Ее годы для некоторой племен стали эпохой развития
Дэвид Уилкинз
Я не экономист, область моих исследований – политика, юриспруденция и история, однако сегодня драматическое состояние коренных народов Северной Америки и всего мира вследствие экономического кризиса, заставляет бить тревогу и думать о возможных мерах по исправлению ситуации.
Современная депрессия разразилась в самый неподходящий исторический момент, характеризующийся критическим состоянием окружающей среды. Глобальное потепление, подъем уровня мирового океана, исчезновение биологических видов, тотальное загрязнение окружающей среды… Большинство этих явлений порождено действиями людей, основанными на специфической идеологии, отношении к жизни, определенной экономической системе, ценностях, в течение многих поколений бывших подчеркнуто «антропоцентричными», отрицающими единство человека с другими существами на планете.
Исторически коренные народы во всем мире создавали духовные, политические, экономические и социальные системы, уважающие личную и коллективную автономию, помогающие человеку «уживаться» с окружающей средой.
Агрессивное европейское и евро-американское влияние трансформировало коренные народы Старого и Нового Света во всех аспектах их бытия. Систематически предпринимаемые действия, направленные на экономическое инкорпорирование индейцев и их хозяйственного уклада в мировую капиталистическую систему, не прошли даром.
К моменту катастрофы фондовых рынков в октябре 1929 года большинство общин коренных народов Северной Америки уже в течение нескольких десятилетий находилось в жесткой экономической зависимости от белого населения. Касаясь их жизненного уровня, двухлетнее федеральное исследование индейских общин Meriam Report констатирует в 1928 году: «Подавляющее большинство индейцев живет в бедности, если не в нищете».
Однако, как это ни странно, но в течение следующего десятилетия Великой Депрессии индейские общины Соединенных Штатов завидными темпами «выздоравливали» от первоначального разрушительного шока. Непонятным образом индейцы, традиционно объект пристального внимания исследователей, в течение Великой Депрессии словно выпали из их поля зрения. В этот период жизнь коренных народов Америки изучалась слабо, однако разрозненные данные говорят о том, что именно годы Депрессии для коренных народов североамериканского континента стали важной эпохой развития.
В 1939 году Джон Коллиер (John Collier), комиссионер по делам индейцев, пишет в своем годовом отчете о крайней бедности большинства коренных общин, одновременно с этим отмечая некоторой улучшение их экономической ситуации в течение самого глубокого кризиса ХХ столетия. Безусловно, некоторые племена в 1930-х годах пережили тяжелейшие времена. Например, народ навахо, фактически оставшийся без работы вследствие кризиса скотоводства и обрушения цен на его продукты, смог вернуться к стабильной экономической деятельности только спустя три десятилетия. Но в жизни многих других племен Великая Депрессия сыграла совсем иную роль.
Некоторые из них частично восстановили контроль над своими землями, ранее принадлежавшими белыми фермерами или арендованными ими.
Кроме того, Великая Депрессия пошатнула, во всяком случае, на некоторое время, всеобщую веру в безграничный прогресс и индивидуализм как главные черты американского стиля жизни и американского народа.
Образ жизни индейцев, продолжавших жить общинами в своих исторических «ареалах», создавал устойчивую социальную альтернативу образу жизни белой Америки.
Наконец, стимулирующие меры правительства, помогавшие индейцам трудоустроиться в качестве дорожных рабочих, строителей линий связи, лесных пожарных, и созданный в 1934 году Кредитный Фонд для инвестирования в животноводство, рыболовство, туризм, коллективные молочные хозяйства и хозяйства по производству сена, создали большое количество рабочих мест, что положительно отразилось на многих резервациях. Профессор Байрон Нелсон (Byron Nelson), исследующий жизнь племени пхьюа в Калифорнии заключает, что к концу 1930-х годов этот народ стал «относительно состоятельным и политически автономным».
Сегодня необходимо провести глубокое исследование материала, относящегося к жизни каждого племени в течение Великой Депрессии. Безусловно, каждый экономический спад имеет свои индивидуальные черты. Нынешний кризис в целом не станет таким травматичным, как кризис 1929-39 годов, да и коренные народы экономически уже не те, какими были 80 лет назад. Владение игорным бизнесом [индейцами – перев.], развитое гражданское общество, эффективные институты самоуправления существенно изменили экономический и политический ландшафт.
Выделенные в качестве помощи племенным правительствам 5,2 млрд. долларов должны существенно помочь коренным народам пережить кризис. Однако не менее важным мне представляется сегодня изучение лидерами племен опыта своих старейшин, которые помнят времена Великой Депрессии. Артур Шлезингер писал: «История для нации это все равно что память для индивида. Потерявшие память люди теряют ориентацию и не представляют, куда и откуда они идут. Так и нация, отказавшаяся от своего прошлого, не может найти себя в настоящем и не представляет своего будущего».
Перевод Станислава Варыханова
https://www.socialistinfo.ru/apriori/226.html
(David E. Wilkins), Indian Country Today, США
Indian Country Today – журнал о жизни коренных народов США
https://www.indiancountrytoday.com/opinion/41822447.html