Доказанные ресурсы нефти в Каспийском море составляют около 10 миллиардов тонн, а общие ресурсы нефти и газоконденсата оцениваются почти в 20 миллиардов тонн. Как разделить между пятью государствами эти скрытые под морским дном богатства, вопрос, в условиях не определенности статуса Каспия, который прикаспийские страны не могут решить уже более 20 лет…
Факты
Каспийское море — самое большое на Земле бессточное озеро, расположенное на стыке Европы и Азии, называемое морем из-за того, что его ложе сложено земной корой океанического типа. Площадь Каспийского моря в настоящее время — примерно 371 000 км?, максимальная глубина — 1025 м.
Оно омывает берега пяти прибрежных государств:
- • России (Дагестана, Калмыкии и Астраханской области) — на западе и северо-западе;
- • Казахстана — на севере, северо-востоке и востоке;
- • Туркмении — на юго-востоке;
- • Ирана — на юге;
- • Азербайджана — на юго-западе.
Доказанные ресурсы нефти в Каспийском море составляют около 10 миллиардов тонн, а общие ресурсы нефти и газоконденсата оцениваются в 18—20 миллиардов тонн, что, по мнению экспертов, составляет порядка 15-30% мировых запасов.
Я себя не обделил?
Основная проблема Каспийского моря и разделения его шельфа, то, что Каспий представляет собой закрытый внутриконтинентальный водоем, не имеющий естественного соединения с Мировым океаном. Соответственно, к нему не могут быть применены нормы и понятия международного морского права (в частности, положения Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года).
Переговоры по определению правового статуса Каспия начались в 1992 году, но прийти к общему соглашению прикаспийским странам не удалось до сих пор. Изначально настаивающая на неделимости моря, Россия, поняв всю бесперспективность данного шага и побоявшись остаться в одиночестве, сегодня настаивает на принципе – делим дно, а море общее. Для раздела дна предлагая по Каспийскому морю провести с севера на юг срединную линию и продолжить до нее сухопутные границы государств, примыкающих к морю. Но Иран, в случае раздела по срединной линии получает лишь 14% шельфа, при этом самые бедные на природные ресурсы. Не удивительно, что он хотел бы поделить море, включая все его запасы нефти и газа, «по-братски» – каждому по 20%. Как отмечают некоторые эксперты, твердость иранской позиции связана еще и с тем, что внутреннее законодательством страны запрещает иранским руководителям заключать новые соглашения, заведомо ухудшающие его международное положение или наносящие ущерб экономическому или политическому потенциалу. Но проблема не только в Иране, разделению шельфа так же мешают разногласия между Туркменистаном и Азербайджаном по вопросам добычи нефти на месторождениях Чираг и Азери.
Видя, что прийти к согласию не удается, в 2002 году РФ предложила заключать договоры попарно, с соседями. Россия и Казахстан стали первыми прикаспийскими государствами, которые полностью урегулировали вопросы разделения морского дна, что, несомненно, способствовало региональной стабильности и инвестиционной привлекательности их каспийских нефтяных проектов. В 2002 года аналогичный договор был подписан также между Россией и Азербайджаном. А в конце 2010 года между Азербайджаном и Ираном.
В ноябре 2010 г., как писали российские СМИ, саммит прикаспийских государств завершился неожиданным прорывом – лидеры якобы договорились о подписании в 2012 году Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Но на дворе уже 2013, а Конвенция до сих пор так и не подписана. 23-24 апреля 2013 года в Тегеране состоялось уже 32-е очередной заседание Специальной рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских государств. Как отмечает Российский МИД, в ходе заседания, прошедшего в дружественной и конструктивной обстановке, главы делегаций представили позиции своих стран по основным элементам правового статуса Каспия и различным аспектам сотрудничества на море. По некоторым положениям проекта Конвенции стороны внесли новые предложения и компромиссные формулировки. Особо была отмечена важность скорейшего выполнения решений Третьего каспийского саммита и подчеркнули необходимость сохранения темпа переговоров в целях активизации согласования проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Но, читая между строк, не сложно понять, что все снова остались при своем и к разделу Каспия еще «как до Киева рачки».
