Китай играет все более заметную роль на планете. Если еще лет 30 назад он стабильно воспринимался как младший партнер, который «учился жить» и у СССР, и у Запада, то сейчас этот статус кардинально изменился. КНР вошла в мировой «топ» и по политическому, и по экономическому влиянию. Во-первых, это вторая экономика мира, объем которой в 2012 г. превысил $7,3 трлн. Во-вторых, страна давно уже лидирует по населению, которое превысило 1,3 млрд чел.
От предыстории до перспектив
Уточним, с 1980-х годов ВВП КНР рос ежегодно в среднем на 15%; к концу 1990-х темпы роста замедлились до уровня в 7-8%, но со вступлением в ВТО снова активизировались за счет притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и расширения экспорта. В 2013 г., по экспертным оценкам, прирост может составить около 7,5%. А это означает динамичное расширение внутренних рынков: по объему товарного импорта ($1817 млрд в 2012) Поднебесная также уступает только США. В целом в 2012 г. на нее пришлось 40% роста мировой экономики, а авторынок страны стал крупнейшим в мире по продажам новых автомобилей.
Неудивительно, что предприятия Украины уже давно работают в Китае. Так, в І полугодии 2013 г. он увеличился на 60,7% до $1394 млн. В свою очередь, китайский импорт повысился на 19% почти до $4 млрд, это в первую очередь электрические машины (28,6% в стоимостной структуре). По результатам года товарооборот с Пекином явно превысит $10 млрд (в 2012 – около $9,6 млрд). Аналитики считают перспективным экспорт в Китай химической продукции (масел, смазочных материалов, удобрений, химдобавок и др.), а также биотехнологических продуктов и технологий для фармацевтической, парфюмерной, пищевой промышленности, АПК. Это технологии рекультивации, биодеструкции отходов и извлечения полезного сырья, методы и оборудование биоочистки воды и воздуха. Также вспомним и об экспорте различной техники, включая военную – судов, самолетов, современных боеприпасов и др. И, конечно, для такой густонаселенной страны перспективны поставки продовольствия; в последние 10 лет отечественный продовольственный экспорт в КНР рос темпами по 25% «годовых», отмечает экономист Виталий Мельничук.
В то же время в 2012 г. с КНР подписан протокол о кредите на $3 млрд для развития украинского агропроизводства, и средства уже поступают. А уже в октябре глава Минагрополитики Николай Присяжнюк заявил о привлечении нового займа Поднебесной на ту же сумму – для восстановления систем орошения. По словам министра, Кабмин ведет переговоры о кредите с китайским «Эксимбанком», и они вышли на финишную прямую; половина средств будет предоставлена деньгами, еще половина – оборудованием. Условия кредита такие же, как и в 2012 г.: 6,5% годовых с учетом обслуживания и страхования, 5-летние каникулы выплаты процентов, возвращение тела кредита в течение 10 лет. Присяжнюк заверяет, что $3 млрд хватит для восстановления оросительных систем на 1,2-1,4 млн га сельскохозяйственных земель. В целом уже в ближайшие годы прямые капиталовложения Китая в АПК Украины могут достигнуть $10 млрд.
В отраслевом разрезе
На таком фоне в сентябре состоялся официальный визит в Пекин делегации Кабмина во главе с первым вице-премьером Сергеем Арбузовым. На встрече шла речь о расширении финансирования отечественного аграрного сектора, портовой инфраструктуры, о промышленном сотрудничестве (в частности, в самолетостроении и космической отрасли).
По итогам визита Арбузов сообщил о том, что с привлечением средств КНР будет развиваться и выращивание культур, и их экспорт, «а это также касается и портов. Сегодня у нас нет возможности экспортировать все, что хотелось бы. Тем не менее, экспорт на китайском направлении растет, и мы постепенно выравниваем сальдо двусторонней торговли. Если будут реализованы проекты в ключевых отраслях взаимодействия, то сальдо будет сведено к нулю. Стратегические направления совместной работы – это АПК, авиапром, космос, наука, культура, медицина. Все это мы обсуждали в ходе визита». А на декабрь готовится приезд Президента Виктора Януковича, который называет КНР стратегическим партнером, перспективным для интенсивного взаимодействия в инвестиционной, энергетической, аграрной и других областях взаимного интереса.
По этому поводу профессор международной экономики Гарвардского университета Дуайт Перкинс уже успел заметить: экономическое сотрудничество между 2-мя странами может развиваться достаточно быстро, т.к. получило политическую поддержку на высшем уровне. По мнению специалиста, «китайцам важно понять, что именно может им предложить Украина, а для этого официальный визит полезен. Это и хороший сигнал для бизнеса. Притом Поднебесная входит в ВТО, а значит, для развития торговли не нужно менять множество правил. Вы можете рассчитывать на большие объемы ПИИ из Китая, ведь в последнее время законодательство там реформируется так, чтобы упростить капиталовложения за рубежом. При этом возможен приход капитала КНР в украинские компании по добыче промышленного сырья, в котором все более нуждаются китайские потребители. Вообще, у экспорта в Поднебесную огромные перспективы», тем более что в стране быстро растет средний класс, традиционно важный для уровня внутреннего спроса.
