додому Стратегія Польский взгляд: аннексия Крыма и европейская безопасность

Польский взгляд: аннексия Крыма и европейская безопасность

323
Михал КОЗАК (Michal KOZAK), президент польско-украинского Фонда Свободы и Развития

Варшава, 19 ноября 2015 года (BSNews, Михал КОЗАК). 1. Ситуация, сложившаяся сегодня в регионе Черного моря и в Крыму, имеет за собой несколько факторов дестабилизации – как внешнего, так и внутреннего характера. Это политика России, политика Евросоюза (а точнее, её отсутствие), политика Германии и Франции, а также действия украинской власти.

Очевидным фактором дестабилизации является политика путинской России, некоторые называют её неоимперской, я не боюсь назвать её прямо неонацистской. Неонацистской, между прочим, из-за того, чего часто не видят или не хотят видеть на Западе, – идеологической базы политики Кремля – убеждения о том, что русский мир это воплощение самого лучшего в истории человечества прям до теории высшей расы – россиян – настоящих Арийцев.

Здесь стоит хотя бы напомнить высказывания председателя комитета по образованию Государственной Думы России – Вячеслава Никонова:

«У нашего Отечества великое прошлое. Ветвь арийского племени спустилась с Карпатских гор, мирно заселила Великую Русскую равнину, Сибирь, самую холодную часть планеты, дошла до Тихого океана, основала Форт Росс, впитала в себя соки богатейших культур Византии, Европы, Азии, проложила дорогу в космос… Если мы разделим все человечество на три группы: 1) основателей культуры, 2) носителей культуры и 3) разрушителей культуры, то представителями первых двух групп будут, пожалуй, только одни арийцы. Именно арийцы создали, так сказать, фундамент и стены всех человеческих творений. Другие народы наложили свой отпечаток только на внешнюю форму и окраску».

Ничего не напоминает? Нет, это не Гитлер, это председатель комитета Государственной Думы России.

Толерантность Запада по отношению к российской неоимперско-нацистской идеологии и политике привела к ситуации в молдовском Приднестровье, войны в Грузии в 2008 г., агрессии против Украины с аннексией Крыма и войной на Донбассе, и к ситуации в Черноморском регионе, в общем.

При этом – политика Путина и России, хотя сегодня многие политики Евросоюза делают вид пораженных её мнимой неожиданностью, была очевидной и вполне предсказуемой, просто их действия игнорировались.

Здесь стоит напомнить слова покойного президента Польши Леха Качинского, высказанные им в Тбилиси летом 2008 г. по поводу необходимости единого фронта против российской политики агрессии: «Сегодня Грузия, завтра Украина, послезавтра возможно Польша».

Но вместо решительной и последовательной реакции Запада на агрессию России мы получили безграмотную политику «рэсэта» в исполнении американской администрации Барака Обамы, поддержку Западом пророссийского Виктора Януковича в Украине как «фактора стабилизации», немецкое и французское предпочтение бизнесов с Россией вместо принципов, на которых основан послевоенный лад в Европе и сам Евросоюз.

На протяжении нескольких лет Запад шаг за шагом убеждал Путина во вседозволенности. Эффектом этой политики Запада являются трагедия крымскотатарского народа, который сегодня находится на грани геноцида, десятки тысяч трупов на Донбассе и тысячи детей, которые сегодня оплакивают своих отцов.

За эти страдания, кровь и слёзы татары и украинцы вполне сегодня вправе сказать огромное «спасибо» США, Евросоюзу и лично Ангеле Меркель и Франсуа Олланду.

  1. Политика ожидания, что вот наконец-то придут большие, умные дяди и порешают все проблемы, как показала жизнь, – ошибочна.

Ошибочна, во-первых, из-за того, что эти большие дяди не так уже умные, как им самим кажется, и как иногда кажется тем, кто на них смотрят. Во-вторых, потому, что эти дяди, раз уже начнут заниматься вопросами, будут решать их не так, как бы этого хотелось тем, кто ждал их решения, а так, как этим дядям выгодно.

Сегодня мы имеем ситуацию полной сдачи Евросоюзом своих позиций. Вместо Евросоюза с его принципами, в созданный его уходом вакуум входят отдельные страны Запада, которые интересы жителей региона используют как разменную монету в своих отношениях с Россией.

Четким тому доказательством является ситуация с Украиной, Крымом и Донбассом и так называемыми «нормандским форматом» и «минскими соглашениями» навязанными Украине, на самом деле напоминающая сейчас ситуацию изнасилованной и ограбленной девушки, которая обратилась за помощью в полицейский участок. Но вместо уполномоченного полицейского к ней выходит какой-то человек, который, как оказывается, вообще-то давным-давно дружит с насильником, и начинает делать вид, что наводит справедливость. В итоге вместо наказания насильника-грабителя этот горе-полицейский требует от девушки, чтобы оставила грабителю свой мобильный и была довольна тем, что разрешают ей оставить себе сим-картку, забыла про требование наказания за изнасилование, и еще в знак примирения поцеловала насильника в щечку, потому что уже октоберфест начинается и горе-полицейскому хочется пить пиво и праздновать вместе с его другом насильником.

