додому Економіка Экспортные надежды

Экспортные надежды

26

Максим ПОЛЕВОЙ

В 2018 году украинский товарный экспорт продолжает расти, хотя и не так быстро, как в предыдущем. Эксперты говорят о формировании устойчивого тренда – но до “довоенных” объемов еще далеко.

За 5 месяцев года товарный экспорт из Украины вырос относительно января-мая-2017 на 12,9%, до 19,5 млрд долл. Из числа ведущих товарных подгрупп наибольший рост показали черные металлы (+31,4%), машины и оборудование (+21%), химия (+18,5%).

Напомним, в 2017-м отечественный экспорт товаров вырос на 19%, до 43,3 млрд долл. В стоимостной структуре 20% заняли черные металлы, 15% – зерновые, 10,6% – органические жиры и масла, 9,9% – машиностроительная продукция. Конечно, это не уровень 2012 года в 68,8 млрд долл. – но восстановительный тренд сохраняется.

Время роста

Для сравнения, в 2012 году металлы составили 22,3% товарного экспорта, зерновые – 10,2%, жиры и масла – 6,1%, машиностроение – 10,2%. Тем самым, при значительном росте доли агросырья и продовольствия, удельный вес металлов и машин в структуре почти не изменился. За счет чего же произошло перераспределение? Статистика показывает, что за счет таких подгрупп, как минеральные продукты (с 11,1% до 9,1%), химпром (с 7,4% до 3,8%) и особенно транспортные средства (с 8,7% до 1,4%). Поставки ж/д, автомобильного и др. транспорта упали прежде всего из-за недружественной политики России, которая еще в 2012-м начала давление на Киев через закрытие своего рынка для украинской продукции. Это ударило и по остальному машиностроению: если в 2012-м наша страна поставила в РФ всех видов машиностроительных товаров на 6,8 млрд долл., то в 2017-м это было 1,1 млрд долл., и то после определенного восстановительного роста по большинству подгрупп в течение года.

Итак, в нынешнем году темпы восстановительного роста экспорта сократились и по результатам года в денежном выражении могут составить 12-15%. В первую очередь это связано с выравниванием сравнительной базы: в 2017-м показатель увеличения экспортных поставок был усилен их обвалом в 2015-16-м. Восстановительный рост будет продолжаться в 2018-20 годах, а параллельно будет действовать эффект от усилий экспортеров и Кабмина по продвижению продукции на внешние рынки. Если удастся сохранить позитивную динамику на уровне 15%, это будет ощутимым позитивом для Украины и ее экономики. Помешать могут внутренние форс-мажоры (прежде всего политические), а также события в мировой экономике и торговле, которая сейчас сталкивается с существенными вызовами на фоне начатых США торговых войн (особенно с Китаем).

А вот в числе позитивных факторов – прогресс в переговорах о свободной торговле с Израилем и Турцией. Так, в начале августа завершена юридическая проверка проекта соответствующего соглашения с Тель-Авивом: согласован текст 12 разделов и приложений, а также применение терминов. В 2017-м экспорт в Израиль вырос на 23,8%, до 604,6 млн долл. преимущественно за счет зерновых, доля которых в общей стоимости поставок в эту страну составила 46,5%. В течение 5 мес. этого года тенденция сохранялась: +5,6%.

Продолжаются переговоры о ЗСТ и с Анкарой – они тянутся уже много лет из-за желания сторон выторговать для себя побольше выгод. Турция остается важным торговым партнером и в 2017-м обеспечила 5,8% отечественного товарного экспорта, или 2,6 млрд долл. – при годовом росте на 22,9%. Притом профицит торговли с Анкарой составил 1,3 млрд долл.; в структуре украинских поставок на турецкий рынок доминируют черные металлы (42,5%, рост по подгруппе в прошлом году на 9,8%).

Что касается ассоциации и свободной торговли с Евросоюзом, то, несмотря на всю критику, эксперты констатируют системный позитив этого формата для Украины. По словам исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, у нашей страны есть стимул, движитель, заставляющий проводить структурные преобразования в политической и экономической плоскости. “Причем борьба с коррупцией, строительство демократических институтов, дерегуляция и оздоровление бизнес-среды имеют долгосрочный эффект: улучшается деловой и инвестиционный климат, снижаются экономические риски, увеличиваются темпы экономического роста и, что очень важно, условия жизни населения”, – говорит экономист. В свою очередь, оздоровление экономики создает предпосылки для большей конкурентоспособности производимых товаров на внутренних и внешних рынках, а значит – для развития экспорта.

По странам и товарам

Утрата российского рынка заставила многие отечественные предприятия “встать с дивана” и действовать, работать, искать альтернативы, продолжает специалист по экономической политике Виталий Кулик: “Они стали активнее коммуницировать непосредственно с потребителями из разных стран, ездить на выставки, продвигать украинскую продукцию. И диверсифицировать рынки сбыта действительно получается. Наши товары закупает и сертифицирует ЕС, а это нормативно открывает для нас те направления, где мы раньше не присутствовали и где важно наличие европейской сертификации: Южная Корея, Япония, ряд арабских стран. Собственно, об этом шла речь с самого начала разговоров об Ассоциации, но последовавшие трудности с экономикой и экспортом как-то отодвинули эти позитивы на второй план. Тем не менее они реальны и действуют”.