Солидарен с Перкинсом и эксперт Фонда Карнеги (США) Джон Холден, который полагает, что большие выгоды от развития сотрудничества может получить АПК Украины: Пекин нуждается в агропродуктах и продовольствии и притом стремится диверсифицировать источники их импорта. Присяжнюк подтверждает: с начала года экспорт сельхозпродукции в Поднебесную вырос в 4 раза и расширится до конца года еще больше за счет кукурузы. Кроме того, с 2014 г. планируется начать поставки сои и ячменя, а в перспективе ? пшеницы, рапса. «Так Китай станет одним из главных покупателей нашего зерна. В прошлом году взаимная торговля товарами АПК составила $270 млн, а в І полугодии 2013 – уже $380 млн. Подчеркну, в ходе сентябрьского правительственного визита парафированы фитосанитарные протоколы на экспорт сои и ячменя. КНР собирает немало зерновых, но их недостаточно для покрытия внутреннего спроса, который постоянно растет. Поэтому в ближайшее время страна начнет конкурировать по объемам закупки отечественного зерна с Ближним Востоком и Персидским заливом, а также Евросоюзом, и со временем станет его ведущим покупателем», – отмечает министр.
Что же до китайского бизнеса на украинской земле, то экономист и политолог Виталий Кулик напоминает: СП на внутреннем рынке создаются и работают уже много лет – достаточно вспомнить сборку популярных моделей авто или планы по организации совместного выпуска на Донбассе современных материалов (огнеупоров) для металлургии. Что касается инфраструктуры, то, кроме морпортов, уже не первый год прорабатываются совместные планы строительства и реконструкции автодорог, мостов. Так, весной компания China National Machinery Industry Complete Engineering выиграла конкурс на строительство ж/д ветки до столичного аэропорта «Борисполь», стоимость проекта – порядка 3 млрд грн. Если же говорить об авиации, то в ближайшие 20 лет КНР понадобится более 5300 новых лайнеров, и здесь может быть вполне успешной линейка моделей «Антонова», от Ан-148/158 до Ан-140.
Наконец, благодаря сентябрьскому официальному визиту вскоре заработает подписанное ранее соглашение о валютном свопе, вследствие чего между государствами станут возможны взаимные расчеты в национальных валютах – гривне и юане – без участия доллара. Своп рассчитан на 3 года и на 15 млрд юаней (около $2,36 млрд), он сократит значение доллара США в финсистеме Украины и тем самым поспособствует ее стабильности, включая обменные курсы гривны.
Важная диверсификация
Кулик уверен, что все это позволяет Киеву дифференцировать векторы внешнеэкономического сотрудничества на фоне по-прежнему непростой обстановки в глобальной экономике. «А это важный плюс, который дает возможность разложить риски по разным «корзинам». Мы не должны выбирать только между ЕС и Кремлем. Да, неизменное стратегическое направление – это евроинтеграция, да, Таможенный союз тоже остается принципиально важным партнером. Но это не весь набор векторов диалога, и чем шире поле выбора, тем лучше, в т.ч. и для отношений с Москвой и Брюсселем. Тем более что Пекин – не просто альтернатива, но и важная мировая сила, которая через 15-20 лет обгонит Вашингтон по объемам ВВП», – говорит аналитик.
Холден согласен, что отечественная экономика получает хорошие возможности для диверсификации рынков сбыта. А это прежде всего позволит меньше зависеть от России и СНГ, уточняет специалист, «причем с Поднебесной работать вам будет проще, чем с этими традиционными партнерами». По оценке президента Центра рыночных реформ Владимира Ланового, это связано и с конкретными обновленческими проектами: например, одна из крупных инвестпрограмм с Китаем, которая уже готова к реализации, – это перевод ТЭС на угольное топливо. Эффектом должна стать экономия 6 млрд м3/год природного газа, цены на который для нашей страны остаются запредельно высокими.
Эксперт акцентирует, что влияние КНР на международной арене несравнимо сильнее, чем у РФ, «последняя не может противостоять китайской экспансии даже на своей собственной территории, не говоря уж о внешних рынках. Пекин заинтересован в продвижении в СНГ, это нормальное желание, которое он реально способен воплощать – в отличие от Кремля. И это намного более сильный союзник. Со своей стороны, у нас потенциально емкий рынок сбыта, плюс богатая сырьевая и индустриальная база с квалифицированной рабочей силой».
Использование данных факторов позволяет Поднебесной укреплять свои позиции одновременно в Европе и СНГ, в т.ч. создавая или покупая предприятия, которые получат хороший шанс для модернизации. Будет продолжение и у политики СП, украинские участники которых смогут продвигаться на внешние рынки с использованием возможностей партнеров из Китая. В этом поможет начавшийся переход Украины на евростандарты в производстве и качестве продукции – который бонусно усилит ее привлекательность и на рынке самой КНР, и вообще в Азии и «третьем мире», где можно будет продвигаться совместными усилиями. В обозримой перспективе развивающиеся рынки продолжат активный рост, и эффективное продвижение на них совместно с китайцами более чем полезно отечественной экономике.
А значит, сближение с Пекином нам нужно и выгодно. Одновременно с интеграцией в Евросоюз мы можем и будем развивать сотрудничество с одной из крупнейших мировых экономик, что уже начинает приносить нашей стране свои плоды в виде роста экспорта и привлечения инвестиций. И уже в ближайшие годы на нашей земле может появиться целый ряд украино-китайских СП, которые будут не только предлагать нам качественный современный товар, но и продвигать его на внешних рынках – усиливая тем самым национальный экспортный потенциал и, в конечном счете, благосостояние граждан.
Андрей Боярунец,
По материалам «ForUm»