Вместо того, чтобы дождаться наведения порядка жертва слышит: «Девушка, ну и чего вам надо? Ну, изнасиловал вас, и что? В жизни такое бывает. Идите домой, сделайте себе нормальный макияж, а то все лицо в слезах, чернила размазаны, смотреть противно, и не мешайте уже…»

Надо четко и ясно сказать, что подход к агрессии России в Украине, презентованный Германией и Францией, которые  по приглашению агрессора Путина фактически захватили себе полномочия Евросоюза, это прямая угроза стабильности и безопасности в Европе. Здесь не может быть никаких вопросов, это недопустимо.

Абсолютно недопустимыми являются требования, как со стороны агрессора – России, так и со стороны подыгрывающих ему представителей Германии и Франции, касающиеся внесения указанных ими изменений в конституцию и законодательство Украины.

Интересно – согласилось бы правительство Франции на требования каких-то внешних игроков закрепления на законодательном – конституционном уровне специального статуса южных регионов страны или определённых районов Парижа? Или правительство Германии – на создание Народной Республики Кройзберга в Берлине?  Понятно, что нет. Но каким-то чудесным образом представители обоих этих государств считают оправданным свое требования внесения изменений в конституцию и законы Украины.

Право решать, каким должен быть конституционный строй Украины, принадлежит исключительно народу Украины. Здесь нет места внешним игроком.

Тем более недопустимым есть требование, чтобы Украина фактически отказалась от требования освобождения Крыма, довольствуясь, как это не так давно сказала Ангела Меркель, «суверенитетом без Крыма».

  1. В этой непростой ситуации необходимым есть восстановление, а если быть честным – фактически, создание с нуля в рамках Евросоюза – центра региональной стабильности, понимающего ситуацию балтийско-черноморском в регионе и непосредственно от неё зависимого.

То, как будет выглядеть регион и как будет развиваться сотрудничество в нем, должны решать страны региона, а не как это имеет место сегодня, – за их спиной кто-то другой, на кого та или другая ситуация в регионе не влияет непосредственно.

Здесь стоит обратить внимание на предложение польского президента Анджея Дуды по поводу балтийско-черноморского регионального сотрудничества.

Отвечая на вопросы сегодняшнего дня, мы фактически ведем дискуссию «с вчера», пытаемся исправить вчерашние ошибки, создавшие эти проблемы, с которыми боремся сегодня. Для того, что бы реально поменять ситуацию, несмотря на существующие проблемы, уже сегодня нужно создавать условия для сотрудничества завтра и в дальнейшем будущем.

Главное в новой региональной политике сотрудничества – отойти от постоянно всплывающего вопроса «кто сверху?» и перейти к вопросу «какие взаимные выгоды участники политики сотрудничества могут от неё получить?». Почему отойти? Потому что соревнование по поводу реального или мнимого лидерства не приводит к реальным переменам – реальные перемены в виде конкретных успешно реализованных совместных взаимовыгодных проектов и в итоге стабильности, благополучия и безопасности в регионе – это эффект тяжелой работы, а не гонки за регалиями и властной атрибутикой.

  1. Регион Черного моря, когда на него смотрят из Брюсселя, является какой-то периферией Европы – а зря.

Если посмотрим на геополитическую карту, то увидим, что Черное море – это фактически внутреннее море Евросоюза и стран, связанных с ним договорами об ассоциации, или, как Турция, ожидающих вступления в ЕС. Соответственно, отношение к региону должно быть не как к непонятной и на самом деле никому не нужной периферии, а как к полноценному региону Европы.

Огромные ожидания и надежды по поводу урегулирования ситуации в Черноморском регионе возлагаются на Брюссель и Евросоюз. Если честно, я бы не ожидал никакого прорыва, если не будет в этом направлении самостоятельных шагов со стороны стран региона – членов Евросоюза вместе со странами, ассоциированными с ЕС.

Что уже имеем?

Балтийско-черноморский регион, это треть членов Евросоюза. На данный момент мы имеем движение в направлении сотрудничества в сфере безопасности со стороны балтийских стран и Швеции, возрождается работа Вышеградской Четверки – Словакии, Чехии, Венгрии, Польши. С учетом возможной активизации Румынии и Болгарии это дает 10 из 28 стран Евросоюза.

Болгария – 7,25 млн жителей, 17 мест в Европарламенте.

