додому Стратегія ВРЕМЯ АВАНЕСЯНА: КАК ФИЛОСОФ ИЗ БУДУЩЕГО ПРЕДЛАГАЕТ ПОНИМАТЬ НАСТОЯЩЕЕ

ВРЕМЯ АВАНЕСЯНА: КАК ФИЛОСОФ ИЗ БУДУЩЕГО ПРЕДЛАГАЕТ ПОНИМАТЬ НАСТОЯЩЕЕ

101
Академической карьере берлинский философ Армен Аванесян предпочитает разработку альтернативных моделей будущего, журналист Григор Атанесян поговорил с Арменом Аванесяном о настоящем, будущем и работой философа над проектом «Генеральная репетиция».

«Генеральная репетиция» — взгляд за кулисы, намек на то, как фонд собирается экспериментировать с собственным пространством.

Отсюда название — репетиция; это прогон, предпоказ, товарищеский матч. Проект разделен на три части — три акта. Первый — переложение чеховской «Чайки» для комнат с арт-объектами — прошёл в 2018 году. Премьера второго акта, озаглавленного «Метафизика из будущего», прошла в том же году. Его куратор — философ Армен Аванесян, работающий в Берлине австриец армянского происхождения («наполовину — австрийская ирония, наполовину — армянская меланхолия», как он сам расшифровывает свой генетический код). Манифест дизайна, который создаёт новые идеи, позволяет увидеть общество с неожиданной стороны и предлагает проекты его радикального переустройства (Отрывок из книги Энтони Данна и Фионы Рэби «Спекулятивный мир»).

Философия Аванесяна в основном лежит в русле спекулятивного реализма и акселерационизма — наверное, самых цельных школ современной западной мысли после упадка постмодернизма. Но больше всего его занимает будущее. По Аванесяну, о будущем недостаточно фантазировать — над ним нужно работать.

Эта тема проходит лейтмотивом через его книги, лекции, статьи, фильмы, а также выставки, которые Армен курирует. 

Именно поиск альтернативных моделей будущего поставил Аванесяна за рамки традиционных институций. С дипломом по философии и ученой степенью по литературе, он преподавал в Австрии, Германии и Соединенных Штатах, где в разное время читал лекции в Колумбийском и Йельском университетах. Его философские и искусствоведческие трактаты издаются на двух языках и продаются в магазинах при главных музеях мира.

Однажды, в рамках Берлинской биеннале, Армен основал спецслужбу нового типа — просвещенную версию ЦРУ на службе добра. Одним словом, его резюме и масштаб работ легко конвертируются в успешную академическую карьеру. Но 45-летний философ предпочитает производить смыслы для будущего.

«Я стараюсь избегать ловушки институций и плачу за это определенную цену: у меня нет ни постоянный работы, ни регулярного источника дохода, — говорит Армен. — Я надеюсь, что вскоре это изменится. А пока что я могу экспериментировать на периферии традиционных институций. Или в рамках институций, которые приходят им на смену, например V-A-C».

Написать сценарий для «Генеральной репетиции» Аванесяну в начале этого года предложил Франческо Манакорда, художественный директор фонда. Философ сразу согласился, но предупредил, что не успеет за полгода сочинить пьесу с нуля. Вместо этого он предложил адаптировать книгу, над рукописью которой он работал в тот момент, — трактат о метафизике будущего. (Армен, впрочем, адаптации предпочитает другую формулировку — он называет эту работу «категоризацией» или «сюжетизацией» книги.)

Луиз Буржуа «Ребенок»

Как же разрабатывается альтернативное будущее? Вместо ответа Аванесян предлагает план действий.

«Для начала следует использовать разные инструменты. И перестать думать о мире, как о настоящем. Правильнее думать о мире, как о чем-то, исходящем из прошлого — или грядущем на нас из будущего».

Новая темпоральность — одно из главных понятий философии Аванесяна, которое определяется через «пре-феномены»: иначе говоря, навязчивое желание общества позднего капитализма оберегать своих граждан от всех опасностей будущего. (Стоит вспомнить, что с этой идеей соотносится критика «логики отложенного соблазна» Александра Секацкого).

«Превентивная война, превентивная правоохранительная деятельность, превентивная личность — все эти феномены показывают нам, что наше настоящее управляется из будущего, — объясняет философ. Так куда же от этого деться?

— Недостаточно просто собраться компанией умных людей. Необходимо менять платформу. Посмотрите на Кремниевую долину — там не пытаются изобретать будущее. Там изобретают платформы, события, институции и архитектуры, в которых затем создается наше будущее».

«Неслучайно я часто оказываюсь там, где очертания еще размыты, а структура не сформирована», — замечает Армен. «Новая норма», постдипломная программа Института Стрелка, стала дня него одной из таких экспериментальных площадок. Аванесян — приглашенный преподаватель программы, которая концептуализирует себя как трехлетний экспериментальный исследовательский think-tank.

Для австрийца «Стрелка — хороший пример того, как теоретики и практики встречаются, чтобы переизобрести академические или полуакадемические структуры». В рамках последнего визита вместо чтения лекций он предложил студентам ответить на вопрос, какую роль играет теория в жизни. «Я провел рефлексивный эксперимент. Для меня процесс преподавания — не рассказ о разнообразных «измах». Я стараюсь понять, что интересно студентам, а затем помочь им развить этот интерес и показать, сколько теорий уже существует в выбранной области».

Теория — давнее увлечение Аванесяна; теперь в моде.

«Внезапно всем вокруг интересна теория. Прежде всего в арт-среде, но также в дизайне и архитектуре. И я нахожу себя в самом центре этого интереса».

Философ подчеркивает, что новообретенное внимание к теории заставляет переосмыслить ее роль — она больше не служит объяснением или руководством к произведениями искусства. «Теория — не противоположность практики и не метадискурс. Художникам нужно все меньше объяснений их работ, им интереснее понять, что значит эффективность в искусстве. Кроме того, любая практика имеет теоретическое измерение».

Армен уверен — чтобы понять теорию, необходимо изучать ее производство. «Я стараюсь понять, как художники передают и распространяют свои знания и изображения». Этот процесс привел его из искусства в кино, а из кино к написанию трактатов и работе в театре. «В области театра мне интереснее всего изучать драматические элементы, которые заметны во всякой теории».

Он объясняет, что театрализация — неотъемлемая часть теоретического знания, ведь оно передается посредством занятий в аудиториях, физических пространствах с собственными законами и условностями. «Это то, чему я научился от архитекторов и художников — окружение и обстановка формируют результат. Содержание не существует вне контекста, в котором оно произведено».

Сотрудничество с V-A-C для Аванесяна — очередной эксперимент по совмещению теории и практики. «Чем бы мы ни занимались, мы имеем дело с метафизикой. Вопрос только в том, что эта за метафизика — осознанная или нет, реалистическая или оторванная от реальности и идеологическая». Философ надеется, что его собственная метафизика — из числа реалистических, и рано или поздно существующие институции преодолеют консерватизм и откроются для его экспериментов.

На «Гене­ральной репетиции» хотят ввести временное измерение в сам процесс представления искусства в музее. Потом выяснить, возможен ли проект, который, подобно живому организму, посто­янно видоизменяется. Заимствуя структуру театральной постановки в трех актах, участники пробуют понять, как визуальное искусство может взаимодействовать с другими дисциплинами, их форма­том и традицией, чтобы поспевать за постоянно меняющимся потоком жизни.

Интервью проводил журналист Григор Атанесян.

Источник: Strelka

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я