додому Поточні новини Московская периферия: бедность, телевизор, осёдлость

Московская периферия: бедность, телевизор, осёдлость

87

В 2013 году в рамках Московского урбанистического форума было выпущено исследование «Археология периферии». Москвичи с окраин представляют собой бедноватых людей (самые зажиточные из них – чиновники среднего уровня), редко покидающие свой район, главный досуг для них – телевизор. Самая же отсталая их часть – молодые женщины.

Авторы исследования периферией Москвы называют районы, лежащие между Третьим транспортным кольцом и МКАД. На этой территории проживают до 80% москвичей, именно они – и есть то ядро («неподвижное ядро», как называют его социологи) города, его «человеческий капитал». Социологи опрашивали периферийных москвичей на десятки тем, и вот какой получился облик этих горожан (мы публикуем эту часть книги с сокращениями).

Кто такой периферийный москвич

Наиболее значительная категория жителей (более четверти от их общего числа) трудится в качестве специалистов (со специальным образованием). Среди мужчин старше 40 их доля достигает 45%. Чуть менее четверти всего населения составляют пенсионеры. Служащие без специального образования — это одна пятая населения. Рабочие — одна десятая, при этом женщин до 40 лет на рабочих должностях — 22%. Управленцы составляют менее 6% взрослого населения, но среди женщин до 40 лет их доля — почти 10%.

Примечательно, что вообще все предприниматели этого пояса Москвы — моложе 40 лет. Наш опрос не мог захватить крупных предпринимателей, как и крупных начальников (они редко ходят по улицам и почти всегда живут в центре Москвы). Но если говорить о мелких и средних чиновниках и бизнесменах, то в московском населении в целом бюрократов в два раза больше, чем капиталистов. Среди зажиточного населения чиновников втрое больше, чем предпринимателей.

Доля зажиточных составляет всего около 8%, почти половина московских жителей живёт в положении ограниченного достатка. Остальные — жители со скромными возможностями. Говорить о наличии значительного «среднего класса» на московской периферии не приходится.

Доходы от сдачи квартир внаём достигают 5% у более зажиточных — им есть что сдавать и это их делает ещё богаче. Большинство (77%) москвичей живут на зарплату: среди мужчин старше 40 лет этот показатель достигает 95%, около трети живут на пенсию — собственную или члена своей семьи (о таком существовании сообщают, ни много ни мало 38% женщин).

Зажиточные москвичи в 9 случаях из 10 имеют достаток от зарплаты, и эта зарплата, если она высокая — тоже зарплата руководителей, чиновников.

Отметим прежде всего очень высокий уровень автомобилизации. Даже среди семей незажиточных 37% располагают какой-то машиной. В этом сегменте сконцентрирован парк не новых и просто старых отечественных автомобилей. Но второго автомобиля там нет ни у кого. Среди более зажиточных семей одним автомобилем располагают 63%, вторым и более — 17%. Две и более квартир имеют 13% мужчин моложе 40 лет — вдвое больше, чем у женщин их возраста и почти вдвое больше, чем у мужчин старше 40 лет. Среди коренных москвичей вторую квартиру имеет примерно каждый десятый, среди «некоренных» москвичей — в полтора раза меньше. Незажиточное население тоже в какой-то мере (5%) владеет таким ресурсом.

Весьма интересна картина владения загородным жильём, недвижимостью вне Москвы. Наиболее распространённый вид загородных владений — домик на садовом участке. Он имеется у 38% более зажиточных и 22% менее зажиточных москвичей. Дом в деревне, наоборот, чаще имеется у более бедных (16%).

Коттеджи, загородные дома имеются у примерно 8% опрошенных. (Ещё раз напомним, что наиболее богатые москвичи, во -первых, реже всего живут в изучаемых районах, во -вторых, те, из них, кто там живут, скорее всего не охвачены опросом).

О реальном уровне пользования автомобилем (которые, напомним, имеются у более трети периферийных москвичей) говорит такой факт. В момент опроса около 60% москвичей, прибывших в другой район, приехали на метро, ещё 22% на автобусе. 15% прибыли на личном автомобиле.

Самоощущение периферийных москвичей

Настроение плохое (напряжение, раздражение, страх, тоска) испытывают женщины чаще, чем мужчины. Более всего им охвачены женщины до 40 лет из числа гостей (34%). В этой же категории, но среди жительниц района таких 28%. Среди старших женщин — жительниц района с таким настроением 23%, среди старших женщин гостей — больше, а именно 27%.

Мужчины в целом настроены более оптимистично. Сохраняется закономерность, что более молодые чаще испытывают негативные переживания, нежели более пожилые. Мужчины до 40 среди жителей района в 12 случаях из 100 испытывают описываемые отрицательные переживания, а мужчины старше 40 — в 10 случаях. Среди более молодых мужчин из числа гостей жалуются на депрессию 20%, а среди старших — вдвое реже.