Кроме того, решению спорных вопросов по Каспию мешают еще и политические факторы. Например, Казахстан обладает наиболее ощутимыми запасами нефти среди прикаспийских государств и по внешним признакам является наиболее надежным партнером РФ. Но не все так просто. Главный маршрут транспортировки казахской нефти проходит по российской территории. Данная ситуация Казахстан немножко не устраивает, так как там понимают, что Россия в зависимости от своих интересов может в одностороннем порядке регулировать объемы перекачиваемой по своей территории нефти. А в условиях, когда Казахстан является конкурентом России на мировых энергетических рынках, даже несмотря на вхождение стран в Таможенный Союз, указанный рычаг давления может активно применяться. Понимая это, Астана стремилась диверсифицировать маршруты экспортных поставок нефти.
Азербайджан, проводя активную внешнюю политику, также использует свои возможности для транспортировки каспийской нефти в обход России. В этом, но уже относительно транспортировки газ, заинтересован и Туркменистан.
Список государств, заинтересованных в развитии энергетических и транспортных проектов в Каспийском регионе в обход России, можно расширить за счет государств, преимущественно ориентированных на извлечение дивидендов из транспортировки каспийских энергоресурсов по своей территории. Речь идет о Грузии, Украине, а также о ряде стран Центральной и Восточной Европы, входящих сегодня в ЕС. Не следует упускать из виду и интересы США. Важнейшее место в стратегии штатов в Каспийском регионе занимает создание разветвленной архитектуры трубопроводов. Причем новые маршруты в идеале не должны проходить по российской и иранской территориям.
Поэтому, учитывая усиления роли РФ в данном регионе и противодействие этому фактору со стороны практически всех прикаспийских государств и других заинтересованных стран, надеяться, что Каспийский вопрос будет разрешен в ближайшее время, особо, не приходится. Но, не смотря на все противоречия и не определенность статуса, освоение каспийского шельфа и его природных ресурсов набирает обороты.
Врез
В настоящее время в акватории Каспийском море наиболее крупными проектами по добыче углеводородов, по данным «ROGTEC Magazine», являются:
- • месторождения Азери-Чираг-Гюнешли(азербайджанский сектор),
- • месторождение Шах-Дениз (Азербайджан),
- • Северо-Каспийский проект (Казахстан),
- • месторождения российского Северного блока ( «ЛУКОЙЛ»),
- • месторождение Челекен (туркменский сектор),
- • месторождения блока 1 (Туркменистан).
В то же время в 2009-2011 годах на Каспии по причине не подтверждения запасов приостановлены или закрыты проекты:
- • Инам (Азербайджан),
- • Яламо-Самур (Азербайджан),
- • Тюб-Караган (Казахстан),
- • Аташ (Казахстан),
- • Курмангазы (Казахстан).
Существует еще одна группа проектов, работа над которыми только началась в 2010-2011 годах. Это месторождения Умид и Апшерон в Азербайджане, лицензионные участки Абай, Исатай, Шагала и Дархан в Казахстане, блок 21 в Туркменистане и блок Тюлений в России.
Экспертами прогнозируется, что в казахстанском секторе Каспийского моря объем добычи к 2020 году будет равен 55 – 75 млн т нефти.В азербайджанском секторе Каспийского моря объем добычи нефти и конденсата в 2020 году достигнет уровня в 49 -51 млн т в год, а газа — 24 млрд куб. м в год. В российском секторе Каспийского моря к 2020 году будет добываться до 20 млн т нефти и конденсата и до 25 млрд куб. м газа. В туркменском секторе Каспийского моря к 2020 году объем добычи нефти достигнет 23 млн т, а газа – 22 млрд куб. м в год.