додому ПОЛІТИКА Обама среди диктаторов (“The Wall Street Journal”, США)

Обама среди диктаторов (“The Wall Street Journal”, США)

100

Дэниэл Хеннинджер

Знаменитая фотография широко улыбающегося Барака Обамы, пожимающего руку счастливого Уго Чавеса напомнила мне о визите филиппинского диктатора Фердинанда Маркоса в офис газеты Wall Street Journal, расположенный в нижнем Манхэттене.

Сопровождение Маркоса вылилось из лифтов потоком, который включал в себя не только полный кабинет министров диктатора, но и съемочные группы филиппинского телевидения, с камерами наперевес и включенными софитами. Некоторые редакторы быстро поняли, что за игра тут ведется, и быстро растворились в углах комнаты. Другие велели операторам выключить камеры.


Они передавали на Филиппины изображения Маркоса в компании символов Америки – банкиров, журналистов, политиков. Пропаганда. Маркос сигнализировал оппозиции: Смотрите, американцы со мной, а не с вами. В 1986 году эта оппозиция победила Маркоса во время ‘желтой революции’ Кори Акино (Cory Aquino).

Уго Чавес – это мелкий диктатор, испортивший венесуэльскую демократию. Обычно, в таких обстоятельствах, американский президент продемонстрировал бы сдержанность. Странно разгоряченный г-н Обама не сделал этого, и эта картина разошлась по всему миру.

Будучи на этой неделе в Нью-Йорке, я спросил у бывшего восточноевропейского диссидента, сидевшего при коммунистах в тюрьме: ‘Если бы вы сидели сейчас в камере на Кубе, в Иране или Сирии и увидели бы эту фотографию улыбающегося американского президента, пожимающего руку улыбающемуся Уго Чавесу, что бы вы подумали?’

Он ответил: ‘Я бы подумал, что я проигрываю.’

Оптимистический взгляд на попытки администрации Обамы повернуться лицом к Чавесу, братьям Кастро, Ирану и другим будет такой: Лучше бы это сработало. Потому что, если это не сработает, множество людей, потративших годы на оппозицию этим режимам, – и сейчас находящихся в бегах или в тюрьмах в Иране, Сирии, Венесуэле, Китае, России, Бирме, Ливии, Египте, Судане, Зимбабве, Узбекистане и на Кубе – очень сильно пострадают. Оппозиция в Северной Корее невидима.

Помимо физического контроля над населением, наибольшей проблемой для диктаторов – которые в основном являются самовлюбленными маньяками – является поддержание законности своей власти, которая по определению все время находится на грани фола. Возможно, что для г-на Обамы и его сотрудников это была лишь возможность для фотографии. Для г-на Чавеса момент был бесценен. Просто быть увиденным или сфотографированным в присутствии цивилизованного общества – на саммитах, переговорах, во время государственных визитов – дарит диктатору новые полномочия и приводит в уныние его оппозицию.

Спустя несколько дней после Саммита Америк бывший кандидат в президенты Венесуэла Мануэл Розалес (Manuel Rosales) подал формальную заявку на [политическое] убежище в Перу, опасаясь судебного процесса, обвиняющего его в коррупции.

Когда Барак Обама был кандидатом в президенты, основным пунктом его внешней политики, помимо вывода войск из Ирака, было согласие ‘разговаривать с нашими врагами’, особенно с Ираном и Сирией. Интеллектуальным объяснением этой политики, насколько можно разобраться, является утверждение, что, так как Джордж У. Буш не соглашался на прямые переговоры с лидерами этих режимов, и что, так как все, что делал Джордж У. Буш, было неверным, изменение этой политики принесет плоды.

Иран только что приговорил ирано-американскую журналистку Роксану Сабери (Roxana Saberi) к восьми годам тюремного заключения. Главный демократический диссидент Сирии Риад Сеиф (Riad Seif) провел последний год в тюрьме Адра, и, по сообщениям, умирает от рака предстательной железы. Сирийский ‘президент’ Башар Ассад (Bashar Assad) не позволяет ему выехать из страны на лечение.

На Кубе д-р Оскар Элиас Бискет (Oscar Elias Biscet) отбывает 25-летний тюремный срок. В Китае никто не знает о местопребывании Лю Сяобо (Liu Xiaobo), соавтора новой петиции в защиту демократии, подписи под которой собираются в Интернете. Его жена написала г-ну Обаме с просьбой о помощи. Десятки тысяч граждан Северной Кореи прячутся в Китае.

Люди Обамы, похоже, верят, что разговор между двумя лидерами является прямой дорогой к движению вперед. Почему они так думают? Они говорят, что Рональд Рейган в Рейкьявике договорился о ядерных арсеналах. Но почти все желанные изменения режимов в наше время – советский коммунизм, Южная Африка, Филиппины – стали результатом движения снизу, при котором Запад защищал и поддерживал людей, находящихся в оппозиции к диктаторам.

Источником этого движения стала Хельсинская договоренность, подписанная в 1975 году и ратифицировавшая законность самоопределения. У этого либерального изменения не было более решительного сторонника, чем президент Американской федерации труда и Конгресса промышленных организаций Лейна Керкленда (Lane Kirkland). Где сейчас люди, подобные ему, в Демократической партии или ее объединениях? Где сейчас левые блоггеры, когда их поддержка нужна демократическим узникам Кубы, Ирана и Сирии? Они разглагольствуют о ‘военных преступниках’ режима Буша.

Еще рано судить внешнюю политику Обамы. Они говорят правильные вещи по поводу политических прав. Но за пределами ‘разговора с нашими врагами’ не видно никакой согласованной стратегии. Что мы видим на сегодняшний день? Уго Чавес улыбается. Его коллеги-тюремщики по всему миру улыбаются. Похоже, в дураках остался кто-то еще.

https://www.inosmi.ru/translation/248700.html

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я