Женщины не только присоединяются к протестам против диктаторов, они – в центре развертывающихся социальных перемен.
Среди наиболее распространенных на Западе стереотипов о мусульманских странах превалируют те, которые касаются мусульманских женщин: «с глазами преданной лани». Они скрытные, и покорные, экзотически молчаливые, призрачные обитательницы гаремов, которые замкнулись в рамках жестких гендерных ролей. Так где же были эти женщины в Тунисе и Египте?
В обеих странах, протестующие женщины совсем не соответствовали западному стереотипу: они были на передовой и в центре, в новостных сюжетах, в обсуждениях на Facebook, и даже в руководстве восстанием. На площади Тахрир в Египте, женщины-добровольцы, некоторые в сопровождении детей, стабильно работали на поддержку протестов – помагали с безопасностью, связью и приютами.
Гражданские репортеры – а практически каждый с мобильным телефоном мог стать таким – отмечали, что количество женщин среди протестантов соответствовало демографическим показателям. Многие носили платки и другие признаки принадлежности к религиозным консерваторам, в то время как другие наслаждались свободой, чтобы поцеловать друга или выкурить сигарету в общественном месте.
Поддержка, лидеры
Но женщины не были исключительно в роли группы поддержки, в роли которых их привыкли видеть со времен протестных движений 1960-х годов и до недавних студенческих беспорядков в Соединенном Королевстве. Египетские женщины также принимали участие в разработке стратегии и освещении событий. Блоггеры, такие как Лейла Захра Мортада, не взирая на серьезную опасность, продолжали информировать мир о ежедневных событиях на площади Тахрир и в других странах.
Роль женщин в великих потрясениях на Ближнем Востоке была крайне мало проанализирована. Женщины в Египте не только “присоединились к” протестам – они были ведущей силой культурной эволюции, которая сделала протесты неизбежными. И то, что верно для Египта,- правда, в большей и меньшей степени,- для всего арабского мира. Когда женщины меняются, все меняется – и женщины в мусульманском мире меняются радикально.
Наибольший сдвиг – образовательный. Два поколения назад университетское образование получало незначительное меньшинство из дочерей элиты. Сегодня женщины составляют более половины студентов египетских университетов. Они готовы использовать власть таким образом, как их бабушки едва ли могли себе представить: издавая газеты – как это сделала Сана Эль Сейф , несмотря на приказ правительства о прекращении деятельности; проводя кампании за получение мест в студенческом руководстве; собирая средства для студенческих организаций, а также принимая участие в заседаниях .
Действительно, значительное меньшинство молодых женщин в Египте и других арабских странах прошли свое становление в годы, когда критиковалось совместное с юношами образование, и даже публично преподающие в классе мужчины- профессоры. Гораздо легче тиранизировать население, когда половина населения плохо образована и мало обучена, более покорна. Но, как Запад должен знать из собственного исторического опыта, когда вы воспитываете женщин, демократическая агитация приводит к массового культурного сдвига, который следует за ней.
Природа социальных медиа тоже помогла превратить женщин в лидеров протеста. Получивших лидерские навыки не более чем десятилетие назад, я знаю, как трудно заставить этих женщин встать и вступить в иерархические организационные структуры. Кроме того, женщины, как правило, хотят избегать номинального статуса, ввиду того, что традиционно образом обычного протестанта в прошлом был, почти всегда без вариантов, отчаянный парень с мегафоном.
Проекция власти
В таких условиях женщины часто уклоняются от руководящей роли. Но социальные медиа, посредством самой природы этой технологии, изменили то, что сегодня выглядит и воспринимается как лидерство. Facebook отображает то, как многие женщины меняют социальную реальность, где связи между людьми так же важны, как руководство или контроль, если не больше.
Вы можете стать мощным лидером, например, только путем создания через Facebook действительно великих “нас” (женщин). Или вы можете оставаться концептуально на тех же позициях, как и все остальные на странице – вы не должны отстаивать свое доминирующее положение или власть. Структура интерфейса Facebook делает то, что не смогли обеспечить институции под шквалом огня – несмотря на 30 лет феминистского давления – контекст, в котором способность женщин к выковыванию мощных “нас” и участие в руководстве может способствовать делу свободы и справедливости во всем мире.
Конечно, Facebook не может уменьшить риски протеста. Но, случись насильственные действия в ближайшем будущем на Ближнем Востоке, это могло бы стать историческим свидетельством о том, что, участие образованных женщин в движениях за свободу показывает то, что государствам, которые хотели бы сохранить в этом регионе правление “сильной руки”, пришел конец.
Когда во Франции началась революция 1789 года, Мэри Уолстонкрафт пишет свой манифест за освобождение женщин. После этого, образованные женщины в Америке помогали бороться за отмену рабства, они же поставили на повестку дня избирательное право для женщин. После того как в 1960-х годах они сказали о том, что “положение женщин в движении есть подчиненное”, это привело к “второй волне” феминизма – движения, рожденного женскими новыми навыками и старыми разочарованиями.
Снова и снова, как только женщины боролись в других боях за свободу своего времени, они переходили к защите своих прав. И, поскольку феминизм есть просто логическим продолжением демократии, деспоты Ближнего Востока сталкиваются с ситуацией, в которой будет практически невозможно заставить этих разбуженных женщин остановиться в их борьбе за свободу – свою и своих общин.
В Тунисе и на площади Тахрир женщины были на передовой и в центре организации и управления протеста, требуя социальных перемен. [GALLO/GETTY]
Перевод: ПолитКом.орг.юа
Источник: Аль-Джазира