В своей первой колонке я задавался вопросом: «Что сегодня для человека на постсоветском пространстве может выступать в качестве системы предельных мотиваций и высшей легитимации?» Этот вопрос важен потому, что на постсоветском пространстве анализ и отношение к политическим проектам зачастую сводятся к двум формам: развенчание (критический подход с переходом в уничижение) или одобрение.
В то же время востребованность общностью, потенциал социальной мобилизации и возможность разворачивать управляемые (и не очень) конфликтные ситуации с помощью инструментария проекта — все это часто остается вне поля зрения. Т. е. принципы работы самой технологии политического проектирования и условные вопросы «почему люди что-то делают и поступают так, а не иначе?» остаются без ответа. А анализ попыток объединить разрозненное множество в единую систему, часто приводит к построению виртуальной реальности только на себе и основанной.
Современная политика на постсоветском пространстве отражает не понятные и осязаемые интересы общества, а внезапные взрывные настроения отдельных групп, которыми, к сожалению, легко манипулировать. Задача донести всем по максимуму о принципах и целях происходящих преобразований, а также минимизировать манипуляции и опасения граждан — сверхзадача, что это не повод от нее отказываться.
Так вот, если вам кажется, что система окружающих процессов существует — это значит лишь то, что она есть у вас в голове. Вы смогли охватить небольшие, иногда бессвязные, фрагменты реальности и путём создания шаблонов и регламентов немного упорядочить доступное знание. Знание о мире у каждого разное и, следовательно, фрагментированость понимания, а следовательно, и предугадывания последствия, тоже различается и то, что вам кажется стройным и регламентированным, для остальных людей таковым вовсе может не быть.
Наверняка все знают историю «лошадь сдохла, слезь». Но мы ее немного модернизируем для иллюстрации фрагментарности конструирования реальности. Вернемся во времена, когда лошадь еще не сдохла, она работает каждый день и выполняет свои задачи.
Но, время неумолимо и во-первых, вокруг работы лошади сформировалась определенная общность зависимых от нее людей, во-вторых, время ведет к научному прогрессу и появляется трактор, а с ним и возможность перейти от социальной роли конюха, к роли тракториста, а там и до председателя колхоза рукой подать. Денег у вас на трактор конечно же нет, но модернизировать свою деятельность хочется, кормить новых людей чем-то надо, да и совершенно глупо не быть причастному к последним достижениям разума.
Но что же делать? Как заставить лошадь работать быстрее? И вы вспоминаете о гепарде, вы слышали о нем на канале Дискавери, либо на одном из немногих уроков, которые не прогуляли в школе. Вот бы у лошади были такие быстрые лапы. И вы покупаете лапы гепарда, денег не много и хватает только на две.
Казалось бы, вы должны понимать, что лошади нельзя пришить лапы гепарда, чтобы она быстрее бегала. А если пришить она сдохнет от сепсиса, но этот фрагмент реальности был утерян, либо изначально не был вами воспринят. К тому же есть масса курсов по мотивации, да и просто «цитат великих людей»: «Лучший способ найти границы возможного — пересечь их и вступить на территорию невозможного».
И вот в вашей голове уже витает мысль: «А что, если все до меня пришивали лапы неправильно?» А ведь правда, знание о мире расширилось, технологии развивались, быть может, лошадь с новыми лапами и вправду побежит быстрее.
Была не была — отрезаете здоровые лапы лошади и пришиваете вместо них лапы гепарда. И тут для вас начинаются новости: лапы гепарда короче, чем у лошади и она заваливается на бок. Что же делать? Лапы гепарда дорогие, а лошадь уже в принципе не жалко — укорачиваете оставшиеся две лапы лошади.
К этому моменту лошадь, конечно, уже мертва. И для вас случается экзистенциальный вызов — лошадь основа вашей экономической модели, кто же будет обрабатывать землю и всех кормить? Первым делом вы выпускаете статью в сельской газете «Успехи нашей лошади», где последовательно расписываете как новые лапы ускорили и улучшили процесс обработки земли, а сама лошадь стала куда более привлекательна для инвесторов.
Но что делать, чтобы правда о лошади не вскрылась? Вы вспоминаете как несколько лет назад отдыхали в Белизе и отняли паспорт у местного бродяги, вдруг пригодится. И вот уже уважаемый инвестор из Белиза интересуется уникальной лошадью с лапами гепарда. Вполне возможно вы бы вышли на биржу, собственно, именно так вы людям вокруг и говорите, но местность, где вы живете недостаточно модернизирована, и с этим надо немного подождать. Потенциал старта на бирже очень высокий в обозримой перспективе, но могут помешать враги.
Чтобы лошадь могла себя защитить ей нужно пришить голову медведя и крылья орлана. Самой лошади уже все равно, а ваши позиции в рейтинге обороноспособности вырастут в несколько раз. Сказано — сделано, теперь у лошади не только лапы гепарда, но и крылья орлана и голова медведя. Враги, чувствуя сокрушительное поражение, боятся нападать.
Самое время выпустить новую статья о том насколько привлекательнее стал инвестиционный климат, как вы сдерживаете орды врагов и как весь мир восхищается мужеством лошади и ее владельца.
После этого в общности начнется дискуссия, подтянутся те, кто за инвестиции и те кто «при дедах инвестиций не было», а в клубе проходят первые дебаты, где делегаты доказывают свою причастность к созданию супер модернизированной лошади, аналогов которой нет. И совершенно не важно, что живой лошадь уже давно никто не видел — это и не удивительно, ее модернизация добавила ей функций, теперь она не только обрабатывает землю, но и защищает от врагов, где же тут найти время на встречи.
В основе этой системы: Вы — желающий получить новую социальную роль, сельская газета, бомж из Белиза и мертвая лошадь, остатки которой уже доедают в овраге на окраине колхоза, а также масса необдуманных, ненужных и губительных действий.
В общности вы пре непременно получите статус охранителя лошади, ее спокойствия и благополучия. Со временем статус и авторитет лошади вырастет настолько, что вам будет необходимо говорить от ее имени, а ваша персональная легитимность как лидера будет зависеть от попадания в «заветы» лошади.
Если работоспособность конструкции удастся сохранять довольно долго, а это точно удастся – вокруг поддержания статуса лошади будет создана целая экосистема, то люди, видевшие и помнящие живую лошадь, умрут от старости, а в коллективной памяти останется представление о «великом человеке, сотворившем невероятное».
Картина “Ассамблея” Татьяны Остапенко (2019; источник).
Источник: Koine