Среди жителей района уроженцы Москвы меньше жалуются, чем некогда приехавшие из других мест (17% против 25%). Среди гостей района москвичи жалуются реже собственно приезжих: (20% к 28%). Наконец, видна явная связь настроений и материального положения людей. Среди жителей района менее зажиточные жалуются чаще (23%), более зажиточные — реже (15%). Среди гостей различия еще резче (32% и 16%).

Досуг периферийных москвичей

Компьютер (интернет) не взял на себя роль основного вида досуга. Те, кто меньше посещают учреждения культуры, в свою очередь меньше потребляют интернет-информацию или используют для развлечения компьютер.

Молодые женщины в 10 раз чаще молодых мужчин объявляют, что не пользуются компьютером вообще. Материально-недостаточные говорят, что не пользуются компьютером, в 4 раза чаще, чем более зажиточные.

Роль культурного очага для массовых категорий населения московской периферии играет телевидение. Об антагонизме интернета и телевидения сказано немало. Мы можем показать это на таких примерах. Молодые женщины, как сказано выше, в разы чаще мужчин не пользуются компьютером. Но у них же в два с половиной раза ниже чем у мужчин доля не пользующихся телевидением. Интернетом больше пользуются богатые, нежели бедные. С телевизором — наоборот.

Коренные москвичи чаще, чем приехавшие в Москву, пользуются интернетом, и реже — телевизором. Треть молодых женщин и более трети — немолодых держат телевизор включенным по 3–5 часов в день, ещё 18% более молодых и 24% старших женщин находятся рядом с включённым телевизором по 6 и более часов в день.

Мужчины пользуются телевизором более избирательно. 22% более молодых, 17% более пожилых мужчин имеют его включенным, по их словам, менее часа в день. Наиболее частый их ответ (36% и 40% соответственно), что у них телевизор работает 1–3 часа. Налицо два разных режима использования телевизора: избирательное («мужской» тип) и неизбирательное («женский» тип).

Модальный российский телезритель это «женщины 40+». Наше исследование это подтверждает, но добавляет, что на просторах московской периферии готовятся к этой социальной роли женщины моложе 40 лет. Пребывание в зоне влияния телевидения по нескольку часов заменяет им потребление города, городской среды и её фокусов в лице центра города в лице учреждений культуры.

В этом контексте интересно, что молодые женщины чаще остальных говорили, что парк или сквер находится близко от их дома. Прогулка в парке — такой городской вариант антиурбанистического поведения — им более доступен, чем поведение городское. Таковое им заменяет телевизор как суперурбанистическая виртуальная среда. Другое дело, что они предпочитают или вынуждены предпочесть этот пассивный вид виртуального потребления более активному, которое представляет компьютер.

Центр города не интересен периферийным москвичам

Досуговое потребление центра города характерно для старших мужчин, они выбираются в центр чаще всех (27%).

Отдых (в т.ч. в форме шоппинга) в моллах сразу за МКАД выбирают чаще те, кто живут в поясе «периферии», примыкающем к границе Москвы. Однако все эти формы досугового времяпрепровождения имеют куда меньшее распространение, чем досуг дома или в своём районе. Женщины проводят свободные часы скорее дома, мужчины — скорее в своём районе. Осёдлость обеих гендерных частей московского периферийного социума несомненна. Они не хотели бы отсюда никуда уезжать.

О том, что вовсе не бывают в центре Москвы, сообщают почти 30% женщин после 40 лет (те, кто больше всего смотрит телевизор) и 22% женщин моложе 40. О поездках с деловыми (работа, учёба) целями в центр сообщают 50% молодых мужчин. Мужчины же чаще женщин ездят в центр для встреч со знакомыми (37%). О целях сходить в музей, театр мужчины также рапортуют существенно чаще женщин (37% против 27%), о походах в кино — в два раза чаще (22% и 31% против 9%).

Мужчины же в 2–3 раза чаще женщин посещают центр Москвы ради того, чтобы посидеть в ресторане или кафе. Прогуляться по улицам центра Москвы особенно нравится мужчинам старше 40 лет (29%).

За покупками повседневного характера в центр ездить не принято. Уж если за покупками, то в крупном торгово-развлекательном центре.

Опрос показал, что основные поездки в будни москвичи периферии совершают внутри пояса между МКАД и ТТК.

Из приведенных данных можно заключить, что чем ближе к Кремлю как «центру центра», тем меньше москвичей туда добираются в будни. Для большинства москвичей центр города нужен как символический, а не деловой ресурс. Кроме того подтверждается и тезис о том, что радиально-кольцевая структура Москвы есть не только структура путей сообщения. Она сохраняет своё значение регулятора отношений с «периферией», отгораживая центр от наплыва с периферии. Сейчас эту функцию последовательных преград исполняют не городские стены и не проложенные на их месте магистрали, а сохранившаяся с тех времен функциональная специализация поясов Москвы, а также сохраняющаяся в служебном дискурсе московских правоохранителей иерархия статусов этих поясов, а соответственно и требований к поддержанию порядка, как они его понимают.

На фокус-группах прямо говорилось, что «в центре хорошо, туда чёрных почти не пускают».

Источник? https://ttolk.ru/

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я