А замглавы Минэкономразвития и торговый представитель Украины Наталья Микольская обращает внимание, что многие международные компании уже разместили производственные мощности в нашей стране и отправляют выпущенную здесь продукцию на глобальные рынки, пример – компоненты для автопрома, электротехники, или же кондитерские товары изделия мировых марок. Она уверена, что важным фактором наращивания экспорта является привлечение инвестиций в национальную промышленность: кроме вложений в современные технологии и оборудование, инвесторы способны приводить с собой свои или дружественные дистрибьюторские сети, торговых агентов, контакты, которые помогают продавать продукцию на экспортных направлениях. В целом же инвестирование в качественное развитие отечественного промышленного производства, смещение его структуры в пользу передельных изделий с повышенной добавленной стоимостью позволит сделать украинский экспорт более востребованным и прибыльным, наполняя экономику ресурсами.

Возвращаясь к экспортной динамике по странам, отметим, что в январе-мае-2018 усилился прошлогодний тренд роста товарных поставок в США: за отчетный период начала года они увеличились на 35,9% до 411,8 млн долл., а в 2017-м рост составил аж 94,1% (до 828,1 млн долл.). Главным драйвером роста до последнего времени были черные металлы, доля которых в общей структуре товарного экспорта из Украины в Соединенные Штаты в текущем году достигла 67,3%, но теперь ввиду протекционистской политики Вашингтона металлопоставки могут ослабнуть.

А вот зафиксированное в 2017-м частичное возрождение поставок в Россию (на 9,6% до 3,9 млрд долл.) в этом году сменилось новым спадом, на 5% за анализируемую часть года, что неудивительно: в сегодняшней обстановке экспорт в РФ вряд ли может быть стабильным. Конфликт с Москвой продолжает влиять и на торговлю с Казахстаном, мешая отечественным товаропотокам: в 2017-м поставки в эту страну ослабли на 7%, до 372,1 млн долл., и в 2018-м тенденция сохраняется. Зато развивается белорусское направление: в 2017 – на 26,5%, до более чем 1,1 млрд долл., за 5 мес. 2018 – еще на 28,4%. А продажи в Молдову в 2017-м выросли на 47,1%, она занимает 3-е место по потреблению украинской продукции среди стран экс-СССР.

Экспорт в Европу в минувшем году увеличился на 29,8%, до 17,9 млрд долл., обеспечив 41,4% всех экспортных поступлений; в январе-мае-2018 тренд сохранился, дав еще 22% прироста. Самая успешная динамика из числа европейских стран в 2017-м была с Австрией (+48,1%), Британией (+51,1%), Нидерландами (+68,4%); отдельно отметим Венгрию (+26%), развитию торговли с которой пока что не мешают политические перипетии. При этом заметную долю поставок в самые разные европейские государства составляют машины, оборудование и транспортные средства: в Венгрию (55,8%), Германию (28,9%), Исландию (25,1%), Латвию (16%), Литву (15,6%), Мальту (33,9%), Норвегию (34,7%), Польшу (14,6%), Румынию (17,4%), Словакию (16,2%), Чехию (25,8%), Эстонию (32,4%). Это иллюстрирует, что в Европе могут быть конкурентоспособны не только сырье и полуфабрикаты из Украины, но и машиностроительные товары. В стоимостной структуре экспорта в Британию, Данию, Нидерланды или Швецию они тоже занимают по 7-8%.

В Азии прогресс достигнут с крупнейшими потребителями – КНР (+11,3% в 2017-м и +13,8% за 5 мес. 2018-го) и Индией (+15,9% и +5,8% соответственно). В Поднебесной результат также получен во многом благодаря машиностроению, доля которого составила 9,9%, а рост по некоторым подгруппам – в 3,8 раза (подгруппа 84 УКТ ВЭД). Восстанавливаются поставки и на важных второстепенных направлениях: экспорт в Грузию в 2017-м вырос на 7,7%, а в этом году темпы ускорились до 29,1%. Из числа относительно новых для Киева азиатских рынков выделим Ирак, куда также все активнее идет отечественная продукция, особенно металлургическая.

В Африке отметим развитие экспорта в Алжир на 26,1% в 2017-м и еще на 1,6% в текущем году. А вот на египетском направлении поставки продолжают уменьшаться вследствие мер Каира против импорта металлопродукции и продовольствия. В общей сложности экспорт товаров на Черный континент в прошлом году вырос на 4,7% и превысил 4 млрд долл., а с начала этого года – наоборот, упал на 7,7%. В целом у украинского товарного экспорта есть предпосылки для дальнейшего развития, и остается рассчитывать, что они будут использованы в реальном воплощении, причем с акцентом на продукции с высокой добавленной стоимостью.

Источник: Минпром

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я