Венгрия – 9,9 млн, 21 место.

Эстония – 1,3 млн, 6 мест.

Латвия – 2 млн, 8 мест.

Литва – 2,9 млн, 11 мест.

Польша – 38,5 млн, 51 место.

Румыния – 19,9 млн, 32 места.

Словакия – 5,4 млн, 13 мест.

Швеция – 9,6 млн, 20 мест.

Чехия – 10,5 млн жителей, 21 место в Европарламенте

Итого 107 млн из 507 млн жителей и 200 из 751 места в Европарламенте, 1500 из 4500 тысяч квадратных километров территории Евросоюза.

К тому же – 75 млн жителей Турции, 46 млн Украины, 9,5 млн Азербайджана, 4,5 млн Грузии, 3,6 млн Молдовы, 3 млн Армении – итого 141,6 млн.

Это огромная сила, если будем выступать вместе. Это реальная сила, которая может заставить Евросоюз перестать считать Черноморский регион периферией и отдавать его будущее в руки игроков, для которых это просто разменная монета в торгах с Россией.  Когда мы разъединены, с нами никто не будет считаться, никто наши интересы не будет учитывать. Но у нас огромный созидательный потенциал.

Но чтобы что-то реальное из этого получилось, нужно сотрудничество, основанное не на страхе перед Россией, а на совместных ценностях и долгосрочных интересах партнёров.

Это могут быть крупные проекты, например, в сфере энергетики. Они красивые, здесь много мероприятий, большие деньги, но лично я считаю самой эффективной ситуацию, когда сотрудничество начинается снизу и проявляет себя в сотнях и тысячах небольших проектов, так экономического, как и социального характера.

Очевидно, что предложение регионального сотрудничества не может распространяться на российского агрессора. Россия поставила себя за рамки европейского общества точно так, как восемьдесят лет тому назад за эти рамки ставила себя нацистская Германия, и учитывая настроения самих жителей этой страны, нужно признать, что сделала она это на очень-очень долго.

Просто вместо иллюзий надо принять правду – России и россиянам с европейскими ценностями не по пути. Смотря на историю этой страны, видно, что никогда ей с ними по пути не было, и на данный момент нет никаких предпосылок, что когда-то будет.

России нет места в политике регионального сотрудничества не по поводу того, что кто-то её боится, или кто-то её недолюбливает, а из-за того, что ценности, которые являются общими для стран региона – мирное сотрудничество и взаимовыгодное развитие в условиях демократии, – это для неё понятия и ценности чужие.

  1. Перед европейскими институтами сейчас огромный вопрос – как поддержать украинский народ в борьбе за демократическую, современную страну и в борьбе с российской агрессией. Как помочь ему восстановить территориальную интегральность, деоккупировать Крым и преобразовать феодально-олигархическую политично-экономическую систему страны.

Очень часто,  когда идет речь о поддержке Евросоюзом стран региона, сразу начинается разговор о необходимости макроэкономической поддержки. Но это, как минимум по отношению к Украине, неправильный путь. Я бы вообще говорил о необходимости прекращения какой-нибудь финансовой поддержки украинского бюджета. И это из очень простой причины – эти деньги никак не улучшат ситуацию, можно даже сказать – они её только сделают хуже, помогая отдалять конец феодально-олигархической системы.

Еще во время президентства Виктора Януковича известный экономист Андерс Аслунд заявлял, что масштаб воровства бюджетных средств в Украине – это примерно 10 миллиардов долларов ежегодно. Весной в этом году Микаэль Саакашвили утверждал, что в прошлом году украдено порядка 7 миллиардов долларов. В прошлом году организации украинских волонтеров, снабжающих армию, информировали о том, что в структурах министерства обороны разворовывается до 70 процентов бюджетных средств. По официальной информации премьер- министра Украины Арсения Яценюка, затраты на армию в этом году достигли 90 миллиардов гривен – порядка 4 миллиардов долларов. Достаточно посмотреть отчеты украинских депутатов и волонтеров за последние месяцы, чтобы понять, что большинство из этой суммы, как в прошлом году, разворовано.

Почти каждый день всплывают новые информации  о причастности президента Украины, премьер-министра Украины, министров, депутатов к разворовыванию и отмыванию очередных миллионов долларов и евро.

На самом деле под покровом российской агрессии вместо изменений феодально-олигархической системы происходит её укрепление и одновременно политическая расправа с теми, кто требуют реальных перемен. Количество политзаключенных противников украинской олигархии уже давно, по информациям правозащитных организаций, превысило количество узников режима Януковича.

Что мы видим? То, что даже в ситуации экономической катастрофы и войны Украина не нуждалась бы в масштабной макроэкономической поддержке, если бы не гигантского масштаба воровство, которое совершает команда Петра Порошенко – Арсения Яценюка.

