додому Топ Новини Виталий КУЛИК: “Косвенные эксплуататоры” (Почти марксистсккий анализ)

Виталий КУЛИК: “Косвенные эксплуататоры” (Почти марксистсккий анализ)

205

6Киев.  5.01.2015 (Виталий КУЛИК,  ПолитКом). Положение “косвенных эксплуататоров” всегда занимали государственные чиновники, полицейские, армейские офицеры, депутаты. Не являясь капиталистами, они получали жалование, позволявшее им вести образ жизни буржуа.

Карл Маркс выделял эту группу как особую, называя их непроизводительными работниками. Здесь важно понимать, что непроизводительность определяется не тем, трудится ли представитель какой-либо профессии или ведет праздный образ жизни, а тем, чем для капиталиста является его труд. Так, в случае промышленных рабочих, уборщиков, учителей или врачей частных клиник, основная функция этих работников состоит в том, чтобы вкладывать свой труд в производство продукта, который будет продан по стоимости, превышающей стоимость вложенной в его изготовление рабочей силы.

Что касается чиновников, они необходимы олигархам или капиталу для поддержания системы господства. Они выполняют функцию капиталистов по организации общественного производства в интересах капитала. Здесь важным моментом является то, что отношения между этими служащими и владельцами средств производства не вполне капиталистические. Это не отношения между трудом и капиталом, т.к. их главным моментом является не создание прибавочной стоимости, а поддержание системы. Соответственно, зарплата таких служащих не связана с минимумом, необходимым для поддержания жизни и воспроизводства, как происходит в случае рабочих.

Мы же с вами понимаем, что большая часть чиновников не живет на свою зарплату, получая “ренту” за свою должность.

Критерий производительности/непроизводительности работника связан ни с чем иным, как с производством прибавочной стоимости. А понятие “прибавочная стоимость” имеет смысл только тогда, когда имеет место “необходимый труд”, т.е. труд, производящий эквивалент минимально необходимых средств для поддержания жизни и воспроизводства рабочего. Таковы господствующие отношения между трудом и капиталом при капитализме, таковы капиталистические отношения.

В Украине насчитывается по меньшей мере 257 тыс. государственных служащих (или около 0,91% от общей численности трудоспособного населения нашей страны) и еще 90 тыс. в органах местного самоуправления. Теперь, взяв в руки обычный калькулятор, нетрудно подсчитать: в 1991 году на 1000 человек приходилось 1,5 чиновника, нынче – 7,3. То есть количество госслужащих в Украине увеличилось примерно в пять раз. И это несмотря на прошедшую приватизацию, выведшую из под государственного влияния огромное количество промышленных, финансовых и агрообъектов.

Несомненно, что (кроме госслужащих, попадающих под действие Закона Украины “О государственной службе”) работающими на государство (в первую очередь, судя по тому, что они имеют примерно аналогичный с госслужащими уровень социальной и правовой защиты, а также пенсионного обеспечения) наше государство считает также:

– “людей в погонах” (т.е., имеющих военные или специальные звания), которые проходят службу в силовых структурах – МО, МВД, СБУ, Службе внешней разведки, Администрации госпогранслужбы – точное общее количество таких служащих Госкомстат, не называет, однако (судя по информации СМИ) их количество составляет около 900 000 человек!!!!;

– работников фискальных органов – 45 тысяч 534 человека;

– работников органов Гостаможслужбы – 17 тысяч 50 человек.

Оставим “за скобками” существующие юридические отличия в правовом статусе указанных выше четырёх групп лиц. Если сложить приведенные выше четыре группы цифр, то получится, что общее количество людей, которых государство Украина считает работающими на государство составляет 4,5% от общего количества трудоспособного населения Украины.

Однако при анализе этой прослойки необходимо учитывать тот факт, что она также неоднородна и сегментирована. Можно выделить незначительную, но достаточно активную группу чиновников высшего и среднего звена, а также офицерский и руководящий состав силовых и фискальных структур, которые имеют не только высокий социальный статус и обслуживают государственный аппарат, но и связанны с разного рода коррупционными схемами.

В то же время, в Украине существует значительная часть служащих, которая не имея возможности участвовать в коррупционных схемах, по своим доходом может быть приравнена к наемным рабочим. Эта мелкая бюрократия относится к государству как к своему работодателю. Иными словами – предъявляет претензии в сфере социальной защиты, льгот, обеспечение набора социальных прав и т.п.

Теперь вопросы: а нужно ли нам такая прорва “государевых людей”? Нужно ли в условиях инновационного госуправления такое количество госслужащих? Может добрую их половину может заменить электронный ресурс, а содержать милицию вообще скоро потеряет смысл, потому, что ее функции уже более эффективно выполняют территориальные самообороны, избираемые участковые и добровольческие батальоны?

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я