского оборонно-промышленного комплекса специалисты считают тесное сотрудничество ОПК с Министерством обороны. По словам директора Департамента разработки и закупок вооружений и военной техники Минобороны Украины Андрея Артющенко, задачей ОПК любой страны является разработка вооружения как для своей страны, так и на экспорт. При этом в нашем случае новые образцы военной техники должны сначала приниматься на вооружение украинской армии, а затем, экспортный вариант – отправляться на продажу.
“Отрабатывая, допустим, снаряд с кумулятивной головкой наведения, мы должны немедленно в отечественном варианте принять его на вооружение и поставить в украинские бригады, а потом продавать его, в экспортном варианте, всем, кому можем (в рамках законодательства, конечно). Вот это один из путей, как можно развивать оборонно-промышленный комплекс: так будет зарабатывать государство, будут зарабатывать предприятия, будет развиваться наша научная мысль и вооруженные силы”, – убежден он.
Такой механизм будет содействовать также международной торговле вооружением – ведь любой иностранный специалист, покупая вооружение в Украине, задаст вопрос: “А в украинской армии это есть, это вы приняли на вооружение или вы нам что-то суёте?”.
Второе направление – уметь продать то, что есть. Эксперты пришли к выводу, что здесь существуют серьезные проблемы как внутреннего, так и внешнего характера.
Во-первых, это низкое качество информационного сопровождения продажи украинского оружия. По словам представителей Посольства Индонезии, они страдают из-за отсутствия информации от Укрспецэкспорта либо других специализированных органов. А предоставляемая информация является неполной, и её невозможно сверить с другими источниками, кроме официальных.
Лучшей эксперты хотели бы видеть и организацию присутствия Украины на международных выставочных мероприятиях, хотя, конечно, контракты заключаются задолго до их проведения.
Вторая важная проблема для ОПК Украины – это противодействие конкурентов. Кроме традиционного перечня конкурентных преимуществ – качество, цена, гарантийное и постгарантийное обслуживание и т. п., сейчас всё более распространенным способом становится дискредитация своих визави в масс-медиа. И здесь очевидно, что в вопросе информационного обеспечения Украина имеет определенные проблемы.
Так, анализ информационного пространства позволяет утверждать, что украинский ОПК стал мишенью яростной внешней информационной атаки. “Эта атака призвана сформировать в мире негативное отношение к ОПК Украины и государству в целом как ненадежным партнерам и поставщикам некачественной продукции. В дальнейшей перспективе информационная атака, направленная на украинский ОПК, может привести к полному вытеснению украинской продукции из мирового рынка вооружений и сопутствующих товаров”, – утверждает директор Центра общественных исследований “Украинский меридиан” Дмитрий Левусь.
Он выделил два уровня этих атак. С одной стороны, это обычная конкурентная борьба мировых производителей против украинского ОПК как действенного конкурента. С другой – шельмование украинского ОПК становится элементом в информационных войнах, которые происходят на территории Украины и направлены на ограничение украинского суверенитета и формирование Киевом собственного внешнеполитического курса, считает эксперт.
Кроме того, целенаправленные информатаки призваны представить Украину как государство, являющееся спонсором вооруженных конфликтов. “В медиа транслируются две “картинки”: первая – где Украина представляется как страна, поставляющая оружие в зону конфликтов, то есть оружие для убийства. И вторая картинка – это якобы некачественное украинское вооружение, коррумпированность соответствующих органов власти, неэффективность предприятий ОПК и т. п. “,- заявил директор Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик.
По его информации, только за последние несколько месяцев мониторинг обнаружил в СМИ около 40 публикаций негативного характера: сначала они публиковались преимущественно за пределами Украины, а затем перепечатывались украинскими медиа.
С другой стороны, украинская сторона сама активно не отстаивала свои позиции. По его мнению, топ-менеджменту украинских оборонных предприятий необходимо внимательнее относиться к важности информационного сопровождения своей деятельности и его “адекватности тому бизнесу, которым они занимаются” – ведь этот бизнес является бюджетонаполняющим и касается вопросов имиджа Украины за рубежом.
“Украина не может присутствовать в СМИ только как спонсор вооруженных конфликтов, где проливается кровь. Украина должна иметь образ страны, способной изготавливать современное оружие, которое конкурентоспособное и эффективное. А не только появляться в архетипах и образах, изображенных в фильме “Вооруженный барон”, – сказал директор Центра исследования проблем гражданского общества.
Иначе, по мнению директора Центра общественных исследований “Украинский меридиан” Дмитрия Левуся, потери от информационных атак на оборонно-промышленный комплекс Украины приведут к экономическим потерям государства и, как следствие – к обнищанию населения. “Потери в отрасли ОПК будут отражаться во многих сферах жизни: это не только непоступление средств в бюджет, но и невозможность развития и сохранения целых отраслей производства и науки, их деградация, обнищание занятого в производстве населения”, – убежден Левусь.
Подготовил Игорь Соловей.