Украинская власть требует денег, которых, как говорят, катастрофично не хватает, но в личной жизни и личных бизнесах представители этой власти, как ни странно во время кризиса, войны и экономической катастрофы, с деньгами больших проблем не имеют. Достаточно вспомнить скорость, с которой президент-олигарх Порошенко увеличивает свои доходы.

Вместо реформ, которые приближали бы Украину в сторону европейских стандартов, имеем поражающее своими масштабами воровство, все больше и больше раскрученную правящей командой олигарха Петра Порошенко волну преследований тех, кто требуют реальных перемен и выступают против реставрации олигархическо-феодальной системы.

Именно поэтому нужен новый подход к поддержке Украины. А основным требованием относительно украинской власти должно стать: хватит воровать!

Здесь нет места на закрывание глаз на преступления только из-за того, что кому-то показалось, что тот, кто их совершает, это лучший выбор. С видимым эффектом мы это проходили с Виктором Януковичем и людьми его режима. И плоды тогдашнего закрывания глаз на воровство и коррупцию Европа и Украина пожинает сегодня.

Здесь нужно подчеркнуть, что огромной проблемой является дестабилизирующая политика украинской власти по отношению к оккупированному Крыму – это фактически поддержка российской оккупации – через поставки электроэнергии по цене ниже закупочной – в итоге происходит здесь не просто поддержка, но прямо спонсорство оккупации, совершенное Киевом.

Это непонятная идея так называемой свободной экономической зоны «Крым». Это не включение в украинский санкционный список главных российских банков из санкционного списка США. Это контрабандные поставки кондитерской продукции из российского завода украинского президента в оккупированный Крым и Донбасс. Примеры можно перечислять бесконечно.

При этом нужно понимать, что Евросоюз – это не Россия Путина. Что вмешательство во внутренние процессы суверенных государств – это не дело ни соседей, ни Евросоюза. Но с другой стороны, не могут они не реагировать на процессы, которые вызывают тревогу.

Правильной в этой ситуации кажется политика, которую можно назвать «ноль толерантности для феодально-олигархической системы и одновременно максимальная и всесторонняя помощь для граждан, которые хотят менять свою страну».

Поэтому одновременно с жесткой позицией относительно украинской власти необходимо реально поддерживать украинский лагерь перемен – общественников, которые на местах делают не так называемые реформы олигархично-феодальной системы, которые, на мой взгляд, по определению невозможны, а реально строят с нуля систему эффективную и современную.

При в разы меньших затратах, чем миллиарды евро макроэкономической поддержки, умело спрятанные в карманах украинских политиков и чиновников, получится куда лучший эффект.

Но, к сожалению, навязанные Украине так называемые «минские соглашения» могут сильно усложнить этот процесс.

Одним из основных элементов сотрудничества с Евросоюзом должно быть максимально свободное передвижение жителей региона, способствующее обмену идей, опыта, налаживанию контактов и развитию экономических связи. Но, к сожалению, по отношению к Украине надо высказать большие сомнения по этому вопросу. И дело совсем или не только в проблемах Украины с реализацией «дорожной карты», а в политике Германии и Франции, которая все усилия Украины в этом плане сводит на ноль.

Требование амнистирования членов пророссийских бандформирований Донбасса, о чем представители этих двух стран молчат, закрывает перед Украиной возможность получения безвизового режима с ЕС.

На месте украинцев я бы не ожидал, что парламенты стран Евросоюза ратифицируют соглашение, благодаря которому бандиты, которые сегодня насилуют, грабят, убивают, отрезают руки пленным украинским солдатам, у которых увидели патриотичные татуировки, кастрируют пленных, разрезают животы политических оппонентов, убивают священников религиозных конфессий других, чем московская ветвь православной церкви, смогут как граждане Украины в какой-то момент без никакого фактически контроля заезжать в любую страну Европы.

А это не выдуманные истории – это жуткая реальность Донбасса.

Утверждения украинской власти, что те, кто совершали эти преступления, не будут амнистированы, можно отложить в сторону. Никто не сможет провести полноценное уголовное расследование конкретных дел, да и еще согласно «минским соглашениям» должны их вести псевдопрокуроры, а судить псевдосудьи, избранные из числа пророссийских бандитов.

От редакции: BSNews предлагает вниманию читателей тезисы выступления польского эксперта и журналиста Михала Козака на экспертном форуме «Крым в контексте безопасности Черноморского региона: проблемы и перспективы», который прошел в Стамбуле 03 – 04 ноября 2015 г. Подчеркнем, это выступление состоялось 4 ноября – до парижских терактов… Поскольку выступление состоялось и получено нами на русском языке, редакция сочла важным сохранить особенности авторского стиля.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я